Пед. совет. "Итоги лета-оздоровительная компания 2019 г." Выступление: "Познавательно речевая деятельность старшей дошкольной группы в летний период". (22.08.2019)
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Цель: Ознакомить воспитателей, родителей с играми, способствующими развитию речи детей в летний период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
letnee_rechevaya_deyatelnost.docx | 28.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды работ по развитию речи дошкольников в летний период.
Данный материал будет полезен воспитателям старших групп, родителям. Материал направлен на развитие познавательного интереса детей, развитие любознательности детей.
Цели и задачи: Развитие речевой активности детей, обогащение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи;
развивать коммуникативные способности, творческое мышление, познавательный интерес;
формировать навыки работы в команде;
вызвать положительный эмоциональный отклик;
воспитывать доброту к окружающим.
Виды работ по развитию речи дошкольников в летний период.
- Литературные праздники;
- Литературные викторины;
- Вечер сказок;
- Вечер загадок;
- Беседы индивидуальные и коллективные;
- Словесные игры;
- Ребусы, кроссворды, головоломки.
Литературные викторины.
(Все участники викторины делятся на две команды)
Задание № 1."Разминка"
- Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
- Герои, какой литературной сказки были сельскохозяйственными продуктами? (Дж.Родари "Приключение Чипполино")
- Кто из сказочных героев любит поговорку "Одна голова хорошо, а две лучше"? (Змей Горыныч)
- Кто из героев французской сказки любил обувь осенне-зимнего сезона? (Кот в сапогах из сказки Шарля Перро)
- Кто из сказочных персонажей появился на свет благодаря рубке деревьев? (Буратино из сказки Алексея Толстого)
- Какое домашнее животное, точнее птица, однажды принесла хозяевам изделие из драгоценного металла? (Курочка Ряба)
- Какая русская народная сказка прославляет лентяев? ("По-щучьему велению")
- Назовите друзей Вини Пуха? (Пяточок, Кролик, ослик Иа, мудрая Сова)
- Как решили подружиться герои Э.Успенского - Крокодил Гена, Чебурашка и Галя? (Построить Дом Дружбы)
Задание № 2."Чей рассказ интереснее?"
Сочините короткий интересный рассказ, у которого есть начало и конец.
Начало: Дети очень любят лето.
Конец: У соседей громко залаяла собака.
Придумайте название рассказа.
Задание № 3."Словарь вежливых слов"
Знаете ли вы вежливые слова? Надо закончить фразу:
- Растает ледяная глыба От слова тёплого ...(спасибо)
- Зазеленеет старый пень Когда услышит...(добрый день)
- Если больше есть не в силах Скажем дружно мы....(спасибо)
- Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь....(здравствуйте)
- Когда нас бранят за шалости, Говорим.. (прости, пожалуйста)
- И во Франции, и в Дании На прощание говорят...(до свидания) Товарищи! Твердите С утра по словарю: Спасибо, извините, Позвольте, разрешите, Я вас благодарю.
Задание № 4."Дополни сказку"
Дана заготовка сказки. Надо её дополнить.
Сказка про....
Жили-были....Надоело им....Пошли....Повстречали...Им дали совет...Довёл их клубок...Царская дочь..... И он им ответил...Царь такого не ожидал...Вдруг ни с того, ни с чего...Подарил коня...Умная мать....А жена ещё...Дело спорится...
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.
Задание № 5."Азбука народной мудрости"
Ведущий начинает пословицу, а члены команды должны закончить её.
- Слово не воробей, а вылетит-...(не поймаешь)
- За морем теплее, а на родине...(светлее)
- Своя земля и в горести...(мила)
- Москва всем городам...(мать)
- Родная сторона - мать, а чужая...(мачеха)
- Кто не работает, тот...(не ест)
- Яблоко от яблони не далеко...(падает)
- И собака помнит, кто её...(кормит)
- Дерево держится корнями, а человек...(друзьями)
- Дерево ценится по плодам, а человек по...(делам)
- Видно птицу по...(полёту)
- Делу время, потехе...(час)
- Лучше синица в руке, чем...(журавль в небе)
- Сделал дело, гуляй...(смело)
Задание № 6."Фразеологизмы"
Объясните, как вы понимаете выражения: сломя голову; яблоку негде упасть; висеть на телефоне; только пятки сверкали.
Задание № 7."Скороговорки"
Отчётливо выговаривая каждый звук, при этом с максимальной скоростью, повторите по 3 раза скороговорки:
- На дворе трава, на траве дрова.
- Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла кларнет.
- Щетина у чушки Чешуя у щучки.
- Ехал Грека через реку, Видит Грека в реке рак, Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Греку цап.
Задание № 8."Пантомима"
Рассказать без слов стихотворение А. Барто из серии "Игрушки"
Задание № 9."Меню"
Придумать названия 3 блюд начинающихся с заданной буквы (бутерброды, борщ, блины )и т.д.
Задание № 10.
Назвать вид одежды, обуви, головного убора на заданную букву (блузка, босоножки, берет)
Задание № 11.
Назвать как можно блюд из картошки (из мяса).
Задание № 12.
В Москве живут москвичи, в Ростове - ростовчане. Как называют себя жители Курска и Архангельска? (Куряне и архангелогородцы)
Задание № 13.
Слова: пятачок, ножка, ручка, шишка имеют несколько значений. Назовите их.
Задание № 14."Чего больше?"
Чего больше: шкафов или мебели; кукол или игрушек; книг или учебников; тарелок или посуды; обуви или туфель?
Вечер сказок.
Задание № 1."Разминка"
- С кем встречался колобок во время своего путешествия? (С зайцем, волком, медведем, лисой)
- С помощью чего принц нашёл Золушку? ( С помощью туфельки)
- Кто тянул репку? (Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
- Сколько раз забрасывал старик невод? (Три)
- Что попросила достать старуха солдата из сказки Г.Х.Андерсена? (Огниво)
- Кого украла Снежная королева? (Кая)
- Назовите волшебную рыбу из русских сказок? (Щука)
- Чем укололась Спящая красавица? (Веретеном)
- Кого спасла Дюймовочка? (Ласточку)
- Назовите Бременских музыкантов? (Осёл, собака, кот, петух)
- Сказочный кучер с длинным хвостом? (Крыса)
- Из чего фея сделала карету для Золушки? (Из тыквы)
- Какое средство помогло Карлсону избавиться от высокой температуры? (Варенье)
- Сколько лет жил старик со своею старухой пока не поймал золотую рыбку? (33 года)
- Первая женщина, совершившая полёт? (Баба Яга)
- В какой сказке грязная посуда решила сбежать от своей хозяйки? ("Федорино горе)
- Кто ел неправильный бутерброд? (Дядя Фёдор).
Задание №2.
Назовите русские народные сказки. ("Курочка Ряба","Теремок", "Колобок", "Заюшкина избушка", "Лиса и волк", "Лиса и журавль", "Репка", "Петушок и бобовое зёрнышко", "Семеро козлят", "Кот, петух и лиса","Гуси-лебеди", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка","Хаврошечка","Морозко" и т.д.)
Задание № 3.
Вспомните как можно больше названий сказок А.С.Пушкина
("Сказка о золотом петушке", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о попе и его работнике Балде", "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях", "Сказка о царе Салтане..."); Г.Х.Андерсена, К.И.Чуковского, Ш.Перро и других.
Задание № 4."Угадай сказку"
- Мальчик, лианы, волк, стадо, факел. ("Маугли")
- Замок, сапоги, поле, осёл, шляпа. ("Кот в сапогах")
- Дорога, разбойники, музыка, дружба. ("Бременские музыканты")
- Тыква, тюрьма, налоги, слёзы, генералы. ("Чипполино")
- Нос, очаг, куклы, борода, полено. ("Буратино")
- Пирожки, лес, дровосеки, верёвочка. ("Красная шапочка")
Задание № 5.
Вспомните и назовите сказки, где есть действующее лицо - медведь (заяц, волк, лиса).
Задание № 6.
Вспомните названия сказок и их авторов, в которых одним из действующих лиц является птица. (Галчонок -Э.Успенский, "Дядя Фёдор, пёс и кот"; попугай - Г.Остер, "Зарядка для хвост";соловей- Г.Х.Андерсен ,"Соловей"; петушок- А.С.Пушкин, "Сказка о золотом петушке"; сова- А.Милли,"Вини Пух и все, все, все"; ласточка- Г.Х.Андерсен, "Дюймовочка";лебедь- Г.Х.Андерсен, "Дикие лебеди" и "Гадкий утёнок";жар-птица- П.Ершов, "Конёк-горбунок").
Задание № 7.
Сказочные чудеса сейчас превратились в обыкновенные вещи, догадайтесь в какие:
- Гусли- самогуды....(магнитофон)
- Ступа Бабы Яги....(ракета)
- Чудо- зеркало с тарелочкой...(телевизор, компьютер)
- Перо Жар-птицы....(лампа)
- Клубок ниток, указывающий дорогу...(компас)
- Сани, что везут сами....(автомобиль)
- Горшок, который варит без огня...(микроволновая печь)
- Сапоги - скороходы....(самолёт)
- Метла, которая метёт сама....(пылесос)
Задание № 8.
Вспомните сказку Н.Носова "Приключения Незнайки". Назовите имена жителей Цветочного города. (Знайка, Тюбик, Пулька с Булькой, Пилюлькин, Винтик, Шпунтик, Гусля, Пончик, Небоська, Авоська, Ворчун, Молчун, Торопыжка, Растеряйка, Сиропчик.)
Задание № 9."Дополни имя"
- Кощей -(Бессмертный)
- Мальчик- (с пальчик)
- Финист - (ясный сокол)
- Крошечка- (Хаврошечка)
- Марья- (Моревна)
- Братец- (Иванушка)
- Елена- (Прекрасная)
- Иван- (Царевич)
- Змей - (Горыныч)
- Андрей - (стрелок)
- Никита- (Кожемяка)
- Сестрица - (Алёнушка).
Беседы индивидуальные и коллективные.
"Если бы я был волшебником","Если бы я был президентом" и т.п.
О профессиях родителей, её значимости, назвать необходимые предметы, инструменты, оборудование для профессиональной деятельности.
Словесные игры.
"Да и нет не говорить, чёрное и белое не брать";
"Города";
"Живые слова";
"Кто больше?"- называть слова обозначающие предметы, существительные на одну букву.
"Слова антонимы" - противоположные по смыслу: ночь-..(день);крик-...(тишина); плач-...(смех); танцуй-...(сиди) и другие.
"Комплимент" Играющие располагаются по кругу или в цепочку. Первый говорит соседу комплимент, сосед благодарит и передаёт его другому добавляя свой и т.д.
"Вежливые слова" Играющие располагаются по кругу. По очереди говорят вежливые слова. Выбывает тот, кто промолчал.
Ребусы, кроссворды, головоломки
- подбираются в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД.
Система мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развития самостоятельности, индивидуальности, любознательн...
Организация предметно-поисковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в летний период. Технологические карты для педагога. Ширма для выставки в методическом кабинете.
Ширма для тематической выставки в методическом кабинете. Технологические карты проведения предметно-поиковой деятельности в летний период с детьми старшего дошкольного возраста. Думаю, что этот ...
"Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в летний период"
Работа содержит практический материал по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста в летний период....
Экологическое воспитание детей старшей дошкольной группы в летний период.
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей в летний период....
Виды игровой деятельности для детей старшего дошкольного возраста в летний период
Виды игровой деятельности...
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста в летний оздоровительный период 2018/2019 учебный год
План работы с детьми старшей группы в ЛОП...
Циклограмма планирования образовательной деятельности воспитателя и детей старшего дошкольного возраста на летний период
Циклограмма планирования образовательной деятельности воспитателя и детей старшего дошкольного возраста на летний период...