Мастер-класс "Использование метода "Синквейн" в работе по развитию речи старших дошкольников"
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Васильева Марина Михайловна

Данный материал будет полезен педагогам в образвательной работе с детьми как эффективный метод для   развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. "Синквейн"  полезен в качестве инструмента  для синтезирования сложной информации , в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterklass_sinkveyn.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13» г. Канаш

МАСТЕР-КЛАСС

«Использование метода  «Синквейн»

в работе по развитию речи старших дошкольников»

                                                          Выполнила: Васильева М.М.

воспитатель высшей кв. категории

Канаш, 2022 г.

Ход мастер-класса

Организационный момент.

Педагог: Добрый день, уважаемые коллеги! Прежде чем начать свое выступление, я попрошу вас отгадать загадку.

«Не на меру, не на вес,

А при всяком она есть?»

                                      (речь)

Педагог: Правильно это загадка про речь. Согласно ФГОС  к завершению дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, а также речь выступает в качестве средства общения, познания, творчества.

В современном мире компьютерных технологий возникла тенденция к обеднению языка его деградации. Практикующие педагоги отмечают, что у дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас. Дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Нам, педагогам дошкольного образования, необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, при этом процесс обучения для детей должен быть интересным, занимательным, развивающим.

Слайд №2. Педагог: В чем же состоит актуальность и целесообразность использования синквейна:

  • Открываются новые интеллектуальные творческие возможности;
  • Способствует обогащению и актуализации словаря;
  • Является диагностическим инструментом и проводится в рамках определенной лексической темы;
  • Носит характер комплексного воздействия (развивает речь, внимание, память, мышление)
  • Используется для закрепления изученной темы;
  • Является игровым приемом;
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Слайд №3. Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его в начале XX американская поэтесса Аделаида Крепси опираясь на японскую миниатюру хоку и танка.

Слайд№4. Хокку –жанр японской поэзии, нерифмованное трехстишье из 17 слогов (5+7+5). Своим рождением хокку обязан жанру коротких стихов-Танка.

Например: Слышно как где-то

                  От снега ломаются ветки

                 Поздняя ночь.

Танка –короткая песня, нерифмованное пятистишье из 31 слога (5+7+5+7+7)

Например: «Я розу дивную»

                    Я розу дивную

                    Увидел нынче утром.

                   Подумал с грустью:

                   Как, наверное она,

                   Недолговечна!

Синквейн отличается от хокку формой свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания. Одна из целей при составлении синквейна- добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

Синквейн- это необычное нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами и не имеет рифмы.

В переводе с французского слово «синквейн» означает «cinq»-пять т.е. строк.

Слайд№ 5. Что говорим в каждой строке?

1 строка - одно слово. Тема синквейна. О чем пойдет речь. Это имя существительное  или местоимение. Кто? Что?

2 строка - два слова. Это имена прилагательные , описывающие признаки предмета или его свойства. Какой? Какая? Какое? Какие?

3 строка - три слова. Это глаголы, описывающие действия предмета или действия с предметом. Что делает? Что делают?

4 строка - четыре слова. Это фраза, в которой выражается личное мнение или отношение автора к предмету разговора.

5 строка - одно слово, связанное с первым и отражающее сущность темы (ассоциация).

Модель синквейна напоминает ёлочку.

Слайд №  6

Работа по обучению дошкольников по составлению синквейна ведется поэтапно и начинать рекомендуется со старшего возраста:

Слайд №7.На первом этапе знакомимся с понятием слово с последующим ведением его графического изображения. 

Слова, обозначающие живые и неживые предметы отмечаются красным квадратиком.

«Слова-признаки»  обозначаются жёлтым квадратиком.

«Слова-действия» обозначают синим квадратиком.

После того как у детей сформируется представление о словах, обозначающих предмет, его признаки и действия , подводим к понятию о предложении.

Слайд №8.

На втором этапе составляем синквейн в устной форме, фронтально по хорошо знакомым предметам я ярко выраженными признаками. Давайте попробуем с вами составить синквейн на тему заяц. А поможет нам волшебный мячик. Я буду бросать вам мяч, а вы отвечайте, а потом сравним с синквейном который составила я.

Игра с залом «Составляем  синквейна про зайца»

Слайд №9. На третьем этапе составляем синквейн фронтально, индивидуально, по хорошо знакомым предметам, с ярко выраженными признаками с опорой  на графическое изображение.

Посмотрите пожалуйста на предложенную схему. Я попрошу самого творческого, смелого , креативного педагога выйти и попробовать составить синквейн на любую тему. (например: «Осень»

Упражнение «Составляем синквейн по графическому рисунку»

Слайд № 10. На четвертом этапе составляем синквейн в парах по хорошо знакомым героям детских произведений с опорой на дидактический материал в виде опорных-рисунков символов (мнемотехники)

Например, давайте попробуем составить синквейн  всеми любимого сказочного героя Буратино. Слева записаны слова-подсказки, а дети на разливанном на квадратики шаблоне в   форме елочки должны разложить картинки соответствующие заданному слову с непосредственной помощью воспитателя.

Давайте немножко отдохнем и предлагаю поиграть в игру

«Отгадай синквейн-загадку?»

Слайд № 14 .На пятом этапе составляем синквейн индивидуально по хорошо знакомым героям детских произведений с опорой на дидактический материал в виде опорных рисунков-символов (мнемотехники) предложенных воспитателем. Я попрошу трех желающих выйти и составить синквейн, а затем сравнить с моими вариантом.

Упражнение с залом (слайды №14-16)

Слайд №16. А теперь мои друзья вновь для вас задание «Отгадай синквейн-загадку»

Слайд №17. На шестом этапе предполагается обучить детей самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель прорисовывания опорных рисунков-символов, уже в подготовительной к школе группе, когда у детей буду сформированы навыки графического написания букв.

Слайд № 18. Следовательно  технология «Синквейна» является одним из эффективных методов развития речемыслительной деятельности ребенка, органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления) позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Дорогие педагоги, вы сегодня активно участвовали в ходе мастер-класса, и ваше старания не обошлись напрасно. К нам заглянуло осеннее солнышко, но оно почему-то грустит. Как Вы думаете почему?

Педагоги: У него нет лучиков.

Педагог: Правильно, а они смогут появится лишь в том случае, когда вы ответите на вопрос: «Что значит для вас быть воспитателем?». А ответ напишите на лучиках солнышка, характеризующие личностные качества воспитателя   и прикрепите к мольберту.

Посмотрите у нашего солнышко засияла улыбка, и мне хочется чтобы такое яркое, красивое, лучезарное солнышко светило в вашей душе. И мне хочется пожелать вам (зачитываю качества). Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

система работы по развитию речи старших дошкольников

использование современных подходов в развитии связной речи старших дошкольников в ДОУ...

Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников.

Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко стано...

Обобщенный педагогический опыт работы по развитию речи старших дошкольников.

Формирование речи-одна из серьезных задач воспитания, так речь является основной формой развития мышления, познания ,психических свойств личности, всестороннего развития ребенка. Морфологическая сторо...

Консультация для воспитателей «Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников»

Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкол...

ПЕРСПЕКТИВНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Тематическое планирование по развитию речи старших дошкольников для детей с ЗПР...

Опыт работы. Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников

Одной из главных задач дошкольного образования является развитие речевых способнотей у детей дошкольного возраста. Одним из эффективных и интересных методов, помогающим активизировать познаватель...