Доклад из опыта работы "Применение ТРИЗ технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Рудакова Анастасия Андреевна

Доклад из опыта работы "Применение ТРИЗ технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_iz_opyta_raboty_primenenie_triz_tehnologiy.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка № 28 «Огонек» город Бердск

Доклад из опыта работы

«Применение ТРИЗ технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста».

                                                                                             

 Подготовила:

 Воспитатель  

 Рудакова А. А.                                                                      

г. Бердск


Теоретическая часть

Мой практический опыт работы с детьми показывает, что связная речь детей дошкольного возраста недостаточно сформирована. Развитие именно связной речи, вызывает у детей особую сложность. Рассказы детей даже на близкую им тему (о маме, о детских забавах, о признаках наступающей весны и т.п.) нередко отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью. Предложения в основном простые, неполные.

На сегодняшний день существует огромное количество методик по развитию связной речи дошкольников.

Среди инновационных технологий обучения детей ведущее место занимает технология Г. С. Альтшуллера - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

Я обратилась к созданию системы работы по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования методов и приемов ТРИЗ на своих занятиях.

На занятиях по развитию творческого воображения - это импровизация, игра. Вместе с детьми мы учимся придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше.

Принцип проведения занятий - от простого к сложному.

Мы начали такую работу с простых игр и упражнений «На что похожи?», «Волшебные картинки», «Игра в слова», «Хитрые картинки»  с младшего возраста. Большое внимание уделяем систематичности проведения игр и упражнений: «Дорисуй», «Какая игрушка?», «Перевёртыши». Постоянно используем в работе задачи-шутки, которые способствуют преодолению инерции мышления и являются гимнастикой для ума.

Тематика игр, творческих заданий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи зависит от темы изучаемого материала. Цель игр – поисковая, исследовательская, изобретательская деятельность. Развитое диалектическое мышление предполагает видение противоречия, его формулирование и решения.

Результатом решения противоречия является изобретение. Этому дети учатся в играх «Наоборот», «Хорошо-плохо», «Письмо SOS», с которыми детей знакомит Гном из волшебной страны «ТРИЗ». Через игру «Теремок» - выделяют общие и различные признаки путем сравнения, тренируя этим аналитическое мышление. Игра «Обзывалочки» помогает четко определять функцию предмета, явления. В игре «Волшебный ящик» дети учатся придумывать –«собирать» новые объекты, наделять их функциями, создавать «портреты», давать названия. Формируется умение фантастического преобразования объектов окружающего мира.

Решая задачи в игре «Помоги сказке», дети учатся формулировать сказочные противоречия. Сочиняют загадки, путешествуя по Стране сказок. Это помогает систематизировать свойства предметов, явлений, строить модели, развивать ассоциативное движение.

Читая художественную литературу мы с детьми сочиняем сказки с помощью «методики сторителлинга».

Методика «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй». Сторителлинг – это повествование мифов, сказок, притч, былин, иными словами - сказительство.

Методика «сторителлинг» обогащает устную речь дошкольников, развивает  умение составлять рассказы, развивает воображение и коммуникативные навыки детей, помогает раскрытию талантов и самовыражению дошкольников.

Основа метода сторителлинг - игры «кубики историй». Оригинальные «Кубики историй» можно приобрести в магазине либо изготовить самостоятельно.

«Кубики историй» содержат  9 кубиков, 54 картинки, которые погружают вас в мир фантазий, иллюзий и приключений.

Для изготовления игры «Кубики историй» понадобятся готовые пластиковые кубики от конструктора (можно изготовить кубики из картона) и наклейки с предметными или сюжетными картинками, которые приклеиваются на грани кубиков.

Можно сделать наборы кубиков историй следующих типов:

- набор, где каждый из кубиков содержит картинки только одной категории (на одном изображены только волшебные предметы, на другом - сказочные герои, на третьем - погодные явления и др.);

- тематические кубики (например, по темам «Транспорт»,  «Времена года», «Сказки» и т.д.).

На начальном этапе обучения детская история может быть совсем короткой – 1-2 предложения. Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности.

Поэтому, составлять истории можно по очереди, первый кубик бросает ребёнок, а следующий –педагог.

Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

Дети довольно быстро обучаются. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.

Практическая часть

Как у каждой игры у сторителлинга есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Чтобы детям было интереснее играть, можно предложить им превратиться в «сказочников».

Всегда берите ровно 9 кубиков - 3 вы используете для начала истории, 3 для продолжения и 3 в конце.

При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:

1. Вступление.

Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок.

Однажды, много лет назад…

В некотором царстве, в некотором государстве…

Когда-то давным-давно…

Жили-были…

Случилось это в одном городке…

Затем «сказочники» описывают главного героя истории, где он живет, что делает?

2.Основная часть истории.

Описывается основная сюжетная линия.

Что произошло с героем?

Кого он встретил или что нашел?

Что он планирует с этим делать?

3. Заключение.

Появляется решение поставленной проблемы.

Короткий вывод (итог рассказа).

Заключение должно быть кратким, оно подводит итог всему рассказу.

Варианты заключения:

-Тут и сказки конец…

-Стали они жить поживать и добра наживать…

-Вот и сказке конец, а кто слушал молодец…

-Так они жили и не тужили…

Преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста.

1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

2. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.

3. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность;

4. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной

деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через ТРИЗ - технологию"

Методическое пособие разработано с целью оказания методической помощи в проведении работы по развитию связной речи  детей пятого и шестого года жизни через ТРИЗ – технологию. Повышению её к...

Использование современных технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение&ra...

Статья на тему: "Использование ТРИЗ, как одной из технологиий в развитии связной речи детей дошкольного возраста с ОНР".

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи является одним из основных направлений развития и образования детей, определяющих содержание программы образования по тре...

Консультация для педагогов "Использование приемов ТРИЗ-педагогики для развития связной речи детей дошкольного возраста"

Консультация "Использование приемов ТРИЗ-педагогики для развития связной речи детей дошкольного возраста"...

Заседание клуба молодой заинтересованной семьи «Семицветик» Тема: «Использование современных технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста».

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение&ra...

Консультация для педагогов ДОУ : «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через ТРИЗ - технологии»

               Актуальность использования технологии ТРИЗ несомненна. Элементы ТРИЗ-технологии содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качест...