План кружковой работы по речевому развитию в старшей группе "Мои первые шаги к азбуке"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Цель: Создать условия для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения обучения грамоте и развития связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhk.rabota22-23gg.docx33.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Зам.заведующего

МБДОУ г. Иркутска

детского сада № 175

Е.Д.Черкашина

ПЛАН

КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

по речевому развитию детей

в старшей группе № 3

«Мои первые шаги к азбуке»

 

                                                               Разработали: воспитатели группы № 3

                                                                       Васильева Н.А.,

                                                                       Мотчанова И.П.

г. Иркутск, 2022 – 2023г г.

Пояснительная записка

В настоящее время родители стараются быстрее научить ребенка читать и писать. Большинство из них полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно писать и читать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений. К основным причинам подобного явления относятся: несформированность навыков звукового анализа и синтеза, нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической модели». К. Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко - слоговое строении слова». Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее. Следовательно, основой для обучения грамоте является общее речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.

Особенностью данной кружковой работы является использование принципа включения детей в целостную мотивированную деятельность, в процессе которой дети в игровой форме решают поставленные перед ними задачи. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации каждого занятия подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв. Проводить работу с дошкольниками предполагается не в форме регламентированных учебных занятий, а в форме непринужденной деятельности взрослого с детьми.

Актуальность темы кружковой работы является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствуют развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.

Цель: Создать условия для  интеллектуального развития детей в процессе овладения обучения грамоте и развития связной речи

Задачи:

Образовательные:

Формировать и развивать у детей фонематический слух;

Учить детей владеть звуковой стороной речи  – темпом, интонацией;

Знакомить со слоговой структурой слова;

Формировать умение правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;

Формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;

Расширять словарный запас детей;

Знакомить с графическим изображением буквы;

Учить соотносить звук и букву;

Развивающие:

Развивать слуховое восприятие;

Воспитательные:

Воспитывать у детей любовь к родному языку, нравственные качества: терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим; усидчивость; способность к самостоятельному выполнению заданий.

Ожидаемые результаты:

Хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; знать порядок букв и их названия;

Различать гласные и согласные (твердые - мягкие, звонкие – глухие) звуки;

Проявлять любовь к родному языку;

Общие сведения о кружке.

Работа проводится вне занятий во вторую половину дня.

Длительность занятий  25 минут.

Количество занятий в месяц – 8.

Месяц

 №

недели

Тема недели

   № занятия

Работа с детьми

Использованная литература

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Мой любимый детский сад

Моя безопасность

Осень в гости к нам пришла

Осень в гости к нам пришла

Осень в гости к нам пришла

Осень в гости к нам пришла

Золотые руки мастеров

Золотые руки мастеров

Неделя здоровья

Моя семья

Мир животных

Мир животных

Мир животных

Здравствуй, зимушка- зима!

Здравствуй, зимушка- зима!

Здравствуй, зимушка- зима!

Мир сказок

Мой дом

Мой дом

Россия – Родина моя

Россия - Родина моя

Мой город

Мой город

Весеннее настроение

Весеннее настроение

Мир растений

Мир растений

Мир растений

Моя вселенная

Мир растений

Мир растений

Моя безопасность

Моя безопасность

Лето красное прекрасное

Лето красное и прекрасное

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Знакомство со звуком «А»;

Чистоговорка со звуком «А»;

Заучивание Стих-я И.Гуриной «Мой любимый детский сад». Рассматривание сюжетной картины по теме

Повторение: Звук «А», чистоговорка, стих-е.

Чтение худ  .лит- ры  К .Чуковский «Перепутанная сказка»

Знакомство с звуком «Б»;

Чистоговорка звука «Б»;

Заучивание стих-я Н .Кончаловская «Зебра»

Повторение: Звук «Б», чистоговрка, стих-е.

Чтение худ. лит -ры (интернет) «Сказка про город дорожных знаков»

Знакомство со звуком «В»;

Чистоговорка звука «В»;

Заучивание стих-я: Н. Нищева «Листья»

Повторение: Звук «В», чистоговорка, стих-е.

Чтение худ. лит-ры: И. Соколов- Микитов «Листопадничек»

Знакомство со звуком «Г»;

Чистоговорка звука «Г»;

Заучивание стих-я: А. Плещева «Осень наступила, высохли

цветы».

Повторение: Звук «Г», чистоговорка, стих-е.

Чтение худ. лит-ры: В. Осеевой «Синие листья».

Знакомство со звуком «Д»;

Чистоговорка звука «Д»;

Заучивание стих-я:  В. Степанова «Птицы улетают».

Повторение: Звук «Д», чистоговорка, стих-е.

Чтение худ. лит-ры: «Серая Шейка».

Знакомство со звуком «Е»;

Чистоговорка звука «Е»;

Заучивание стих-я: А. Плещева «Миновало лето».

Повторение: Звук «Е», чистоговорка, стих-е

Чтение худ. лит-ры: В. Бианки «Осень».

Знакомство со звуком «Ё»;

Чистоговорка звука «Ё»;

Заучивание стих-я: «У папы золотые руки, живём мы не

зная скуки».

Повторение: Звук «Ё», чистоговорка, стих-е.

Чтение худ. лит-ры: В. Сутеев «Умелые руки»

Знакомство со звуком «Ж»;

Чистоговорка звука «Ж»;

Заучивание стих-я: А. Пушкина «Уж небо осенью дышало»

Повторение: Звук «Ж», чистоговорка, стих-е.

Чтение худ. лит-ры:  Г.Х Андерсона «Гадкий утенок»

Знакомство со звуком «З»;

Чистоговорка звука «З»;

Заучивание стих-я: Зарядка

Повторение: Звук «З», чистоговорка, стих-е.

Чтение худ. лит-ры: Г. Остер «Зарядка для хвоста».

Знакомство со звуком «И»;

Чистоговорка со звуком «И»;

Заучивание стих-я: «Наша дружная семья»

Повторение: Звук «И», чистоговорка, стих-е.

Чтение худ. лит-ры: О. Китайкина « Моя семья самая дружная»

Знакомство с звуком «Й»;

Чтстоговорка звука «Й»;

Заучивание стих-я: «Охрана животных»

Повторение: Звук «Й», чистоговорка, стих-е.

Чтение худ. лит-ры: К. Паустовский «Барсучий нос»

Знакомство со звуком «К»;

Чистоговорка звука «К»;

Заучивание стих-я: «Синичка»

Повторение: Звук «К», чистоговорка, стих-е.

Чтение худ. лит-ры: «Как снегирь и синичка подружились»

Знакомство со звуком «Л»;

Чистоговорка звука «Л»;

Заучивание стих-я: «Медведь»

Повторение: Звук «Л», чистоговорка, стих-е.

Чтение худ. лит-ры: Р.Н.С  «Зимовье зверей»

Знакомство со звуком «М»;

Чистоговорка звука «М»;

Заучивание стих-я: И. Суриков «Зима»

Повторение: Звук «М», чистоговорка, стих-е.

Чтение худ. лит-ры: Р.Н.С «Морозко»

Знакомство со звуком «Н»;

Чистоговорка с звуком «Н»;

Заучивание стих-я: А. Усачев «Ёлочка»;

Повторение: Звук «Н», чистоговорка, стих-е.

Чтение худ. лит-ры: Х.К Андерсон «Снежная королева»

Знакомство со звуком «О»;

Чистоговорка звука»О»;

Заучивание стих-я: «Новый год».

Повторение: Звук «О», чистоговорка, стих-е.

Чтение худ. лит-ры: Р.Н.С «Снегурочка»

Знакомство со звуком «П»;

Чистоговорка звука «П»;

Заучивание стих-я: «В мире сказок»

Повторение: Звук «П», чистоговорка, стих-е.

Чтение худ. лит-ры: Х.К Андерсон «Стойкий оловянный солдатик»

Знакомство со звуком «Р»;

Чистоговорка с звуком «Р»;

Заучивание стих-я: С. Есенин «Белая береза» (2столбца)

Повторение: Звук «Р», чистоговорка, стих-е.

Чтение худ. лит-ры: терапевтическая сказка

«Сказка, которая научит заботиться о своем доме»

Знакомство со звуком «С»;

Чистоговорка звука «С»;

Заучивание стих-я: С. Есенин «Белая береза» (окончание)

Повторение: Звук «С», чистоговорка, стих-е.

Чтение худ. лит-ры: М. Пляцковский «Прыгающий домик»

Знакомство со звуком «Т»;

Чистоговорка звука «Т»;

Заучивание стих-я: К.Крестен «В феврале, в феврале».

Повторение: Звук «Т», чистоговорка, стих-е.

Чтение худ. лит-ры: В. Осеева «Отцовская куртка»

Знакомство со звуком «У»;

Чистоговорка звука «У»;

Заучивание стих-я: В. Степанов «Что мы родиной зовем»

Повторение: Звук «У», чистоговорка, стих-е.

Чтение худ. лит-ры: А.Гайдар «Сказка о военной тайне»

Знакомство со звуком «Ф»;

Чистоговорка звука «Ф»;

Заучивание стих-я: «Военный праздник»

Повторение: Звук «Ф», чистоговорка, стих-е.

Чтение худ. лит-ры: Былины о богатырях русских

«Былина про Илью Муромца»

Знакомство со звуком «Х»;

Чистоговорка звука «Х»;

Заучивание стих-я: Ю. Хапалова «Любимый Иркутск»

Повторение: Звук «Х», чистоговорка, стих-е.

Чтение худ. лит-ры: Т. Лобанова «Мой любимый город

Иркутск»

Знакомство со звуком «Ц»;

 Чистоговорка звука «Ц»;

 Заучивание стих-я: «С 8 Марта»

Повторение: Звук «Ц», чистоговорка, стих-е.

Чтение худ. лит-ры: В. Осеева «Сыновья»

Знакомство со звуком «Ш»;

Чистоговорка звука «Ш»;

Заучивание стих-я: К. Ушинский «Весна»

Повторение: Звук «Ш», чистоговорка, стих-е.

Чтение худ. лит-ры: «Весна»  (интернет).

Знакомство со звуком «Щ»;

Чистоговорка звука «Щ»;

Заучивание стих-я: «Уж тает снег, бегут ручьи»

Повторение: Звук «Щ», чистоговорка, стих-е.

Чтение худ. лит-ры: В. Бианки «Заяц Косач, медведь, весна»

Знакомство со звуком «Ы»;

Чистоговорка звука «Ы»;

Заучивание стих-я: «Подснежник».

Повторение: Звук «Ы», чистоговорка, стих-е.

Чтение худ. лит-ры: С. Козлов «Необыкновенная Весна»

Знакомство со звуком «Э»;

Чистоговорка звука «Э»;

Заучивание стих-я: Б. Заходер «Ласточка»

Повторение: Звук «Э», чистоговорка, стих-е.

Чтение худ. лит-ры: В. Катаев «Цветик семицветик».

Знакомство с звуком «Ю»;

Чистоговорка звука «Ю»;

Заучивание стих-е: В. Берестов «Луноход»

Повторение: Звук «Ю», чистоговорка, стих-е.

Чтение худ. лит-ры: «Расскажите детям про космос»

Пособие- интернет

Знакомство со звуком «Я»;

Чистоговорка звука «Я»;

Заучивание стих-я: В. Жуковский «Приход весны»

Повторение: Звук «Я», чистоговорка, стих-е.

Чтение худ. лит-ры: «Сказки о комнатных растениях»

Интернет

Повторение звуков «Алфавит»;
Чистоговорки по звукам.

Чтение худ. лит-ры: Г. Коротков «Кораблик из бумаги».

Знакомство с гласными звуками

Заучивание стих-я: Первомай»

Чтение худ. лит-ры: Приключения «Синички – невелички»

Знакомство с согласными звуками.

Заучивание стих-я: «9 Мая»

Чтение худ. лит-ры: А. Платонов «Маленький солдат»

Повторение звуков «Алфавит»;

Заучивание стих-я: «Ландыш».

Повторение стих-я

Чтение худ. лит-ры: «Г. Остер «Котенок по имени Гав».

Повторение звуков «Алфавит»;

Заучивание стих-я: Ф. Тютчев «Люблю грозу в начале мая»

Повторение: Стих-я

Чтение худ. лит-ры: А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»

Картотека чистоговорок, скороговорок, стихотворений;

Предметные картинки;

Сюжетные картинки по темам недели

Использованная литература:

1. А.И.Максаков «Воспитание звуковой культуры речи»

2. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе»

Колесникова, Е. В. «От звука к букве» / Е. В. Колесникова. – М. : Просвещение, 2008. – 144 с.

3. Тумакова, Г. А. «Учите играя» / Г. А. Тумакова, А. И Максакова. –  М. : Просвещение, 2003. – 84 с.

4. Ушакова, О. С. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» /
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Владос, 2002. – 128 с.  

5. Ушакова, О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников» (игры, упражнения, конспекты занятий) / О. С. Ушакова. – М. : ТЦ «Сфера», 2006. – 112 с.

6. Шумаева, Д. Г. «Как хорошо уметь читать» / Д. К. Шумаева. – С.П., 2008. – 138 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружковой работы «Народная игрушка» для детей старшего возраста на 2013- 2014 год

В основе тематического плана кружка использована программа русские народные куклы "Василинки" Н.В. Кадникова г. Курган...

План кружковой работы по театрализованной деятельности в старшей группе

План кружковой работы по театрализованной деятельности в старшей группе...

План кружковой работы по обучению чтения детей старшего дошкольного возраста «АБВГДейка»

Данная рабочая программа адресована дошкольному образовательному учреждению комбинированного и общеразвивающего  вида.   Программа предназначена для обучения чтению детей 6 – 7 лет. Обу...

Кружковая работа по речевому развитию с элементами ТРИЗ "Учимся играя"

Вопросы создания педагогики творчества являются чрезвычайно актуальными. Все педагоги  признают необходимость более полного изучения творческих процессов и создания системы работы по их активации...

План кружковой работы по речевому развитию в старшей группе по теме "Раз словечко, два словечка"

В настояшее время наблюдается тенденция увеличения количества детей со слабым речевым развитием, речь детей недостаточно развита из-за воздействия некоторых факторов, таких как: ухудшений состояния зд...