Консультация для воспитателей на тему: «Фонетическая ритмика как эффективное средство речевого развития у дошкольников».
консультация по развитию речи

Зарипова Диляра Зифировна

Фонетическая ритмика — система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала сопровождается движениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonoritmika.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Фонетическая ритмика как эффективное средство речевого развития у дошкольников».

Эффективным методическим приемом для работы над звуками является фонетическая ритмика. С помощью фонетической ритмики ребенок быстрее запоминает буквы. 

Фонетическая ритмика — система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). 

У детей с нарушениями речи разной степени тяжести могут быть проблемы не только со звукопроизношением, но присутствовать нарушения голоса, дыхания, темпа и ритма речи. Многие из них говорят на выдохе, а не на вдохе, им не хватает воздуха, чтобы закончить начатую фразу, поэтому к ее концу голос заметно становится тише.

Кроме того, что фонетическая ритмика помогает нормализовать речевое дыхание, менять высоту и силу голоса, воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах, воспроизводить звуки, слоги и слова в заданном темпе, воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы, освоить слоговую структуру слова, фонетическая ритмика мотивирует и подготавливает ребенка к освоению чтения и письма.

Фонетическая ритмика — это движения, а дети любят двигаться. Они повторяют движения легко, играя. Играя, учатся говорить правильно. Ребенку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука. Каждый звук подкрепляется его визуальным образом и буквой, какой он обозначается. С помощью фонетической ритмики удается быстрее сформировать нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв.

В структуру занятий по фонетической ритмике входит:

- ритмическая разминка;

- дыхательная гимнастика;

- упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика);

- артикуляционная и мимическая гимнастика;

- произнесение звука с движением и визуальным подкреплением (картинкой-образом);

- интонационное произнесение звука (проговаривание в игровой ситуации);

- произнесение звуков в слогах, с последующим прочтением;

- проговаривание с помощью ритмических движений слов и прочтение их.

Работа в данном направлении обеспечивает возможность слить воедино творческое овладение детьми навыками чтения и достижения психологического комфорта.

Цели и задачи фонетической ритмики:

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики способствует следующему:

  • у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;
  • улучшается фонематический слух;
  • нормализуется речевое дыхание;
  • формируется умение изменять силу и высоту голоса;
  • улучшается ритмико- интонационная сторона речи;
  • уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;
  • повышается речевая активность детей.

Фонетическая ритмика стимулирует у детей появление начала собственной активной речи. При выполнении упражнений одновременно работает слуховая, зрительная и кинестетическая системы, в результате чего улучшается произношение звуков. В дальнейшем, когда звукопроизношение не будет сопровождаться движениями, полученные навыки никуда не денутся, т.е. ребенок будет лучше произносить звуки в своей повседневной речи.

Игровые упражнения.

Звук «А».

Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а..», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.

Интонация радости.

Звук «О».

Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.

Интонация удивления.

Звук «У».

И.п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у

у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.

Интонация угрозы.

Звук «Э».

И.п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч. Локти опущены (поза хирурга), одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.

Интонация укора.

Звук «И».

И.п.: руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и…», дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.

Интонация удивления и радости.

Звук «Ы».

И.п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением отводят в стороны согнутые в

локтях руки («растягивают пружину»).

Звук «Ы» произносится сердито.

Обычно к 4 — 5 годам произношение практически выправляется, но бывает, что проблема держится намного дольше. Используя упражнения фонетической ритмики, можно помочь ребенку скорее освоить трудные звуки, а затем закрепить достигнутые успехи.

Кроме того, подобные речевые игры способствуют развитию слухового внимания и памяти («Запомни и повтори»), формированию первичного навыка звукового анализа («Угадай, сколько звуков я произнесла. Пропой первый звук; второй.).

Попробуем «приручить неподдающихся» с помощью гимнастики.

Звук «С»

«Надуть шарик»

Поднести к губам пальцы, сжатые в щепотку. Коротко и ритмично произнося «с-с-с…», дети плавно поднимают руки вверх и соединяют их в лицо над головой (имитируют надувание воздушного шарика).

Звук «З».

«Ловля комаров»

Вариант 1. Произнося звук «з-з-з…», дети имитируют ловлю комаров.

Вариант 2. дети встают парами лицом друг к другу. Руки согнуты в локтях. Малыши касаются ладошками ладоней друг друга. Произнося «з-з-з…», поочередно и ритмично сгибают и разгибают руки с легким нажимом на ладони партнера, совершая движения, похожие на движение педалей. Данное движение можно использовать для проговаривания слогов  за - зо- зу - зы.

Звук «Ц»

Произнося звук «Ц», дети подносят указательный палец к губам, как бы призывая к тишине.

Звук «Ш».

Вариант1. Произнося «ш-ш-ш…», быстро трут ладошки друг о друга.

Вариант 2. Шарик лопнул.

Дети соединяют руки в кольцо над головой, изображая воздушный шарик. Хлопают в ладоши над головой (шарик лопнул), затем произнося «ш-ш-ш…», медленно и плавно опускают руки и соединяют их в замок на уровне груди (шарик сдулся).

Звук «Ж».

И.п.: руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося «Ж-ж-ж…», дети совершают быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторяют движение с

разжатыми пальцами.

Звук «Щ».

«Щетки автомобиля»

И.п.: руки согнуты на уровне груди, локти внизу, ладони от себя. Коротко и многократно произнося звук «Щ», дети ритмично двигают руками вправо-влево, имитируя работу

щеток автомобиля..

Звук «Л».

Фонарики.
Произнося «ла-ла-ла», дети вращают кистями рук над головой, делают «фонарики». Это же используется при произнесении слогов –ло, -лу-, -лы-.

«Неваляшки»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки в положении «фонарики». Дети покачиваются влево-вправо,переступая с ноги на ногу и нараспев произносят слоги –ла-, -ла-, -ла-, изменяя высоту голоса на каждый слог. Словно шагая по лестнице вверх и обратно. Упражнение повторяется на слоги –ло-, -лу-, -лы-.

Звук «Р».

«Моторчики»
И.п.: произнося «р-р-р-…», дети делают вибрирующие движения кулачками. Движения быстрые, мелкие, напряженные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Фонетическая ритмика как эффективное средство речевого развития у дошкольников».

Фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение. Детям предлагают для подражания различные движения, которые сопровождаются произнесением звуков, звукосочетаний, слов...

Су-Джок терапия как эффективное средство речевого развития старших дошкольников

Су-Джок терапия как эффективное средство речевого развития старших дошкольников...

«Фонетическая ритмика как эффективное средство речевого развития у дошкольников».

laquo;Фонетическая ритмика как эффективное средство речевого развития у  дошкольников»....

Презентация к консультации для воспитателей по теме "Музыкально-ритмическая деятельность как средство речевого развития детей в ДОУ"

Презентация к консультации для воспитателей по теме "Музыкально-ритмическая деятельность как средство речевого развития детей в ДОУ"...

План работы по самообразованию Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство речевого развития детей 4-5 лет».

Проблема: дети имеют низкий уровень речевого развития.Цель: повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, внедрять в работу инновационные методы и приемы.Срок работы над темой: 20___ - 2...