НОД по ОО «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «Рассказывание по картине «В школу»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Джанболатова Нажабат Гусеновна

 

Возрастная группа: 6-7лет

Форма организации деятельности: групповая.

Тема: Рассказывание по картине «В школу».

Цель: Учить детей составлять рассказ по картине, используя полученные знания и представления.

Задачи:

Образовательные:

  • учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка);
  • продолжать учить детей самостоятельно составлять связный текст, не повторяя содержание рассказов товарищей;
  • закреплять умение отвечать полным ответом при рассматривании сюжетной картины, устанавливая причинно – следственные связи;
  • учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, подбирать точно слова для обозначения явления;
  • учить подбирать однокоренные слова к заданному слову; упражнять в дифференциации звуков с и ш;
  • учить придавать высказыванию оттенки вопроса, радости.

Развивающие:

  • развивать слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание, память, диалогическую и монологическую формы связной речи;

Воспитательные:

  • воспитывать культуру речевого общения;
  • закреплять культуру поведения во время беседы и рассказов товарищей.

Речевые:

  • Связная речь: составление короткого рассказа.
  • Обогащение и активизация словаря по теме: «Школа», «Осень».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание иллюстрации «В школу», демонстрация слайдов.

Словесные: составление короткого рассказа, вопросы.

Практические: Физминутка «В школу скоро я пойду».

Игровые: Игра –упражнение «Родственные слова».

Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, указка, картина «В школу».

Предварительная работа: Беседы, чтение художественнойлитературы

                                          Ход НОД:

Дети сидят на стульях полукругом перед воспитателем, лицом к экрану проектора.

- Вы самые старшие в детском саду, начинает беседу педагог.

- Как называется наша группа? Подготовительная к школе.

- Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы было легче учиться в школе? Отвечая на вопросы, обратите внимание на свою речь, отвечайте полным ответом. Педагог напоминает, что желательно употреблять в речи такие формы обращений, как: «Я думаю, что…», «Мне кажется, что…».

Итак, что, на ваш взгляд, необходимо уметь будущему школьнику? (ответы детей)

- Читать и писать вас обязательно научат в школе, продолжает педагог. А сейчас вам нужно уметь слушать и слышать воспитателя, работать не отвлекаясь; понятно рассказывать; быть самостоятельными в своих суждениях и поступках.

Воспитатель показывает на экране картину «В школу».

Зада­ет вопросы:

- Как можно назвать эту картину?

- Придумайте ей назва­ние. Как вы считаете, чье название правильнее, интереснее?

- Почему?

- Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?

- Как назвать одним словом детей, которые идут в шко­лу? (Ученики, школьники, первоклассники.)

- Что находится у школьников в портфелях?

- А что находится в портфелях вы узнаете отгадав загадки:

 

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? (Карандаш)

Первая книга, что знанья дает,

Ее первоклассник в портфеле несет.

Всегда и повсюду, сегодня и встарь

Школьнику очень нужен. (Букварь)

Посмотрите на меня —

Сбоку у меня поля,

Для задачек будут, детки,

На моих страницах клетки,

А для разных упражнений,

Я — в линейку, без сомнений.

Это — лёгкая загадка:

Каждый знает, я —. (Тетрадка)

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш. (Ластик)

 

 

- Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Школьные принадлежности)

 

Физкультминутка:

В школу скоро я пойду, (Дети шагают.)

Там друзей себе найду, (Вытянув руки вперед, сжимают пальцы в кулаки и разжимают.)

Научусь писать, читать, (Загибают по одному пальцу на руках.)

Быстро, правильно считать.

Я таким ученым буду! (Поворачивают голову вправо-влево.)

И свой садик не забуду. (Обнимают себя руками, разводят руки в стороны и

опять обнимают).

(Пенал, тет­ради, учебники...) Как можно назвать все эти предметы од­ним словом? (Школьные принадлежности.)

- В какое время года дети начинают учиться?

- Как мы отличаем осень от других времен года? Что бы­вает только осенью? (Листопад, сбор урожая, отлет птиц и др.)

- Осенью погода бывает разная. Если светит солнце, небо прозрачное, то какими словами можно сказать про осень? (Солнечная, золотая, ясная, ранняя.) Если небо затянуто туча­ми, дует холодный ветер, часто идет дождь, то какими словами можно сказать про осень? (Поздняя, хмурая, пасмурная.)

- Послушайте слова — учить, учитель, учительница.

- Какая часть у этих слов-родственников общая?

- А у слова школа есть родственные слова? (Школьник, школьный, школьница.)

Дети придумывают рассказ по картине «Осень». Предва­рительно воспитатель поясняет: «Сначала расскажите, что произошло с этими детьми до того, как они подошли к шко­ле, а затем — о том, что вы видите на картине».

Рассказы могут быть индивидуальными и коллективными (группа из нескольких человек).

Если дети затрудняются придумать события, предшество­вавшие изображенным на картине, воспитатель сам начинает рассказ, а ребенок продолжает. Начало рассказа может быть таким:

«В ясный солнечный сентябрьский день мальчики и де­вочки собирались в школу. Еще с вечера они приготовили пор­тфели и учебники. Слава встал очень рано, все боялся опоз­дать. За ним зашел его друг Саша, и они пошли знакомой до­рогой в школу...»

Дальше дети рассказывают о событиях, изображенных на картине. Воспитатель следит, чтобы рассказ получился закон­ченным.

Воспитатель дает задание: «Скажите предложение Я пой­ду в школу так, чтобы было хорошо слышно, хорошо понятно, что вы рады этому, вам хочется идти в школу... А сейчас ска­жите это предложение так, чтобы было понятно, что вы спрашиваете».

 

Подведение итога.

- Что вы сегодня узнали нового?

- Вам было интересно?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raz._rechi_v_shkolu.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастная группа: 6-7лет

Форма организации деятельности: групповая.

Тема: Рассказывание по картине «В школу».

Цель: Учить детей составлять рассказ по картине, используя полученные знания и представления.

Задачи:

Образовательные:

  • учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка);
  • продолжать учить детей самостоятельно составлять связный текст, не повторяя содержание рассказов товарищей;
  • закреплять умение отвечать полным ответом при рассматривании сюжетной картины, устанавливая причинно – следственные связи;
  • учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, подбирать точно слова для обозначения явления;
  • учить подбирать однокоренные слова к заданному слову; упражнять в дифференциации звуков с и ш;
  • учить придавать высказыванию оттенки вопроса, радости.

Развивающие:

  • развивать слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание, память, диалогическую и монологическую формы связной речи;

Воспитательные:

  • воспитывать культуру речевого общения;
  • закреплять культуру поведения во время беседы и рассказов товарищей.

Речевые:

  • Связная речь: составление короткого рассказа.
  • Обогащение и активизация словаря по теме: «Школа», «Осень».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание иллюстрации «В школу», демонстрация слайдов.

Словесные: составление короткого рассказа, вопросы.

Практические: Физминутка «В школу скоро я пойду».

Игровые: Игра –упражнение «Родственные слова».

Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, указка, картина «В школу».

Предварительная работа: Беседы, чтение художественнойлитературы

                                          Ход НОД:

Дети сидят на стульях полукругом перед воспитателем, лицом к экрану проектора.

- Вы самые старшие в детском саду, начинает беседу педагог.

- Как называется наша группа? Подготовительная к школе.

- Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы было легче учиться в школе? Отвечая на вопросы, обратите внимание на свою речь, отвечайте полным ответом. Педагог напоминает, что желательно употреблять в речи такие формы обращений, как: «Я думаю, что…», «Мне кажется, что…».

Итак, что, на ваш взгляд, необходимо уметь будущему школьнику? (ответы детей)

- Читать и писать вас обязательно научат в школе, продолжает педагог. А сейчас вам нужно уметь слушать и слышать воспитателя, работать не отвлекаясь; понятно рассказывать; быть самостоятельными в своих суждениях и поступках.

Воспитатель показывает на экране картину «В школу».

Задает вопросы:

- Как можно назвать эту картину?

- Придумайте ей название. Как вы считаете, чье название правильнее, интереснее?

- Почему?

- Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?

- Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (Ученики, школьники, первоклассники.)

- Что находится у школьников в портфелях?

- А что находится в портфелях вы узнаете отгадав загадки:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? (Карандаш)

Первая книга, что знанья дает,

Ее первоклассник в портфеле несет.

Всегда и повсюду, сегодня и встарь

Школьнику очень нужен. (Букварь)

Посмотрите на меня —

Сбоку у меня поля,

Для задачек будут, детки,

На моих страницах клетки,

А для разных упражнений,

Я — в линейку, без сомнений.

Это — лёгкая загадка:

Каждый знает, я —. (Тетрадка)

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш. (Ластик)

- Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Школьные принадлежности)

Физкультминутка:

В школу скоро я пойду, (Дети шагают.)

Там друзей себе найду, (Вытянув руки вперед, сжимают пальцы в кулаки и разжимают.)

Научусь писать, читать, (Загибают по одному пальцу на руках.)

Быстро, правильно считать.

Я таким ученым буду! (Поворачивают голову вправо-влево.)

И свой садик не забуду. (Обнимают себя руками, разводят руки в стороны и

опять обнимают).

(Пенал, тетради, учебники...) Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Школьные принадлежности.)

- В какое время года дети начинают учиться?

- Как мы отличаем осень от других времен года? Что бывает только осенью? (Листопад, сбор урожая, отлет птиц и др.)

- Осенью погода бывает разная. Если светит солнце, небо прозрачное, то какими словами можно сказать про осень? (Солнечная, золотая, ясная, ранняя.) Если небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь, то какими словами можно сказать про осень? (Поздняя, хмурая, пасмурная.)

- Послушайте слова — учить, учитель, учительница.

- Какая часть у этих слов-родственников общая?

- А у слова школа есть родственные слова? (Школьник, школьный, школьница.)

Дети придумывают рассказ по картине «Осень». Предварительно воспитатель поясняет: «Сначала расскажите, что произошло с этими детьми до того, как они подошли к школе, а затем — о том, что вы видите на картине».

Рассказы могут быть индивидуальными и коллективными (группа из нескольких человек).

Если дети затрудняются придумать события, предшествовавшие изображенным на картине, воспитатель сам начинает рассказ, а ребенок продолжает. Начало рассказа может быть таким:

«В ясный солнечный сентябрьский день мальчики и девочки собирались в школу. Еще с вечера они приготовили портфели и учебники. Слава встал очень рано, все боялся опоздать. За ним зашел его друг Саша, и они пошли знакомой дорогой в школу...»

Дальше дети рассказывают о событиях, изображенных на картине. Воспитатель следит, чтобы рассказ получился законченным.

Воспитатель дает задание: «Скажите предложение Я пойду в школу так, чтобы было хорошо слышно, хорошо понятно, что вы рады этому, вам хочется идти в школу... А сейчас скажите это предложение так, чтобы было понятно, что вы спрашиваете».

Подведение итога.

- Что вы сегодня узнали нового?

- Вам было интересно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе Тема: Рассказывание по картине «Весна»

Непосредственно-образовательная  деятельность  по речевому развитию в старшей группеТема: Рассказывание по картине «Весна»Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической и мон...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Рассказывание по картине В.Васнецова «Богатыри»

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ 1. Формировать умение творчески рассказывать.2. Совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины.3. Упражнять в подборе определений, синонимов к заданному слову...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Обучение рассказыванию по картине "Вот это снеговик!"" с использованием мнемотаблицы.

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Обучение рассказыванию по картине "Вот это снеговик!"" с использованием мнемотаблицы....

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: Составление картины «Как Листопадничек у бобров зимовал», по произведению Соколова – Микитова « Листопадничек» с последующим пересказом, по опорным картинкам.

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ при изучении и закреплении с детьми приспособленческих особенностей диких животных к зимнему периоду. А так же в нестандартной форме учить детей составля...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группа. Тема: Рассказывание по картине «Лиса с лисятами».

Цель: развитие устной речи.Задачи:Продолжать обучить детей составлять рассказ, по сюжетной картине используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (лиса).Продолжать формировать умение согласов...