Использование приемов мнемотехники в развитии памяти и речи у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Артемьева Ольга Владимировна

Развитие речи является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г.ШАРЫПОВО

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально – личностному направлению развития детей»

Представление опыта работы на тему

«Использование приемов мнемотехники в развитии памяти и речи у детей дошкольного возраста»

                                 

                   Воспитатели: Артемьева Ольга Владимировна

                                            Торчило Татьяна Александровна

                                                     

   

Шарыпово 2022г.

Представление опыта работы на тему

«Использование приемов мнемотехники в развитии памяти и речи у детей дошкольного возраста»

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады представить свой опыт работы по теме «Использование приемов мнемотехники в развитии памяти и речи дошкольников».

Слайд 1 с названием

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

К сожалению, на сегодняшний день образная богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.

Работая с детьми, мы столкнулись с тем, что у многих плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях из личной жизни, не могут запомнить и пересказать литературные произведения, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал.

Это связано с тем, что в речи детей существуют следующие проблемы:

1. она односложная, состоит из простых предложений;

2. недостаточный словарный запас;

3. бедная диалогическая речь (детям трудно грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ);

4. возникаю трудности при построении монолога (сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами);

5. не могут логически обосновать свои утверждения и выводы.

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был и интересным, и развивающим.

Для достижения лучших результатов мы решили использовать в работе с детьми методы и приемы мнемотехники.

Слайд 2  «Цели и задачи»

Что такое мнемотехника? В переводе с греческого – искусство запоминания. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание рассказов, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

С ней вы знакомы с детских лет. Вспомните, как в школе вы запоминали падежи русского языка? (с помощью фразы  Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку). А в геометрии? (Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам) и конечно же знакомая всем с детства фраза для запоминания цветов радуги (Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан). Во времена, когда не было диктофонов для сохранения и воспроизведения информации, использовалась стенография. Все это приемы мнемотехники.

Как гласит китайская пословица «Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать».

Так вот, суть мнемотехники заключается в следующем – на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость речи.

Как любая работа мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов.

Слайд 3 «Мнемоквадрат»

Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово или одно словосочетание. Применяем его в младшем возрасте, зарисовываем его цветными карандашами или фломастерами.

Слайд 4 «Мнемоквадрат»

Для того, чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения мы используем следующие алгоритмы (одевания, умывания, правила безопасного поведения в группе, опасные предметы и т.п.).

 Вначале с детьми мы рассматриваем каждый квадрат, обсуждаем, что обозначает изображенный предмет, затем выкладываем последовательно несколько квадратов и получается мнемодорожка, например порядок складывания одежды в кабинках. Дети быстрее запоминают полученную информацию и становятся более самостоятельными.

Слайд 5 «Мнемодорожка»

Мнемодорожка, как вы это уже поняли это ряд картинок, по которым можно составить небольшой рассказ слайд 6 «Описательные рассказы», запомнить чистоговорку, скороговорку Слайд 7 «Чистоговорки». Широко используем, начиная со среднего возраста.

Следующий этап работы мнемотаблицы слайд 8 «Сочиняем сказку» – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, сказка слайд 9 «Колобок», стихотворение и т.п. слайд 10 «Стих»). Ее пременяем в старшем дошкольном возрасте. Используем, как готовые схемы, так и изготовленные самостоятельно. Мнемотаблицы служат нам дидактическим материалом, для развития связной речи и используется для заучивания стихов и потешек, пословиц, чистоговорок, при пересказе рассказов, отгадывании и загадывании загадок. 

     Слайд 11 сказка

При пересказе с помощью мнемотаблиц у детей обогащается словарный запас, развивается восприятие, память, внимание. Дети видят всех действующих лиц и воспроизводят в своей речи необходимые выражения, пересказ получается последовательным.

Слайд 12 «Стих Кошка»

Особенно эффективны мнемотаблицы при заучивании стихотворений: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Далее ребенок самостоятельно, используя эти графические изображения, воспроизводит стихотворение целиком.

Слайд 13 «Фото ребенка»

        

Очень  эффективной формой по речевому развитию детей является использование загадок. Они обогащают словарь детей за счет многозначности слов; формируют представления о переносном значении слов. Не секрет, что многие дети не внимательно слушают текст загадок, при отгадывании используют не все признаки, имеющиеся в загадке.

Слайд 14 «Загадка»

В этом случае хорошим помощником служат мнемодорожки или мнемотаблицы, которые фиксируют все особенности, загадываемого предмета.

Еще один вид работы с мнемотаблицами это использование готовых схем для составления загадок.

Слайд 15 «Животное»

Мы предлагаем вам поиграть в игру «Угадай-ка».. На примере этой схемы вы загадываете любое животное, рассказываете про него, а мы отгадаем.

Слайд 16 «Профессии»

При составлении описательных рассказов (о предметах, профессиях, временах года и т.д.) по мнемотаблице, вначале с ребятами проводим предварительную работу: рассматриваем тематические картинки, беседуем на соответствующие темы, исследуем тот или иной предмет, выясняем, как и где можно применить и т.п..  После этого рассматриваем таблицу и объясняем значение каждого символа, буквы, картинки.  И лишь потом переходим к составлению рассказа.

Изготовленные или приобретенные нами мнемотаблицы служат нам дидактическим материалом и в других областях программы: познавательной,  художественно – эстетической, физической.

Слайд 17 «Познавательное развитие»

В экспериментальной деятельности – это алгоритмы проведения опытов слайд 18, правил техники безопасности слайд 19, условные обозначения слайд 20.

В конструировании, лепке, рисовании – схемы последовательности действий при выполнении заданий.

Слайд 21 «Конструирование»  - по слайд 25 «Рисунок – крокодил»

На  динамических паузах мы часто используем карточки-символы «Пляшущие человечки».  

Слайд 26 «Пляшущие человечки»

Использование методов и приемов мнемотехники, позволяет нам сокращать время запоминания, развивать основные психические процессы, способствует умению перекодировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, помогает детям делать выводы и схематизировать материал. Кроме того расширяет не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать по таблицам слайд 27 «фото Ева», изготовленным самостоятельно слайд 28, 29, 30 – ребенок понимает, что это совсем не трудно. А заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Надеемся, что эти игры и приемы запоминания пригодятся вам и понравятся вашим детям. Их можно использовать, как в работе, так и в домашней игротеке.

Спасибо за внимание, желаем вам успеха и творчества в работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья" Использование приемов мнемотехники для развития памяти у детей дошкольного возраста"

Методика запоминания словесного материала, использование коллажей и мнемотаблиц....

Развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста посредствам приемов мнемотехники

Мнемотехника + интеллектуальное и творческое развитие детей  является программой, которая позволяет общаться с мозгом на его языке, т.е. языке образов. И “секрет” мнемотехники прост и всем ...

Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (нарушение речи)

Конспект коррекционно – развивающего занятия с использованием приемов мнемотехники в старшей группе детей с ОВЗ (нарушение речи)...

Использование приемов мнемотехники для развития памяти детей дошкольного возраста.

С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям.Во-первых, механическая постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со вре...

«Использование мнемотехники как метод формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР»

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребнос...

«Использование мнемотехники как метод формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР»

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребнос...

Консультация для педагогов Использование приемов мнемотехники для развития памяти дошкольников.

Мнемотехника — система различных приѐмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объѐм памяти путѐм образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры....