Использование Су-джок терапии для активизации речевого развития дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
статья по развитию речи (старшая группа)

Шишкова Ольга Владимировна

Использование Су-джок терапии для активизации речевого развития дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon su-dzhok.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Использование Су-джок терапии для активизации речевого                   развития дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

 

Степень развития мелкой моторики пальцев рук влияет на состояние речи ребенка. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. «Ум ребенка находится на кончиках пальцев», сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова.

       «В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании, проведённом М.И. Звонарёвой и Т.П. Хризман было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные исследования говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук». Именно поэтому в коррекционной работе и логопеды, и воспитатели большое внимание уделяют развитию мелкой моторики: пальчиковым играм, играм с мозаикой, с песком, играм с манипулированием мелкими предметами. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Поэтому Су-Джок терапия так же может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. А формирование речи способствует развитию мышления. Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга.           Упражнения с использованием Су-джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать упражнения интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время упражнения. «Приемами Су-джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп. Вся работа  проводится с помощью Су-джок стимуляторов–массажеров, один из которых представляет собой шарик –. Что же такое су-джок?

Массажный мяч су-джок (или су-джок) – это особой конструкции шарик с шипами, две соединенные полусферы, внутри которого, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Они прорабатывают рефлекторные точки кистей и стоп, благодаря чему можно восстановить определенные функции организма, предупредить развитие некоторых заболеваний. Су-джок терапия пришла к нам из восточной медицины, помогает избавляться от хронических болезней, депрессии, неврозов, физической усталости, активизировать речь у воспитанников, за счет воздействия на определенные участки мозга через специальные точки на конечностях

 Формы работы с Су-джок материалом – самые разнообразные. Прежде всего, это различные пальчиковые упражнения как шариком Су-джок, так и с эластичным кольцом. Движения могут быть различными – круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д. Эту работу можно проводить в течение 1–2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на упражнениях». Таким образом, изучение теоретического материала дает возможность сделать вывод: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие, формирование навыков письма, развитие мышления и внимания, памяти находятся на высоком уровне.

       Поэтому элементы су-джок включаются в реабилитационный комплекс упражнений для воспитанников с речевыми задержками и нарушениями. В логопедии су-джок активно используется, так как развивает: фонематический слух, лексикуграмматику,ориентациювпространстве, произношение, мелкую моторику.  

Во время таких занятий происходит стимуляция областей мозга, которые отвечают за речь, память, концентрацию внимания. В комплексе терапия способствует постепенной коррекции логопедических нарушений.

Примерные игры и упражнения:

Для развития речевых навыков, памяти, внимания у детей, актуальны упражнения в игровой форме:  

1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/  

Я мячом круги катаю,  

Взад - вперед его гоняю.  

Им поглажу я ладошку.  

Будто я сметаю крошку,  

И сожму его немножко,  

Как сжимает лапу кошка,  

Каждым пальцем мяч прижму,  

И другой рукой начну.  

2. Пальчиковая игра «Мячик - ёжик». /упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой/

Ежик колет нам ладошки,                 (катаем шарик в разных направлениях)

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –                (шариком ударяем по ладошке)

Ручки к школе нам готовит.

Мячик-ежик мы возьмем,                    (подбрасываем мячик вверх)

Покатаем и потрем.                            (прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем,                  (опять подбрасываем мячик)

И иголки посчитаем.                               (пальчиками мнем иголки мячика)

Пустим ежика на стол,                         (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем                         (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем…                       (катаем мячик по столу)

Потом ручку поменяем                           (меняем руки)

3. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/  

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/  

Вышли пальцы погулять,  

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.  

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.  

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.  

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.  

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.  

4. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания  

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

 Упражнение «Зайки». Целью является развитие мелкой моторики и осязательных ощущений. Дети повторяли за экспериментатором: «На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями) Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шаром) И катались по траве, (катать вперед – назад) От хвоста и к голове. Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром) Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку) Мимо змеи проползали, (вести по ладошке) «С добрым утром!» – им сказали. Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха–мать. (гладить шаром каждый палец)»

 Список используемой литературы:

 1. Абрамович, О.Д. Домашний логопед. Полный справочник [Текст]

 О.Д. Абрамович, О.Ю. Артапухина – М., 2007. – 117 с

2. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры.– М.: «Карапуз», 2007. – 59 с.

 3. Белопольская, Н.Л. Патопсихология [Текст] / Н.Л. Белопольская. – М. : Когито–центр, 2014. – 142 с.

4. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.Н. Блинова.

 – М. : ЭНАС, 2012. – 136 с.

5. Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения [Текст] / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

– 76 с.

6. Бот, О.С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / О.С. Бот.

– М.: Дефектология,1983. – 99 с.

7. Власова, Т.А. Актуальные проблемы клинического изучения общего недоразвития речи [Текст] / Т.А. Власова, К.С. Лебединская. – М. : Дефектология, 2013. – 18 с.

 8. Воробьева, Л.В. Развивающие игры для дошкольников. [Текст] / Л.В. Воробьёва – СПб. : «Литера», 2006. – 32 с.

9. Воспитание детей дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М. : Логос, 2012. – 123 с.

10. Гриншпун, Б.М. О классификации речевых расстройств. Расстройства речи у детей и подростков [Текст] / Б.М. Гриншпун, С.С. Ляпидевский. – М. : Просвещение, 2014. – 186 с.

11. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л. Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 2014. – 112 с.

12. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст] / Н.С. Жукова – М. : Академия, 2014. – 320 с.

13. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [Текст] / О.И. Крупенчук. – 41 СПб. :«Литера», 2007. – 33 с.

14. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р.Е. Левина

15.Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...

Эстетическое воспитание и активизация речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи в работе с тканью, используя технику "Текстильная пластика"

Эстетическое воспитание и активизация речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи в работе с тканью, используя технику "текстильная пластика"...

Влияние биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние фи...

Эстетическое воспитание и активизация речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи в работе с тканью, используя технику «текстильная пластика».

В статье рассматривается формирование эстетического отношения к окружающему миру. Воспитание художественного вкуса, потребности в познании прекрасного . Рассматривается формирование художественного ум...

Су-джок терапия для активизации речевого развития ребенка

Су-джок терапия для активизации речевого развития ребенка...

Особенности влияния письменной речи на речевое развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи

Статья посвящена проблеме усвоения письма   и влиянии на речевое развитие ребёнка с общим недоразвитием речи....

Су - Джок терапия для активизации речевого развития детей. Массажер Су -Джок.

Усилия работников ДОУ в наше время направлены на оздоровление каждого ребенка - дошкольника. Одним из средств решения обозначенной задачи становится применение здоровьесберегающих технологий. В послед...