Развитие звуковой культуры речи у дошкольников (из опыта работы)
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Вакуленко Любовь Сергеевна

В статье дается теоретический обзор направления методики развития речи дошкольников, связанного с развитием звуковой стороны речи. Представлен практический материал по теме, в том числе и с использованием развитвающих пособий Вячеслава Воскобовича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_zvukovoy_storone_rechi_vakulenko_l.s.docx662.23 КБ

Предварительный просмотр:

Вакуленко Любовь Сергеевна, к.п.н., доцент, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района  Санкт-Петербурга "Академический»

Развитие звуковой культуры речи у дошкольников (из опыта работы)

        В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены 5 образовательных областей (п.2.6), среди которых отдельная область посвящена речевому развитию. В ее содержание входят в том числе такие аспекты, как «развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха» и «формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [12].

        Данная статья посвящена вопросам развития звуковой культуры речи у дошкольников. С одной стороны, тема является прекрасно исследованной в течение длительного времени, а с другой – этот факт не отменяет методических ошибок в обучении дошкольников, неточностей в формулировках (например,  смешение понятий «звук» и буква» не только в речи родителей воспитанников, но и педагогов).

        Один из самых известных в нашей стране специалистов в области развития речи детей дошкольного возраста, исправлению у них дефектов речи, А.И. Максаков [9] считает, что звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом:

  • правильное произношение звуков, слов,
  • громкость и скорость речевого высказывания,
  • ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.

Среди условий, необходимых для формирования звуковой культуры речи, можно выделить такие, как нормальное функционирование речедвигательного и речеслухового аппаратов и наличие полноценной окружающей речевой среды. У учителей-логопедов данная информация неразрывно связана с открытием в XIX веке Полем Брока «моторного центра речи» и Полем Вернике – «сенсорного центра речи». Между слуховым восприятием и артикуляцией существуют сложные взаимоотношения: чтобы правильно артикулировать, ребенок должен опираться на слуховой образец. Есть и обратная связь: чем больше ребенок осваивает артикуляционную базу звуков, тем более дифференцированным становится восприятие им звуков речи.

В последние годы наука существенно продвинулась изысканиях, связанных с выявлением причин недостатков в восприятии слуховой информации и их преодолением. В частности, для определения нарушений речевых и слуховых функций у детей, дифференциации периферических поражений и поражений восходящих проводящих путей от расстройств высших корковых функций, широко используется метод слуховых вызванных потенциалов. Этот метод особенно важен для маленьких детей, которых невозможно обследовать с помощью стандартного аудиометрического исследования. В книге «15 мифов о детской речи» О.И. и В.Л. Ефимовых [4] можно увидеть интересный материал о совершенствовании речеслухового аппарата с помощью инструментальных методов (Берарда, Томатис, программы «Fast ForWord»).

Исследователи звуковой культуры речи (ЗКР) подходят к вопросу с учетом разных аспектов:

  • акустический (физический) аспект, при котором звук рассматривается как колебательные движения воздушной среды, вызванные органами речи;
  • артикуляционный (физиологический) аспект, при котором звук выступает как продукт работы произносительных органов человека (артикуляционного аппарата);
  • функциональный (лингвистический) аспект, где звук рассматривается как один из возможных вариантов реализации фонемы (звукового типа) в процессе функционирования, выполняющий смыслоразличительную и строительную функцию.

Развитие ЗКР - многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения. С точки зрения психолингвистики, речевая деятельность реализуется в ее основных видах: слушание (аудирование), говорение (произношение), чтение, письмо (письменная речь). Эти виды являются основными для взаимодействия человека в процессе вербального общения. Безусловно, в дошкольном возрасте педагогическим воздействием охватываются слушание и говорение.

Согласно М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной [1], воспитание звуковой культуры предполагает решение следующих частных задач:

  • развитие речевого слуха и речевого дыхания;
  • формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения;
  • выработка дикции;
  • формирование выразительности речи;
  • воспитание орфоэпически правильной речи;
  • воспитание культуры речевого общения как части этикета.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух.

Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:

  • развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;
  • развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

Формат статьи не позволяет подробно рассмотреть их в совокупности, по этой причине далее углубимся в вопросы, связанные с развитием восприятия речи.

Для аудиолога или физиолога термина «фонематический слух» не существует, поскольку способность различать фонемы является частью физиологического слуха.

В методике развития речи и логопедии восприятие речи связано сразу с несколькими терминами: фонематический слух, фонематическое восприятие.

Фонематический слух – естественный (врожденный) звуковой анализ, его у детей можно только развивать.

Фонематическое восприятие -  способность различать фонемы и воспринимать звуковой состав слова. Это искусственный звуковой анализ, который у детей можно только формировать. Сколько слогов в слове? Сколько в слове звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Поскольку в педагогической среде существуют разные мнения касательно понятийно-категориального аппарата, далее для обозначения всей совокупности явлений, связанных с восприятием звуков, будет использоваться термин «фонематические процессы».

Н.И. Жинкин [5], основоположник отечественной психолингвистики, в своих работах разделял «фонематический слух» и «фонетический слух». Фонематический слух - способность человека различать звуки речи, т.е. опознавать звуки в речевом потоке; различать слова, состоящие из одних и тех же фонем (насос-сосна); различать слова с оппозиционными фонемами (удочка – уточка). Фонетический слух - общее слежение за слоговым потоком речи, благодаря которому начинают формироваться грамматические и морфологические обобщения, а далее идет осознанное усвоение орфографических правил.

Н.Х. Швачкин в своей работе «Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте» [15] раскрыл две стадии развития фонематического слуха. Дофонемная стадия начинается примерно с 3-ей недели после рождения малыша –  это реакция на голос. К 4 месяцам появляется реагирование на голос и интонацию. К 5 месяцам ребенок  начинает улавливать общую ритмико-мелодическую структуру слова. К 9-10 месяцам он реагирует на интонацию, значение некоторых слов. В 11-12 месяцев реагирует и дифференцирует контрастные по звучанию слова (например, мама-баба). Фонемная стадия берет старт тоже ближе к году – малыш начинает понимать речь окружающих, подражать ей, устанавливать связь между словом и предметом, но его слова полисемантичны. В 2-3 года совершенствуются артикуляционные ощущения; ориентир осуществляется не только на интонацию, но и слоговой состав, формируется фонетический слух. В период с 3 до 7 лет наблюдается развитие навыка слухового контроля над своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях. К 3-4 годам ребенок начинает дифференцировать звуки (гласные-согласные, мягкие-твердые, сонорные, шипящие и свистящие). Примерно к 4 годам параллельно заканчивается формирование правильного звукопроизношения (нижняя граница нормы).

Т.А. Ткаченко [14] выделяет следующие этапы в работе над фонематическими процессами:

I этап – узнавание неречевых звуков;

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов;

V этап – дифференциация фонем;

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Необходимой ступенью в овладении грамотой является формирование звуко-слогового анализа.

Как указывает Л.Ф. Спирова [13], в сложном комплексе психических процессов, на который опирается обучение грамоте аналитико-синтетическим методом, решающая роль принадлежит способности ребёнка производить анализ звукового состава слова. Когда ребёнок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется: на место непосредственного восприятия смысла слова становится анализ его звуко-слогового состава. Дети осознают, что:

  • речь состоит из слов, слова из слогов, слоги из звуков речи,
  • обучаются выделению звуков из речи, из состава слова.
  • понимают, что звуки располагаются в слове в определённой последовательности,
  • овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов в слова, слов - в предложения, а также рядом понятий: "предложение", "слово", "слог", "звук", "буква".

Работа по развитию звуковой культуры речи начинается с младшей группы. Задача педагогов на этом этапе – обеспечить «погружение» ребёнка в звуковую деятельность родного языка, в многообразие мира звуков. Условно выделяются два раздела: «Развитие фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки к обучению звуковому анализу слов» и «Развитие управления движениями рук и пальцев с точки зрения элементарной готовности к письму».

В средней группе диапазон фонетико-фонематической работы расширяются: дети сравнивают, изменяют слова, выделяют отдельные звуки, в т.ч. и интонационно; вычленяют согласные звуки, дифференцируют их на твёрдые и мягкие.  На занятиях широко используется словесный материал: стихи, считалки, поговорки, сказки, истории, а также игры, игровые ситуации. В работе по подготовке руки к письму усложняются упражнения: главное место занимает образный контекст движения, его словесное сопровождение и эмоциональное отношение ребёнка к тому, что он изображает. В задачу обучения первоначальному чтению входит не только усвоение ребёнком новых звуков и букв, но и чтение слогов с этими буквами, а на более поздних этапах обучения и некоторых предложений.

В старшей, а далее в подготовительной к школе группе дошкольники обучаются непосредственно грамоте. Работа продолжается в двух направлениях: «Освоение фонетической стороны речи с целью развития у детей способности ориентироваться в звуковой системе языка, постепенно постигая её закономерности» и «Подготовка руки к письму – овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями». Первое направление предполагает проведение звукового анализа слов, дифференциацию слов по их качественной характеристике (гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие), сравнение слов по звучанию, подбор слов на заданный звук; вычленение словесного ударения, овладение графической записью слогового деления. При этом вводятся условно-символические модели, обозначающие звуковую структуру слов. Второе направление – работа в тетради: дети учатся обводить карандашом внешний контур предметов, т.е. обучение графическим умениям.

Перечисленные аспекты выделены во всех комплексных программах, представленных на сайте Федерального института развития образования в разделе «Навигатор образовательных программ дошкольного образования» (https://firo.ranepa.ru/navigator-programm-do).

Описанное выше содержание работы может оказаться сложным для воспитателя (особенно не имеющих первично дошкольного образования, освоивших краткосрочные программы профессиональной переподготовки), поэтому в этом аспекте важно организовать взаимодействие учителя-логопеда с педагогами групп общеразвивающей направленности. Одной из продуктивных форм является анкетирование, дающее возможность далее целенаправленно выстроить консультативную деятельность. Анкета может содержать такие вопросы:

1.        С детьми какого возраста Вы работаете?

а) до 3 лет;

б) от 3 до 4 лет;

в) от 4 до 5 лет;

г) от 5 до 6 лет;

д) от 6 до 7 лет.

2.        Что в работе по воспитанию звуковой культуры речи Вы считаете наиболее актуальным для детей Вашей возрастной группы?

а) развитие правильного речевого дыхания;

б) выразительное и правильное интонирование речи;

в) правильное произношение звуков речи в пределах возрастной нормы;

г) проблемы воспитания звуковой культуры речи не являются актуальными для моей возрастной группы.

3.        Как часто Вы планируете работу с детьми по воспитанию ЗКР?

а) раз в месяц;

б) раз в неделю;

в) вообще не планирую: работа по ЗКР предусмотрена в конспектах  занятий в том методическом пособии, которым я пользуюсь для развития речи детей.

4.        Каким формам работы с детьми Вы отдаете предпочтение при воспитании ЗКР?

а) индивидуальной работе;

б) фронтальной работе;

в) подгрупповой работе.

5.        Какие методы и приемы формирования ЗКР Вы используете в работе с детьми? Перечислите их.

6.        Много ли детей в Вашей группе имеют нарушения звуковой стороны речи?

а) половина группы;

б) больше половины группы;

в) меньше половины группы;

г) от 1 до 3 детей;

д) все дети группы;

е) не имеют нарушений;

ж) не знаю.

7.        С какими трудностями Вы сталкиваетесь в работе по воспитанию у детей ЗКР?

8.        В чем, по Вашему мнению, должна заключаться помощь воспитателю группы со стороны логопеда детского сада?

Как для воспитателей, так и для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста актуальны различные памятки. На основе публикаций Н.В. Нищевой [10] и Н.В. Колосовой [7], памятка может быть такой:

Памятка для родителей и начинающих воспитателей
Что нужно помнить при обучении дошкольника грамоте

  1. Не путать понятия «звук» и «буква». Звук мы слышим и произносим, а букву – видим и пишем.
  2. Формирование навыков звукового анализа и синтеза, а также обучение грамоте проводить только на правильно произносимых звуках. Знакомство с буквами следует начинать по мере введения в речь соответствующих звуков.
  3. Называть буквы так же, как звуки ([б], а не [бэ], [р], а не [эр]) до тех пор, пока ребенок не будет знать все буквы и читать слова и предложения с ними. Только тогда нужно познакомить дошкольника с правильными названиями букв русского алфавита.
  4. Предлагать дошкольнику для звукового анализа и синтеза только те слова, написание которых абсолютно не расходится с произношением (мак, кит, уха, луна, пила, крот, мост, блин, бинт, мышка, мишка, крупа, глина, малина). Не следует брать для этого вида анализа и синтеза слова, содержащие более шести звуков.  
  5. В ребусы, кроссворды, изографы следует включать только те слова, написание которых не расходится с произношением.
  6. Не предлагать дошкольнику для звукового анализа и синтеза слова с йотированными звуками (ель, ёж, юла, яма, пена, Тёма, брюква, клякса). Не давать объяснений, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я в разных позициях, сказав, что это они узнают в школе.
  7. Помнить, что звонкие согласные оглушаются в конце слова: снег – [cн’эк], мороз – [марос] и т.п. Поэтому не стоит предлагать детям определять место звука [г] в слове «снег» и место звука [з] в слове «мороз». Следует правильно выбирать слова для определения места указанного звука в слове и не забывать, что звонкие согласные встречаются только в начале или середине слова.
  8. Уделите особое внимание заданиям на развитие у ребёнка фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа и синтеза. Именно материал этих заданий подготавливает почву для успешного овладения чтением, способствует профилактике нарушений письменной речи.
  9. Никогда не давайте ребёнку на различение двух пар звуков во время одного занятия. Например: различение звуков [c] - [c`], а также  [c] - [з]. Тогда одно занятие посвятите одной паре звуков, а на другом займитесь второй парой.
  10. Утрированно произносите новый звук, соответствующий новой букве. Так же утрированно произносите предполагаемые звуки в специальных играх и упражнениях.
  11. Правильно составляйте схему слова, отражающую его звуковой состав, где количество кружочков соответствует количеству звуков.
  12. Схема является для ребёнка опорой: произнося слово по звукам, ребёнок отмечает  их на схеме последовательность и качество, используя специальные цветовые символы. Гласные звуки принято обозначать красным цветом, твёрдые согласные – синим, мягкие согласные - зелёным. На схеме ребёнок должен отмечать не только звуки, но и слоги, определяя границу слова вертикальной линией, а также ударение. Под графической схемой в клеточки вписывается слово печатными буквами. Запись слов позволяет закрепить навык звукового анализа, переводить звуки в буквы и упражнять в чтении записанных слов.
  13. Основной принцип построения занятия – от звука к букве. Прежде чем познакомить ребёнка с буквой, научите его слышать звук, который обозначает букву, выделять его слух, определять место звука в слове, уточняя характеристику его и цветовое обозначение. И только после успешного выполнения различных упражнений со звуком следует переходить к знакомству с буквой.
  14. Не спешите переходить к следующему заданию, если вы не уверены, что ребёнок усвоил материал предыдущего.
  15. С самых первых прочитанных ребенком слов следует работать над осознанностью чтения. Ребенок прочитал слово «дом». Предложите показать дом на картинке, объяснить, как он понимает это слово.

В настоящее время широко описаны методы и приемы развития звуковой стороны речи, в частности, фонематических процессов. Ниже представлена памятка для начинающего логопеда, созданная апробированная непосредственно автором этой статьи на индивидуальных логопедических занятиях с детьми с общим недоразвитием речи [2].

  1. Подними руку, когда услышишь нужный звук среди других звуков.
  2. Подними руку, когда услышишь  слог с заданным звуком среди других слогов.
  3. Подними руку, когда услышишь слово с заданным звуком среди других слов.
  4. Разложи картинки в два ряда (в зависимости от цели дифференцирования).
  5. Назови слова из предложения/фразы, в котором встречается заданный звук.
  6. Назови слова из текста, в которых встречается заданный звук.
  7. Повтори звуковой ряд.
  8. Определи первый звук в слове.
  9. Определи последний звук в слове.
  10. Придумай слова с заданным звуком (в начале\середине\конце).
  11. Какими звуками отличаются пары слов? Объясни смысл этих слов.
  12. Определи место заданного звука в слове.
  13. Определи количество звуков в словах.
  14. Назови последовательно звуки в слове.
  15. Определи 3,4 и т.п. звук в слове. Придумай слово с ним.
  16. Придумай слово из 3-4-5 звуков.
  17. Сколько звуков в слове?
  18. Назови 2-й слог в слове и т.д.
  19. Назови слово с 1-2-3-4 слогами.
  20. Определи количество гласных и согласных звуков в названных словах.
  21. Перестановка, замена и добавление слога для получения нового слова.
  22. Закончи слово.
  23. «Закодируй» с помощью цветных фишек слово.
  24. «Собери» слово из отдельных звуков.

Отдельного внимания заслуживает использование метода наглядного моделирования (ранее он тоже затрагивался в русле цветового обозначения звуков). Кратко рассмотрим возможности его применения при обучении детей определению места звука в слове. «Наглядностью» могут быть сами дети: каждый ребенок играет роль звука, задача детей – выстроиться в нужной последовательности и убедиться в своем местоположении (звук в начале слова – вытянуть правую руку в сторону и убедиться, что никого там нет; звук в конце слова – аналогичное действие, но уже левой рукой; проще всего детям, находящимся в окружении других детей (в центре) – в этом случае движения как правой, так и левой рукой ограничены соседством с другими ребятами). «Классический» прием – использование моделей птиц или животных (голова символизирует начало слова, живот – середину, хвост – конец слова). Например (см. рис. 1):

Рис. 1. Модель, используемая для определения места звука в слове (а)

Упрощенная модель – это просто прямоугольник, разделенный на 3 сегмента (см. рис. 2):

Рис. 2. Модель, используемая для определения места звука в слове (б)

Моделирование можно сочетать с технологией развивающего обучения. Например, логопеды активно используют пособие «Кораблик "Плюх-Плюх"» [6], которая состоит из основы с 5 пронумерованными мачтами и набора флажков (включающих традиционные для символизации звуков красные, синие и зеленые флажки), а также цветного шнурка (с его помощью, например, можно объединять звуки в слоги). На  рис. 3. представлено одно из возможных заданий: подбор слов к представленной модели. Возможные ответы: насос, малыш.

F:\Документы РИВ\Рукописи\Готовые рукописи\Чтение сборник\иллюстрации\итог\35.jpg

Рис. 3. Модель слова из 5 звуков

Для дизайнера: основу нужно развернуть, мачты подписать. Н самой малой мачте 1 – синий флажок, на 2 – красный, на 3 – синий, на 4 – красный, на 5 – синий. На каждой мачте по 1 флажку, шнурок не надо рисовать. Вот так выглядит правильное расположение основы и подписи цифрами (в статью фото ниже вставлять не надо):

        Для определения первоначального уровня сформированности фонематических процессов и отслеживания эффективности работы в этом направлении, может использоваться методика [3], составленная на основе заданий, предложенных Н.В. Нищевой [11] и Л.В. Лопатиной [8].

        Обследование состоит из трёх серий:

I. Дифференциация звуков.

II. Способность к фонематическому анализу и синтезу.

III. Фонематические представления.

I. Дифференциация звуков

Цель серии I: выявить уровни сформированности слуховой и слухопроизносительной дифференциации звуков у дошкольников.

  1. Слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении (почка - бочка; уточка - удочка; банка - банька; кора - гора; мышка - мишка; дом - ком).

Инструкция. Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех предметов? (обычно ребёнок отвечает утвердительно) Теперь будь внимательным. Я буду называть слова попарно, а ты будешь показывать

их на рисунках (на столе разложены предметные картинки произвольно).

Оценка результатов:  

1 балл - правильно показывает;

0 баллов - допускает ошибки.

  1. Слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (рак - лак; гроза - глаза; угорь - уголь; суп - зуб; коса - коза; Луша - лужа; кочка - кошка; миска - мишка; речка - редька; плач - плащ).

Инструкция. Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех предметов? (обычно ребёнок отвечает утвердительно). Теперь будь внимательным. Я буду называть слова попарно, а ты будешь показывать на рисунках (на столе разложены предметные картинки произвольно).

Оценка результатов:

1 балл - правильно показывает;

0 баллов - допускает ошибки.

  1. Определение правильности слов (магазин, мога, сопака, бочка, барикмахерская, стрекоса, сова, шанки, шук, колубь, груша, агвариум, щасы, чайник, зорока, кровачь, щенок, чука, плаш, козмонавт, семляника, шаба, ежи, жуба, жаяц, цковорода, щапка, яшик, человек).

Инструкция. Сейчас я буду называть слова правильно и неправильно, а ты внимательно слушай и говори «так» или «не так». Если задание вызывает трудности, тогда слова и псевдослова предъявляются попарно - с инструкцией: «Жаяц и заяц - это одно и то же слово?»

Оценка результатов:  

1 балл - правильно отвечает;

0 баллов - неправильно отвечает.

  1. Слухо-произносительная дифференциация (та - да; ба - ма; да - га; ва - та; ня - на; ка - га; фа - фя; ма - ка; ба - на - ба; ка - ка - га; на - ня - на; са - та - са; за - за - жа; ца - са - ца; ча - тя - ча).

Инструкция. Послушай и повтори за мной слоговые ряды.

Оценка результатов:

1 балл - справляется без ошибок;

0 баллов - не справляется с заданием без ошибок.

II. Способность к фонематическому анализу и синтезу

Цель серии II: определить уровни способностей к фонематическому анализу и синтезу звукового состава слова у дошкольников.

  1. Выделение ударного гласного в начале слова: Аня, аист, Оля, осы, утро, умный, Ира, иней.

Инструкция. Послушай слова и определи первый звук в словах.

Оценка результатов:  

1 балл - справляется без ошибок;

0 баллов - не справляется с заданием без ошибок.

  1. Выделение звука из слова:
  • Звук [с]: сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус, санки, лопата.

Инструкция. Если услышишь звук [с], хлопни в ладоши (поймай звук).

  • Звук [ш]: дым, шар, нога, душ, каша, кошка, картина, подушка, камыш.

Инструкция. Если услышишь звук [ш], хлопни в ладоши (поймай звук).

  • Звук [р]: рак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, топор, сказка, роза.

Инструкция. Если услышишь звук [р], хлопни в ладоши (поймай звук).

  • Звук [л]: сад, лом, шум, лапа, бумага, весло, самокат, булавка, стол.

Инструкция. Если услышишь звук [л], хлопни в ладоши (поймай звук).

Оценка результатов:

1 балл - справляется без ошибок;  

0 баллов - не справляется с заданием без ошибок.

  1. Выделение конечного согласного из слов:

кот, сом, суп, мох, лимон, сок.

Инструкция. Определи последний звук в словах.

Оценка результатов:

1 балл - справляется без ошибок;

0 баллов - не справляется с заданием без ошибок.

  1. Выделение начального согласного из слов:

мост, пол, дом, вода, банка, кот, тапки, нос, фартук.

Инструкция. Определи первый звук в словах.

Оценка результатов:

1 балл - справляется без ошибок;

0 баллов - не справляется с заданием без ошибок.

  1. Определение местоположения звуков:
  • [с] в словах: сумка, капуста, нос;
  • [р] в словах: рак, топор, пароход.

Инструкция. Внимательно послушай и скажи, где находится (спрятался) заданный звук: в начале; в середине; в конце слова.

Оценка результатов:

1 балл - справляется без ошибок;

0 баллов - не справляется с заданием без ошибок.

  1. Определение последовательности звуков в словах:

кот, дом, вата, дубы.

Инструкция. Назови последовательно звуки в словах.

Оценка результатов:

1 балл - справляется без ошибок;

0 баллов - не справляется с заданием без ошибок.

  1. Определение количества звуков в словах:

дом, бык, вата, банан.

Инструкция. Определи количество звуков в словах (всего звуков в слове).

Оценка результатов:

1 балл - справляется без ошибок;

0 баллов - не справляется с заданием без ошибок.

  1. Составление слова из последовательно названных звуков: [с], [о], [к]; [л], [у], [ж], [а]; [п], [о], [л], [к], [а].

Инструкция. Внимательно послушай последовательно названные звуки и составь из них слово (собери бусинки одну за другой на нить).

Оценка результатов:

1 балл - справляется без ошибок;

0 баллов - не справляется с заданием без ошибок.

III. Фонематические представления

Цель серии III: выявить уровни сформированности фонематических представлений у дошкольников.

  1. Отобрать картинки с названным звуком:
  • звук [с]: носок, сумка, кошка, лось, ваза, часы, цветок, роза, лодка, мышь, самолёт;
  • звук [р]: речка, ракета, лампа, жук, лейка, топор, пароход, рыба, вертолёт, ложка.

Оценка результатов:

1 балл - справляется без ошибок;

0 баллов - не справляется с заданием без ошибок.

  1. Подобрать слова с заданным звуком (не менее пяти): звук [с]; звук [р].

Оценка результатов:

1 балл - справляется;

0 баллов - не справляется с заданием.

Оценка в уровнях и баллах по всей методике исследования фонематической стороны речи представлена в таблице.

Таблица

Оценка в уровнях и баллах сформированности фонематических процессов

Серия / уровни

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Серия I

4 балла

2 – 3 балла

0 - 1 балл

Серия II

7 – 8 баллов

4 – 6 баллов

0 – 3 балла

Серия III

2 балла

1 балл

0 баллов

Всего

13 – 14 баллов

7 – 10 баллов

0 – 4 балла

        Развитие звуковой культуры речи требует от педагогов серьезных знаний в сфере языкознания, онтогенеза детской речи, методики развития речи и логопедии. Систематическая работа в данном направлении способствует предупреждению возникновения у детей в дальнейшем трудностей в овладении письменной речью.

Список литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
  2. Вакуленко Л.С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 128с.
  3. Вакуленко Л.С., Онопа О.А. Методы обследования устной и письменной речи детей с речевой патологией: Методическое пособие. – Мурманск: МГГУ, 2011. – 92с.
  4. Ефимов О.И., Ефимов В.Л. 15 мифов о детской речи. Диалоги невролога и логопеда о детской речи. – СПб.: Диля, 2016. – 224с.
  5. Жинкин Н.B/ Механизмы речи. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1958. – 372с.
  6. Игры Воскобовича в работе учителя-логопеда / Под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко. – СПб.: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2019. – 236 с.
  7. Колосова Н.В. Организация взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями массовых групп ДОУ // Логопед. – 2011. - №6. – С.14-19.
  8. Лопатина Л.В. К вопросу о структуре фонетико-фонематического дефекта у дошкольников со стёртой дизартрией // Логопед в детском саду.- 2007.- № 5 (20).- С. - 17 - 19.
  9. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с.
  10. Нищева Н.В. Мой букварь. Книга для обучения дошкольников чтению. – СПб.: Детство-Пресс, 2020. – 120с.
  11. Нищева Н.В. Речевая карта с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет).- СПб.: Детство-пресс, 2008. – 40с.
  12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384.
  13. Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. –М.: АПН РСФСР, 1957. – 55с.
  14. Ткаченко Т.А. Фонематическое восприятие: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. – М.: Книголюб, 2007. – 32 с.
  15. Швачкин В.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. / Возрастная психолингвистика : хрестоматия / сост. К.Ф. Седов. – М.: Лабиринт, 2004. – С. 113-143.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Обучение педагогов развитию звуковой культуры речи у дошкольников по средством игровых приемов на мастер-классе".

Цель данного мероприятия - научить развивать фонематический слух, восприятие по средством игровых приемов....

Развитие звуковой культуры речи у дошкольников

Полноценная речь ребенка является непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому работе по воспитанию правильной речи следует уделять большое внимание. Систематическая работа над звукопр...

Педагогическая площадка воспитателей дошкольных отделений по обмену опытом: представление авторских разработок дидактических игр и пособий по развитию звуковой культуры речи у дошкольников

Мероприятие носит конкурсный характер, проводится согласно "Положению о конкурсе на лучшую разработку дидактической игры, пособия по развитию звуковой культура речи дошкольников"...

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи младших дошкольников.

Игры по развитию звуковой культуры речи детей 3-4 лет....

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи (младшие дошкольники)

Игры  помогут развивать артикуляционный аппарат, фонемотический слух...