Приобщение детей старшей группы к художественной литературе через русскую народную сказку "Крылатый, мохнатый да масленый"
статья по развитию речи (старшая группа)

Крылова Ирина Ивановна

В статье описываются методы и приёмы по приобщению к художественной литературе на примере сказки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Крылова Ирина Ивановна,

воспитатель,

МБОУ «Гимназия № 11», г. Бийск

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЧЕРЕЗ РУССКУЮ НАРОДНУЮ СКАЗКУ «КРЫЛАТЫЙ, МОХНАТЫЙ И МАСЛЕНЫЙ»

     В современном мире, когда дети заняты телефонами, планшетами и компьютерными играми огромная проблема заключается в приобщении детей к художественной литературе. Родители в связи с занятостью на работе не читают детям, дети предоставлены сами себе и как результат на выходе из дошкольного учреждения  мы получаем детей, которые не любят читать.

     Поэтому важно с ранних лет  развивать интерес и любовь к художественной литературе. Большая роль в этом отводится родителям. Приобщение к художественной литературе должно начинаться ещё в утробе матери. Мама поёт песенки, рассказывает потешки, сказки своему  ещё пока не рождённому малышу.

          Изучению данного вопроса посвящено много работ, например, про важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты:  К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохини.

      Каковы цели и задачи литературного воспитания ребенка в старшей группе? На этот вопрос мы можем ответить, обратившись к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, где приобщение детей к художественной литературе рассматривается в разделе «Речевое развитие»  и определяется как:

 - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

- формирование элементарных представлений о видах художественной литературы и фольклора (как искусства);

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

       Таким образом, приобщение детей к художественной литературе в дошкольном образовательном учреждении, согласно ФГОС, является средством речевого развития детей и способствует обогащению активного словаря детей, связной диалогической и монологической речи, развития речевого творчества.

    Большая роль в формировании личности ребёнка отводится сказке. В Википедии,  дана следующая характеристика сказки — один из жанров фольклора либо художественной литературыЭпическое, преимущественно прозаическое произведение с волшебным, героическим или бытовым сюжетом. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.

    Рассмотрим методику художественного чтения  на примере ООД «Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый и масленый». Сказку надо не просто прочитать, а прочитать так, чтобы ребёнок её понял и переживал вместе с героями.

      Для того чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры: «Чья работа?», «Что сначала, что потом». Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи.

     Подготовка к образовательной деятельности заключается в подготовке воспитателя и детей. Воспитатель выбирает произведение в соответствии с программой, возрастными особенностями детей, заранее готовится к чтению сказки. Нужно прочитать произведение выразительно и так, чтобы дети поняли основное содержание сказки.  Подготовка детей к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. Для этого можно опираться на опыт детей, можно проводить экскурсии, рассматривания картин, иллюстраций. Незнакомые слова  можно объяснять по -  разному: менять на  другое слово во время чтения, подбирать синонимы  (завалинка – насыпь,  опушка - край, не промах - сообразительный, лад – мир), показывать  иллюстрации.

     В структуре организованной образовательной деятельности можно выделить три части.

     В первой (вводной)  части  мы настраиваем детей на слушание нового произведения, здесь есть много вариантов: дети отправляются в гости к сказкам, приходит бабушка – сказочница, волшебный сундучок, волшебник перемешал иллюстрации (дети вспоминают сказки, которые знают, отгадывают загадки, находят иллюстрации к сказкам, думают, что объединяет разные иллюстрации). Далее сюрпризный момент: в сундуке новая сказка, бабушка – сказочница  дарит новую книгу ит.д. Можно сразу сказать название сказки, можно загадать загадки про героев сказки: «Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червячков. Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю» (воробей). «Пуговки моя глаза, я усата и мала. Хвост мой длинный как веревка, прячусь в норке я так ловко. Прогрызу я пластиковую крышку, кто же я? Конечно…» (мышка). «Форму круглую имеет, Желтый цвет ему присущ, В Масленицу руки греет, Очень сладок он на вкус» (Блин). Можно поиграть в игру «Что бывает крылатым, мохнатым, масленым?», а можно сложить разрезные картинки и узнать героев сказки.
    В основной части происходит непосредственно знакомство со сказкой, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова, проводится беседа о прочитанном,  с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности, например: «Дети, вам понравилась сказка?  Какие герои есть в этой сказке? Дети, а кто каким делом в сказке занимался? Почему братья поссорились? Дети, вы,  поняли,  как бывает, когда один на другого,  кивает, своё дело делать не хочет?  Как же бывает? Да, бедой для всех это «кивание на других» обернулось. Вспомните,  как выглядел блин, вернувшись с охоты? А с мышью,  что стало? А каким нашёл блин воробья на завалинке? Когда так бывает?  Как заканчивается сказка?».

    Далее  организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого или воспитатель читает отрывки, которые наиболее  понравились детям, можно инсценировать отрывки, можно провести упражнение «У кого,  какое настроение было», а можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, сделать свою книгу и подарить малышам.

   В последней заключительной части мы подводим итог: «Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? Чему учит сказка? Как бы вы поступили?». Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!»

Список литературы:

  1. Джежелей О.В, Светловская Н.Н Учимся любить книгу – М: Просвещение, 1982. – 112.
  2. Гербова В.В Развитие речи в детском саду. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2016,- 144с.
  3. Кузьменкова Е, Рысина Г Воспитание будущего читателя // Дошкольное образование – 2005. - № 4. – С. 3 – 30
  4. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать – Санкт – Петербург: Акцидент, 1998. - 188


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по художественной литературе. Чтение русской народной сказки « У страха глаза велики».

Конспект занятия в старшей группе по художественной литературе.Чтение русской народной сказки «  У страха глаза велики».Программное содержание:Познакомить детей с русской народной сказкой «...

Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через знакомство с русским народным творчеством.

Материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста и родителям воспитанников....

Опыт работы "Приобщение детей среднего возраста к художественной литературе через проектную деятельность"

Я уверена, что именно от правильно организованного занятия, удачно подобранных методов и приемов работы с книгой зависит успех формирования интереса к художественной литературе....

Конспект РОД Приобщение детей старшей группы к художественной литературе «Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»»

Конспект Регламентированной образовательной деятельности. Образовательная область - речевое развитие. тема: Приобщение детей старшей дошкольной группы к художественной литературе "Пересказ расска...

Приобщение детей старшей группы к художественной литературе

Цель занятия: познакомить детей с рассказом Н.Н.Носова «Живая шляпа».Задачи:Способствовать развитию связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картино...

Приобщение детей старшей группы к художественной литературе (инсценирование сказки Ахмедхана Абу- Бакара "Сладкий родник" )

Приобщение детей старшей группы к   художественной литературе (инсценирование сказки Ахмедхана Абу – Бакара «Сладкий родник»(открытый просмотр образовательной деятельности)...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через музыкальную деятельность для детей подготовительной группы» Тема: «Со сказкой по дорогам музыки»

Конспект написан для музыкальных руководителей детских садов, также может быть использован в работе педагогов дополнительного образования. Через музыкальную деятельность на занятии дети приобщаются к ...