Консультация для педагогов: «Голос педагога. Инструмент и объект внимания. Как сохранить голос»
консультация по развитию речи

Причины проблем с голосом. Характеристика хорошего голоса. Простые правила сохранения голоса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_golos_sohranit.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка: Советы педагогам, как сохранить голос и сделать его красивым

  • Старайтесь избегать пребывания в пыльных, холодных и прокуренных помещениях. Дышите всегда через нос.
  • Не стоит кушать слишком горячую, соленую и острую пищу. Перед выступлением или уроком не ешьте чипсы, семечки, печенье и любые другие продукты, которые крошатся. Крошки могут забиться в складки гортани и доставить вам много неприятных минут во время разговора. Также следует быть осторожнее с молочными напитками и продуктами. Они способствуют образованию слизи, которая будет мешать вам долго говорить…
    До выступления и во время него, а лучше — всегда, пейте воду безо льда, комнатной температуры. Голосу может навредить даже газированная вода, поэтому выбирайте напитки без газа.
  • Дышите правильно. Для этого существует специальная гимнастика с произношением определенных звуков.
  • Слушайте музыку. Последние результаты исследования доказывают, что прослушивание хотя бы 1 час в день классической или другой мелодичной музыки способно сотворить чудеса и Ваша речь зазвучит по-новому.
  • Как можно больше пейте. Для связок просто необходимо выпивать 1,5-2 л простой воды. Поосторожнее с кофе – он обезвоживает. Поэтому певцам и дикторам он противопоказан, т.к. может вызвать изменения в голосовых связках.
  • Очень важны для звучания нашего голоса нормальное функционирование желудка и поджелудочной железы, в особенности после 40 лет. Если вовремя Вы не излечите гастрит, то рано, еще до пенсии, голос станет дребезжащим и старушечьим.
  • Закаляйте связки! Это особенно важно для многоговорящих. Полезно обливание горла прохладной водой. Затем сделайте легкий и простой массаж, мягко растирая область горла сверху вниз. 5 таких минут в день – и мышцы гортани весь день будут в тонусе. После длительной беседы в горле остаются неприятные ощущения – массаж снимет их.
  • Если заболели – не разговаривайте. Многие шепчут, считая, что это обезопасит. Напротив, при шепоте нагрузка на голосовой аппарат увеличивается. Если Вы простыли и голос охрип, лучше ничего не говорите. Любую болезнь вредно переносить на ногах. Если человек говорит слишком низким или высоким тембром, связки изнашиваются.
  • Больше пойте! Если Вам предстоит лекция, пойте в душе или в машине. Ученые выяснили, что регулярное пение защищает горло и верхние дыхательные пути от инфекций и вирусов, повышается иммунитет.
  • Также необходимо время от времени проверять горло у отоляринголога, т.к. плохо звучащий голос может быть симптомом доброкачественного новообразования на голосовых связках.

2. Эксплуатация и охрана голоса. Каждый, кто эксплуатирует профессионально свой голосовой аппарат, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса, режиму профессиональной работы и голосовой гимнастике, что закалит и предохранит от заболеваний голосовой аппарат. Это является составной частью профессиональной культуры педагога. Требования для охраны голоса: Соблюдение гигиенических норм голосовой нагрузки - не юболее 3 часов без перерыва. • После трех часов работы обязательно должен быть перерыв не менее часа для восстановления мышечной активности голосовых складок. • Следует избегать длительных телефонных разговоров (20 минут телефонного общения равозначны часу голосовой нагрузки) • Голосовая нагрузка должна распределяться равномерно в течение всей рабочей недели. • Следует посещать ЛОР – фониатра как при выборе речевой профессии, так и периодически, особенно при неравномерной речевой нагрузке и даже незначительных нарушениях голоса. • Отсутствие ориентации в выработке навыков правильного фонационного дыхания может быть одной их причин проявлений голосового дискомфорта. • Следует помнить, что только бережное отношение к своему голосовому аппарату, слуху, систематические занятия по выработке навыков правильного голосообразования, голосоведения, расширению динамического рабочего диапазона, позволяет сохранить комфортную звучность голоса. Даже при незначительных нарушениях голоса, связанных с напряжением, голосовой нагрузкой или воспалительными процессами следует соблюдать ГОЛОСОВЫЕ ПРАВИЛА: • Говорить меньше. • По телефону говорить только при необходимости и коротко. • Во время речи следить, чтобы не было мышечного напряжения гортани, шеи, плеч. • Исключить громкие радостные возгласы, форсированный шепот, восклицания, громкий смех. • Следует говорить только тогда, когда остальные молчат , и говорить с собеседниками только на близком расстоянии. • Нельзя говорить при езде в транспорте, шумной обстановке. • Во время простудных заболеваний необходим режим снижения речевой активности, а при ухудшении качества голоса – режим молчания. Голосовая гигиена как явление недостаточно распространена в практике педагогической деятельности, несмотря на свою эффективность в профилактике расстройств голосового аппарата. Применение методов голосовой гигиены существенно укрепляет физическое и психическое здоровье педагога, повышает его работоспособность, что, безусловно, отражается на качестве преподавания школьных предметов. 3. Как уберечь свои голосовые связки Рождение звука Как можно поберечь свои голосовые связки? Прежде всего нужно исключить все, что плохо влияет на них. Для горла вредна острая, слишком холодная или горячая пища. Опасны и резкие перепады температуры воздуха. Можно "посадить" связки, выйдя из разогретого помещения на холод или разговорившись на морозе. Важно учесть еще один момент: значительно повышает вероятность заболеваний гортани курение. К сожалению, многие учителя и преподаватели подвержены этой привычке В результате голос становится низким и грубым. Кроме воспаления, в гортани и на голосовых связках от курения нередко появляются полипы, что делает его еще неблагозвучнее. Тем, кто "работает голосом, очень важно сохранить его чистоту и звучание. Для этого в течение трудовой недели следует разумно планировать речевую нагрузку. Она должна быть умеренной и равномерной изо дня в день. Кроме того, не стоит строить свою речь на повышенных тонах. Если в ней неизменно преобладают громкие и резкие звуки, то со временем на связках появляются мозолистые наросты - узелки. Они становятся существенной помехой для нормального звучания голоса. Связки меньше устают, когда в голосе звучат разнообразные модуляции. Они к тому же значительно украшают речь и придают ей выразительность и эмоциональную окраску. Монотонное, однообразное повествование, напротив, не слишком хорошо влияет на состояние голоса. Как правило, его и слушают менее внимательно. И тогда, чтобы сказанное лучше дошло до аудитории, приходится говорить громче. Связки при этом все больше напрягаются, и голос лишается звучности. Чувствуя, что он "сдает", докладчики нередко переходят почти на крик, чем еще больше вредят голосовым связкам. В такой ситуации, наоборот, надо говорить тихо, медленно и спокойно. Отдых в молчании При каждой возможности голосу следует давать передышку. Во время перемен и перерывов лучше всего помолчать, а не тратить их на затяжные беседы с коллегами или на телефонные переговоры. Разговор по телефону, кстати, утомляет голосовые складки гораздо сильнее, чем непосредственное общение. После окончания работы, перед выходом на улицу, надо дать связкам "остыть" и прийти в себя. Через 15-20 минут голосовой аппарат успокоится и будет готов к воздействию прохладного, влажного воздуха. Женщинам, которых среди учителей большинство, надо особенно беречь голос и по возможности снижать на него нагрузку во время месячных. В этот период голос наиболее уязвим. Мычание и нычание Голосовой аппарат сам по себе очень раним, поэтому надо стараться обращаться с ним бережно. Чтобы постоянно поддерживать его в рабочем состоянии, лучший путь - освоить технику профессиональной речи. Это тем более необходимо, когда служебная деятельность вынуждает много и подолгу говорить. Голос должен использоваться грамотно. Тогда он приобретает звучность и, как выражаются профессионалы, полетность. Такие очень важные в работе на аудиторию качества можно развить с помощью особых приемов. Им обучают специалисты по технике профессиональной речевой деятельности и врачифониатры. Вот, к примеру, одно из простейших упражнений. После небольшого набора воздуха производится протяжный согласный звук "м" или "н". Его направляют вверх в носовую полость. К обеим сторонам носа прикладывают сложенные вместе пальцы рук. Под ними должна ощущаться вибрация. Если не получается, то попробуйте повторять в нос слова "дон-н-н" или "бом-мм". Постарайтесь, чтобы при этом звук отозвался колебаниями также в области верхней губы и в крыльях носа. На следующем этапе тренировок, выдыхая воздух, протяжно произносят целые буквосочетания: "ми-ми-ми", "мо-мо-мо" или "ма-ма-ма". Именно так, распеваясь, делают певцы. Можно еще "ни-на-но", "би-ба-бо". В дальнейшем, используя звуки "м" или "н", можно напевать "носом" целые мелодии. Все это лишь начальные элементы постановки голоса. Но при длительных, упорных и регулярных занятиях они способны улучшить его звучание. Низкие звуки Для придания голосу полноты и объема надо позаботиться о звучании, которое зависит от резонирования звуков в грудной клетке. Вот несколько упражнений, которые помогут улучшить "грудные" звуки. Опустив голову на грудь и прижав к ней подбородок, вместе с выдохом произносите глубоким голосом: "о-о-о" или "у-у-у". Звук тянется, пока хватает дыхания. На верхнюю часть грудной клетки положите руку. Можно слегка похлопать ладонью. Это увеличит вибрацию голосовых связок и силу их колебаний. Дыхательная опора Еще несколько важных принципов правильного использования голоса: речь всегда надо начинать на выдохе. Иначе не хватит воздуха, чтобы закончить фразу, и она окажется скомканной. Зато с наполненными легкими она получится звучной и плавной. Не зря певцы утверждают, что надежная дыхательная опора служит основой хорошего звука. Сила и мощь голоса зависит от работы нижних органов дыхания, легких, бронхов и трахеи. Неумение управлять дыханием нередко приводит к их заболеваниям. В профессиональной деятельности необходимо пользоваться глубоким, нижнереберным, типом дыхания. В нем активно участвует диафрагма. Она должна так регулировать давление под голосовыми связками, чтобы им не приходилось перенапрягаться. вдох-выдох. Первое из упражнений, которые рекомендуют специалисты по постановке дыхания, вначале выполняется стоя перед зеркалом. К середине живота прикладывают ладонь. Она контролирует его движение во время дыхания. Другая рука держит пропитанный духами платочек или пахучий цветок. Руку подносят к лицу и носом спокойно вдыхают аромат. Тем временем наблюдайте за собой в зеркало. Плечи не должны приподниматься, а верхняя часть грудной клетки пусть двигается как можно незаметнее. Потом воздух медленно выдохните сквозь зубы со звуком "ш" или "с". Достаточно сделать 5-6 таких вдохов и выдохов. Перед зеркалом эти упражнения повторяют по нескольку раз ежедневно 3-4 дня. Привыкнув к самоконтролю, можно обойтись без зеркала. Занимайтесь в любое время, в любом месте, между делом или, положим, на прогулке. Но чтобы получить результат, надо набраться терпения. Прежде чем выработается правильное дыхание во время продолжительной речи, понадобится несколько месяцев регулярных тренировок. Недомогания Педагогам очень часто приходится работать, несмотря на нездоровье, связанное с острыми респираторными вирусными инфекциями. В такой ситуации особенно легко заработать профессиональное заболевание голосовых связок - ларингит. Этому способствует не только банальный насморк, но и кашель, который раздражает гортань, а стекающая в нее мокрота вызывает воспаление. Если в результате голос охрип, то самое лучшее для него - молчание. Однако вместо того, чтобы отлежаться дома, порой приходится все же идти на службу. Что делать? Надо постараться максимально снизить голосовые нагрузки. Но не думайте, что, разговаривая шепотом, вы сбережете свои голосовые связки. Это как раз заставляет их трудиться с большим усилием. Нужно просто говорить тише и спокойнее. Хорошо бы так организовать занятия, чтобы во время них пришлось как можно меньше объяснять и рассказывать. Пусть ученики или студенты, допустим, самостоятельно займутся изучением нового материала, какой-либо письменной работой. В этот период надо относиться к голосу с особой заботой. И тогда он вас не подведет и дальше будет работать долго и безотказно. 4. Медицина и скорая помощь Как сохранить и лечить свой голосовой аппарат? Слабый голос Врачи оториноларингологии особенно беречь свой голос советуют лицам впечатлительным, плаксивым, вспыльчивым тем, кто страдает резкими перепадами настроения, т.е. тем, у кого наблюдаются те или иные эмоциональные нарушения. На этой почве обычные волнения, связанные с разладом в семье или неприятностями на работе могут стать катализатором проявления местных изменений голоса. Под влиянием стресса и эмоций при произнесении слов может наблюдаться фонастения - повышенная утомляемость, слабость в голосе. Такие нарушения возникают неоднократно и в итоге могут стать хроническими. Связки как канаты, они не порвутся если крепкие. Ликбез Врач описал ваши проблемы, а вы не понимаете и слова из того что он сказал? Вот примеры самых распространенных терминов. Артикуляция – общая деятельность губ, языка, голосовых связок и других органов предназначенных для членораздельной речи. Афония – полное отсутствие или потеря голоса Дисфония – срыв голосообразования Миастения – слабость, относящаяся к отдельным группам мышц и повышенная утомляемость Паретичность - ослабление определенной мышцы или группы мышц, неполный паралич Спастичность – повышенный мышечный тонус Фонастения – слабость в голосе Фонация – образование во время речи голосовых звуков Нет голоса! Если нервные расстройства для вас привычное дело, истерические всплески могут повлечь за собой отклонение в голосовом аппарате – функциональную афонию, что означает отсутствие звучности в голосе при сохранении речи шепотом. Стоит отметить, что при истерических неврозах нарушения голоса могут возникнуть внезапно, на фоне совершенного здоровья, на почве того что больные на самом деле желают их появления! Они не тяготятся возникшим симптомом и не стесняются его, а напротив, стремятся лишний раз подчеркнуть тяжесть своей болезни и высказать неверие в возможное выздоровление потому, что в некоторой степени им это выгодно. Жалобы сводятся к чувству комка в горле и налипания слизи. Функциональная афония может исчезать так же внезапно, как появляется, а может и надежно закрепиться. Такой исход встречается особенно часто среди людей страдающих трудноразрешимыми психологическими ситуациями: в таких случаях голосовые нарушения начинают срабатывать как рефлекс. Функциональная афония нередко развивается у людей перенесших обострения хронического ларингита и острые воспалительные заболевания гортани. Занятный парадокс: при афонии, в спокойном состоянии голос приглушенный, а вот смех и кашель обычно бывают достаточно звучными. В период, когда человек бережет свое горло и поэтому не может говорить раскрепощено и общается по большей части шепотом, происходит фиксация неверного приспособления голосообразования. Поэтому не стоит шептать нарочно – это не поможет, лучше обратиться к специалисту, ибо здесь требуется помощь врача. Усталый голос Голосовые нагрузки во время и после ангины, простуды, ОРВИ дают гипистонусную дисфонию, т.е. снижают тонус мышц находящихся в голосовых складках. К группе провокаторов этого заболевания можно так же отнести трахеиты, бронхиты, гормональную дисфункцию, вегетососудистую дистонию и конечно стрессовые ситуации. Мы жалуемся на быструю утомляемость голоса и уменьшение его силы. Слизистая оболочка трахеи и гортани остается без воспаления и голосовые связки по-прежнему подвижны, только вот тонус их снижен. Металлический голос При пении или силовой, форсированной манере речи особенно в условиях поостоянного шума может развиться гипертонусная дисфония. Сопутствуют ей толчкообразные движения диафрагмы, постоянное напряжение мышц брюшного пресса, напряжение лица и шеи, которое сопровождается набуханием вен в районе шеи. Больные в основном жалуются на быструю утомляемость голоса, его охриплость, болевые ощущения в области шеи, гортани глотки, частые желания откашлять мокроту или слизь. Их голос становится пронзительным, резким, звучит напряжено, с металлическими нотками. Лечение Какие бы изменения не происходили с голосом, нашей задачей является своевременное их отслеживание и лечение. Врачи устраняют подобные неполадки с помощью медикаментозных средств (спазмаголики, седативные препараты), психотерапии, голосовой и дыхательной тренировки, физиотерапии, иглорефлексотерапии. В домашних условиях можно попытаться восстановить голос при помощи фонопедических упражнений. Однако и они не пойдут на пользу, если применяются без рекомендаций врача – помните об этом. Примеры фонопедических упражнений 1. Подышите на ладони, бесшумно как на морозе, так чтобы ощущался поток воздуха. 2. Попробуйте «пошипеть» гортанью: сделайте глубокий вдох носом и выдох с шумом (не должно быть никаких звуков кроме шипения). Чтобы упражнение на шипение получалось лучше, представляйте себе, как шипит змея. 3. Упражнение «скрип»: сделайте глубокий вдох носом и имитируйте на выдохе «скрипение» гортанью 4. Сделайте упражнение «скрип» с переходом на звук «а» в низком регистре, затем на широкой улыбке (в манере исполнения народных песен) 5. Сделайте упражнение «скрип», с переходом на «а» в народной манере в низком регистре, затем на звук «у» в высоком регистре (в академической манере) 6. Сделайте упражнение «скрип», только стараясь последовательно произносить звуки «а», «у», «ой!» («ой» можно крикнуть как бы удивляясь). Скорая помощь Если голос неожиданно сел, причем в самый неподходящий момент, существует несколько методов его быстрого восстановления: 1. Выпейте какое-нибудь слабое успокоительное: настойку пустырника или валерьяны. 2. Попейте что-нибудь теплое, например коктейль: сливочное масло + молоко + боржоми. 3. Если есть свободное время, попробуйте три раза в день до момента восстановления голоса делать ингаляции эвкалиптом. 4. Смажьте область горла согревающей мазью, например «Доктор МОМ» и обвяжите шерстяным шарфом; повторяйте эту процедуру не менее 2 раз за день. 5. Рассасывайте таблетки фалиминита, до 8шт в день 6. Растворите одну таблетку мукалтина в половине стакана с теплой водой и в течение дня выпейте небольшими глотками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Голос педагога - инструмент воспитания, нуждающийся в заботе"

Цель проекта:  повышение компетентности педагогов  дошкольной образовательной организации  по вопросам здоровьесбережения  голоса как профессионального инструмента.Задачи : 1....

Консультация - тренинг « Голос педагога. Инструмент и объект внимания. Как сохранить голос»

Голос – это не только уникальный индивидуальный  рабочий инструмент преподавателя, воспитателя, музыкального руководителя,  это способ убеждения, эффективность которого зависит от...

Консультация для педагогов "Голосо-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации"

Голос и речь воспитателя — важнейшие инструменты его профессиональной деятельности, обеспечивающие коммуникативное взаимодействие с другими участниками воспитательно-образовательного процесса, а...

Консультация для педагогов «ИКТ - как инструмент современного педагога ДОУ»

Использование ИКТ в дошкольном учреждении является актуальной проблемой современного дошкольного образования...

Консультации для педагогов "ИКТ - как инструмент современного педагога ДОУ"

Консультации для педагогов "ИКТ - как инструмент современного педагога ДОУ"...

Консультация для педагогов "ИКТ- как инструмент современного педагога ДОУ"

Активное использование информационных технологий в образовательном процессе является неотъемлемой частью работы педагога. Для этого необходимо ознакомиться с информационными сайтами для педагогов и на...

Консультация для педагогов ИКТ - как инструмент современного педагога ДОУ

Консультация для педагогов ИКТ - как инструмент современного педагога ДОУ...