Методическая разработка Сценарий театрализованного представления "Сказка о павловской курочке"
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Бабушкина Елена Дмитриевна

Развитие патриотического воспитания дошкольников по лексической теме "Наш город"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 г. Павлово»


Сценарий театрализованного представления
«Сказка о павловской курочке»

Автор: учитель – логопед первой
квалификационной категории
Бабушкина Елена Дмитриевна
Возрастная группа:
Старший дошкольный возраст

г. Павлово, 2021

Пояснительная записка

На базе ГБДОУ «Детского сада №10 г. Павлово» интегрированное театрализованное представление «Сказка о павловской курочке» целесообразно проводить с детьми старшего дошкольного возраста в рамках лексической темы недели «Наш город», предусмотренной «Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В.Нищевой.

Однако тема патриотизма, воспитание у старших дошкольников любви к малой родине через расширение представлений о её традициях, интересных фактах актуальна не только в работе учителя-логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, но и в работе воспитателей общеобразовательных групп.

Данный праздник может быть как отдельным мероприятием, так и частью проектной деятельности. Интеграция познавательного, художественно – эстетического и речевого развития в рамках мероприятия позволяет объединить усилия специалистов  и решить ряд образовательных задач, поставленных учителем – логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем.

Театрализованное представление можно провести  внутри группы либо как масштабное развлечение для всех воспитанников ДОУ.

Предварительная работа:

  • Беседы о традициях, обычаях, интересных фактах из жизни города Павлово.
  • Рассматривание слайдов и фотографий с изображениями павловской курочки.
  • Организация встречи с человеком, который занимается разведением особой породы кур в нашем городе.
  • Сочинение авторской пьесы «Сказка о павловской курочке».
  • Разучивание с детьми стихотворного текста пьесы «Сказка о павловской курочке».
  • Обсуждение и подбор музыкального сопровождения театрализованного занятия с музыкальным руководителем.
  • Подготовка и изготовление декораций, костюмов и атрибутов к занятию.
  • Создание презентации Microsoft Office Power Point, где слайды - это фоновые картинки с изображением пейзажей, помещений (кузницы, дома купца, дома кузнеца), в которых разворачиваются события пьесы.

Последующая работа:

  • Создание бесконтактного зооуголка «Павловские курочки» на территории дошкольного учреждения.
  • Воссоздание образа павловской курочки в НОД (рисование, аппликация, лепка).
  • Подведение итогов изучения темы.

Список методических пособий:

  • Нищева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы в детском саду. – СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
  • Бартош Н.Т. Интегрированные развивающие занятия в логопедической группе. – СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  • Зарецкая Н.В. Музыкальные сказки для детского сада: Сценарии, костюмы, танцы, ноты. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  • Захарова С.Н. Праздники в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2005.

Список Интернет-ресурсов:

Сочетание декораций старинного города, русских народных костюмов, устаревших оборотов речи, тематического музыкального сопровождения и современных информационных технологий (фоновые слайды) делает праздник интересным и незабываемым для всех его участников.

Использование метода сказкотерапии, в котором старшие дошкольники являются непосредственными  участниками  происходящих событий, способствует эффективному усвоению программного содержания по лексической теме и работе по воспитанию чувства патриотизма, любви к родному краю.

Особенно актуальным выбор данной темы делает тот факт, что в программе Н.В. Нищевой лексическая тема «Наш город» раскрыта в аспекте города Санкт – Петербург.  Интересные наработки по данной теме учитель – логопед может делать  на основе краеведческой литературы и фольклора того города, в котором он непосредственно проживает.

Сценарий театрализованного представления

Задачи:

 Образовательные:

- уточнять, расширять и активизировать словарь по лексической теме «Наш город» (имена существительные: город, Павлово, река, Ока, купец, кузнец, мастер, кузница, праотцы, золотишко, полати; имена прилагательные: дивный, чудный, старинный, диковинный, волшебный, жадный, безутешный, золотое; глаголы: процветает, проживал, молвил, изготовлен, смастерить, огорчился);

- расширять представления старших дошкольников о родном городе, его истории, традициях, интересны фактах;

- совершенствовать навык пересказа стихотворного текста;

Развивающие:

- развивать общие речевые навыки;

- развивать коммуникативные навыки;

- развивать связную речь;

- развивать речевое дыхание, вырабатывать целенаправленную воздушную струю;

- развивать любознательность;

- развивать зрительное и  слуховое внимание, память, мышление, творческие способности;

- развивать координацию речи с движением;

Воспитательные

- воспитывать чувство патриотизма, любви к родному городу;

- воспитывать навыки инициативности, активности, самостоятельности.

Методы и приёмы:

Словесные:

- сказкотерапия;

- рассказ;

- беседа;

Наглядные:

- театрализованная деятельность;

- использование ИКТ (презентация);

- сказкотерапия;

Практические:

- театрализованная деятельность;

- музыкотерапия;

- дыхательная гимнастика;

- рефлексия.

Оборудование:

  • ноутбук, проектор, CD с записью необходимого музыкального сопровождения, презентации Microsoft Office Power Point с фоновыми слайдами;
  • костюмы ведущих, купца, кузнеца, Настеньки, цыплёнка, курочки;
  • декорации старинного города, кузницы, игрушечная наковальня, молот кузнеца, замок, нож, декоративное яйцо.

1. Организационный момент

Групповое помещение украшено декорациями старинного города, на фоновом слайде изображение павловской курочки (слайд №1).

Выход ведущих (учитель – логопед, воспитатель). Музыкальное сопровождение «Выйду ль я на реченьку» русская народная мелодия в обработке Т.Ломовой.

Ведущие приветствуют всех участников НОД, задают вопросы о нашем городе Павлово:

- Как называется наш город?
- На берегу какой реки он находится?
- Почему наш город имеет такое название?
- Чем славится наш город?
Затем ведущие рассказывают ребятам о том, что в нашем городе существует особая порода кур и предлагают детям посмотреть «Сказку о павловской курочке».


2. Основная часть

«Сказка о павловской курочке»

Ведущий:

На реке Оке великой
Процветает чудный град!
(Слайд №2)
В этом городе чудесном
Купец жил много лет назад!

В Павлово ещё в то время
Павел проживал – кузнец,
Был он мастер на все руки,
Молодец и удалец!

Музыкальное сопровождение  «Во кузнице» русская народная песня (выход Павла).

Ведущий:
Испытанье не из лёгких
Поджидало молодца!
Увидав однажды в парке,
Полюбил он дочь купца.
(Слайд №3)


Музыкальное сопровождение  «Сударушка» русская народная мелодия в обработке Ю.Слонова - выход Настеньки.

(Приложение 2, фото1)

Ведущий:

А она стройна, красива,
Дочь богатого отца…
Встретившись однажды взглядом,
Полюбила кузнеца.

И пошёл кузнец, немедля,
В ожидание с нею быть,
К батюшке её с поклоном
Девушки руки просить.
(Слайд №4)

Кузнец:
Дочь твою, купец, увидев,
Не могу спокойно жить!
Разреши ей своё сердце,
Свою руку предложить!

Купец:
Дочь мою, Анастасию,
Просто обожаю сам,
И любому проходимцу
Я Настасью не отдам!

Если принесёшь мне что-то,
Чего не видовал отец,
Так и быть, мою дочурку
Поведёшь ты под венец!

Музыкальное сопровождение «Травушка – муравушка» русская народная мелодия.
(Слайд №5)

Ведущий:
Вот неделя, две проходят,  
(Слайд №6)
Вновь пришёл к отцу кузнец
И, держа в руках подарок,
Молвил красный молодец:

Кузнец:
Я принёс тебе, любезный,
Сей диковинный замок,
Он запрёт любую дверцу,
Изготовлен в краткий срок.

Купец:
Нет, замок мне твой не нужен,
Говорили праотцы,
Что замки куда получше
Могут делать кузнецы!

(Слайд №7)

Ведущий:

Опечалился наш Павел,
Только рук не опустил,
Через несколько недель он
Нож волшебный смастерил.

(Приложение 2, фото 2)

Вновь к купцу пришёл с поклоном, (Слайд №8)
Нож диковинный принёс,
Но опять его расстроил
Строгого купца вопрос:

Купец:
Ну, и что это за диво?
Ты меня не удивил!
Мне недавно друг хороший
Нож похожий подарил!

Ведущий:

Огорчился друг наш Павел,
Начал думать да гадать,
Что же смастерить такое,
Чтобы Настю в жёны взять.
(Слайд №9)

Он пошёл тогда с поклоном  

К своим матери, отцу:

(Приложение 2, фото 3)


Кузнец:
Что мне делать, дорогие.
Помогите кузнецу!

Мать:
Сын, купец наш очень жадный,
Много в жизни повидал,
Чтобы удивить такого,
Нужен непростой металл!

Отец:
Что ж, давай, сынок любимый,
Всё, что можем, продадим.
И из золота издельем
Купца точно удивим!

(Слайд №10)

Ведущий:

Продали они посуду
И последние меха,
Золота на всё купили
Для Павлуши – жениха.

(Слайд №11)


Смастерить решил теперь он
Необычное яйцо,
Золотое, непростое…
Плюс для Настеньки кольцо!

Музыкальное сопровождение «Я рассею своё горе» русская народная мелодия.

Ведущий:
Золотишка не хватило,
Стал железа добавлять,
Яичко получилось – чудо,
Чтобы купца им удивлять!

Но и яичко золотое
Не понравилось купцу,
(Слайд №12)
И расстроенный наш Павел
К матери пошёл, к отцу.
(Слайд №13)

А яичко Павел в гневе
Положил теперь на печь
Перед тем, как на полати
Безутешный горем лечь!

На этом этапе ведущий может предложить всем детям, не участвующим в пьесе (зрителям) помочь кузнецу, подуть тёплым воздухом на золотое яичко, чтобы «свершилось чудо».


Вот денёк-другой проходит,
Павел поутру спросонок,
Видит, что из-за печурки
Выполз маленький цыплёнок!

(Приложение 2, фото 4)


Рос цыплёнок очень быстро
От хозяйской доброты,
В курочку он превратился
Небывалой красоты!

Удивлялись сей красотке
Все, кто с нею был знаком…
Вот однажды она молвит
Человечьим языком:

Курочка:
Павел, мой искусный мастер,
Отнеси меня купцу!
Знаю, счастье улыбнётся
Удалому молодцу!

Музыкальное сопровождение «Камаринская» музыка П.И.Чайковского.
(Слайд №14)

Ведущий:

Так и вышло, снова Павел
Решил счастье попытать,
И не смог купец пред этой
Красотою устоять!

Купец:

Что за птица? Просто диво:
Так пестра и так красива!
Ты, Павлуша, молодец!
Счастлив батюшка-купец!
Доченька моя родная,
Вот жених названный твой!
Он твоей руки достоин,
Желаю Вам любви большой!

Настя:
Ах, как счастлива я, Павел,
Не устаю тебя любить,
А за радость за такую
Лишь курочку благодарить!

Ведущий:

Вскоре свадебку сыграли, (Слайд №15, 16)
Все им желали долго жить,
И с тех пор на свадьбу людям
Обычай – курочку дарить!

(Приложение 2, фото 5)

Музыкальное сопровождение «Светит месяц» русская народная мелодия.

(Слайд №17)

3. Заключительная часть

Рефлексия: Дети передают друг другу «волшебное» яйцо и рассказывают, понравилась ли им сказка; что нового и интересного они узнали; чему научила их сказка; какие чувства они испытывали.

По возможности организуется бесконтактный зооуголок, чтобы дети смогли рассмотреть настоящих кур павловской породы, задать интересующие вопросы их разводчику.

(Приложение 2, фото 6, 7, 8)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по природному миру "Домашние животные: курочка, кролик, петушок - их повадки"

Методическая разработка занятия по природному миру в  группе компенсирующей направленности. Приведен подробный ход....

Методическая разработка по театрализованной игре "Поездка в поезде"

Учить детей расширять представление детей о пассажирском транспорте – поезде.Формировать умение передавать игровые действия в соответствии со стихами, песней, музыкой.Воспитывать уважение к людям, кот...

Авторская методическая разработка сценария театрализованного представления «По следам Пушкинских сказок» Для детей старшего дошкольного возраста.

Данный сценарий предназначен для музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей  с целью ознакомления с творчеством А.С. Пушкина....

Методическая разработка: "Сценарий театрализованного мюзикла "День рождения Мухи-Цокотухи"

Методическая разработка театрализованного мюзикла "День рождения Мухи - Цокотухи" для детей среднего дошкольного  возраста....

Методическая разработка Сценарий праздника к 8 марта для детей группы раннего возраста «Как курочка и цыплята весну встречали»

Цель: приобщение к праздничной культуре.Задачи:Развивать творческие способности детей через различные виды деятельности.Учить детей подпевать, эмоционально передавать характер песен.Совершенствовать и...

Методическая разработка сценария музыкально-театрализованного представления "Волшебная страна Знаний"

Музыкальный спектакль "Волшебная страна Знаний", посвященный Дню Знаний в ДОУ....