Игры, задания и упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия детей среднего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (средняя группа)

Карпова Ольга Владимировна

Игры, задания и упражнения, направленные на восприятие и различение неречевых звуков.

Иры на развитие слухового внимания.

Игры на различение и воспроизведение темпа и ритма.

Игры, задания и упражнения, направленные на развитие узнавания и дифференциации фонем на слух.

Игры, задания и упражнения, направленные на восприятие и различение речевых звуков.

Иры развивающие умение определять последовательность звуков, длину слова.

Игры и задания, направленные на развитие восприятия звуков речи, слов близких по звуковому составу; различение слогов; различение фонем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_fonematicheskomu_razvitiyu.docx42.39 КБ

Предварительный просмотр:

        Игры, задания и упражнения, направленные на восприятие и различение неречевых звуков.

Что звучит? Где звучит? Как звучит (громко - тихо, долго - кратко, высоко - низко). Далее предлагаем детям задания на определение количества хлопков, ударов, сигналов, звонков и т.д. (сколько?); воспроизведение неречевых звуков - хлопков, ударов, сигналов, звонков и т. д. с разной силой, темпом, ритмом.

 «Где позвонили?» Для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Одному ребенку завязывают глаза, а другой, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами.

«Солнце или дождик?» Учитель - логопед берет бубен: «Хорошо гулять в саду, если светит солнце. Вы гуляйте, а я буду весело звенеть в бубен. Услышав стук, скорее идите в дом. Итак, раз-два, раз-два, начинается игра!»

«Жмурки с голосом». Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнает, кого именно поймал он. «Тихо - громко». Учитель - логопед стучит в бубен тихо, потом громко, потом очень громко. Соответственно звучанию ребенок выполняет разные движения. Например, под тихий звук идет на носочках, под громкий - полным шагом, под более громкий - бежит. А теперь самое время поменяться ролями, верно?

«Кто это?» Учитель-логопед держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок наугад вытягивает одну картинку так, чтобы дети не видели, какую именно он вытянул.

Затем следует подражание крикам животного и его движениям. Дети, следящие за игрой, угадывают, кого вытянул ведущий. Затем образец сличается с оригиналом-картинкой.

«Продавец и покупатель»  Для этой игры потребуются коробочки из-под киндер-сюрприза. Вначале две, затем больше. Содержимое - различные крупы. Можно взять горох, он перекатывается в коробке громко, и сахар, шуршащий тихо. Покупатель просит продать ему сахар, а продавец предлагает угадать, в какой из коробочек он находится. Коробочки не открываются, а просто встряхиваются.

«Узнай по звуку»  Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.

«Найди игрушку»  Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо!

Развитие слухового внимания.

Игра «Послушай, о чем говорит улица»

Игра «О чем говорит дом?»        

Определить на слух направление звука источник которого расположен справа- слева - сзади - спереди.

Игра «Жмурки с погремушкой»

Игра «Узнай, где звучит»

Игра «Колокольчик» - дети передают за спиной колокольчик, ребенок должен угадать, за чьей спиной звучит колокольчик.

Воспитание слухового внимания можно проводить, используя звучание игрушек, предметов, музыкальных инструментов.

Игра «Солнце или дождик» с использованием бубна;

Игра «Угадай, что звучит?»

Различение и воспроизведение звуков, издаваемых тихо - громко, далеко - близко.

Игра «Барабан» - ребенок отыскивает спрятанный предмет, ориентируясь на силу ударов барабана.

Игра «Зайчики» - определение детьми принадлежности громких и тихих звуков большому и маленькому зайчику.

Игра «Далеко - близко».

Различение и воспроизведение темпа и ритма.

Игра «Топ-топ-топ» - в ускоренном и замедленном темпе.

Игры, задания и упражнения, направленные на развитие узнавания и дифференциации фонем на слух.

Игра «Узнай по голосу» Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.

Игра «Три медведя»

Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей - большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звуко-комплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

Вводятся речевые звуки. Можно предложить следующие упражнения:

  • различие и отхлопывание ритмического рисунка слова;
  • отхлопывание ритмического рисунка чистоговорки, скороговорки, стихотворения, отметить ударный слог движением руки;
  • узнавание по беззвучной артикуляции гласных звуков.

Работу начинаем с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяем на основе звукоподражаний с использованием картинок, моделей артикуляции звуков.

Игры, задания и упражнения, направленные на анализ, восприятие и различение речевых звуков.

«Выдели звук» - первый ударный гласный звук в слове.

Цель: определить первый звук в словах (с опорой на картинки).

Выделение начального гласного в безударной позиции (с опорой на картинки). Выделение гласного звука в середине слова (с опорой на зеркало).

«Загадки» - отгадать загадку и определить первый звук в слове-отгадке.

«Поезд» - подобрать для поездки в поезде предметы или картинки на определенный гласный звук.

«Кружки» - выложить на стол столько красных кружков, сколько гласных звуков произнес воспитатель.

Узнавание согласного в слове (хлопнуть в ладоши на определенный звук).

«Улавливай шепот». Игра заключается в том, что взрослый подает команды детям шепотом, четким и внятным, но уловимым только в том случае, если каждый вслушивается.

        Определять последовательность звуков, длину слова

Игра «Подскажи звук»; 

Упражнение «Слово можно прошагать»;

Упражнение «Какое слово задумано?». .

«Лягушка». Дети стоят в кругу. Водящий с завязанными глазами говорит, а дети в это время начинают движение по кругу:

Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки, Увидала комара, закричала... Тот, на кого указал водящий, говорит: «Ква-ква-ква».

Ведущий угадывает, кто же так артистично квакал.

Выделить слог, слово с заданным звуком отхлопываем или повторяем, например:

  • игры «Поймай звук», «Запомни и назови!».
  • определение наличия звука в звуковом, слоговом ряду;
  • определение места звука в ряду (в начале, в середине, в конце);
  • определение последовательности звуков в ряду;
  • воспроизведение артикуляции и самих звуков, произнесенных логопедом с использованием экрана, на слух с закрытыми глазами.

«Кто больше». Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предлагаем ему найти среди них те, в названиях которых есть звук [р] (звук [с] и другие). За каждое названное слово дается поощрительное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.

Игры и задания, направленные на развитие восприятия звуков речи, слов близких по звуковому составу; различение слогов; различение фонем.

Игра «Не ошибись» Взрослый дает ребенку два круга - красный и зеленый - и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное - красный (баман, паман, банан, банам, баван …).

Усложнение подобных игр - упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные.

Игра «Добавим и запомним» Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша, ваша, каша, Паша. Затем первое отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша, Паша, наша / каша, Паша, наша, Гаша / Маша, Таша, чаша, Саша.

Игра «Найди пару»

Ход игры: взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.

«Будь внимателен»

Цель. Учить определять правильность произношения слов. Оборудование. Картинки: банан, альбом, клетка.

Описание игры. Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку - ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка, къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка.

«Незнайка запутался»

Цель. Учить подбирать слова схожие по звучанию.

Оборудование. Картинки: лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т.д.

Описание игры. Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:

  • мак, бак, так, банан;
  • сом, ком, индюк, дом;
  • лимон, вагон, кот, бутон;
  • мак, бак, веник, рак;
  • совок, гном, венок, каток;
  • пятка, ватка, лимон, кадка;
  • ветка, диван, клетка, сетка;
  • каток, моток, дом, поток и т.д.

«Поэт»

Цель. Учить подбирать нужное по смыслу и звучанию слово.

Описание игры. Логопед читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает выбрать для рифмы одно слово из предложенных:

Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные...
(перина, подушка, рубашка)

От грязнули даже стол
Поздним вечером...
(сбежал, ушел, ускакал)

Тебе кукла, а мне - мячик.
Говорила мышка мышке:
Ты девочка, а я...
(игрушка, медведь, мальчик)

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую...
(лису, белку)

Без ключа, мне поверь,
Не откроешь эту...
(тумбочку, дверь, книгу)

Две сестрички, две лисички
Отыскали где-то...
(спички, щетку, ложку)

Говорила мышка мышке:
До чего люблю я...
(сыр, мясо, книжки)

Опустела мостовая,
И уехали ...
(автобусы, трамваи, такси)

Игра «Нелепица» - логопед называет картинку то правильно, то неправильно.

«Найди нужную картинку» - называются слова, сходные по звучанию.

«Поймай рыбку». Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого детского лото надеваются скрепки. Ребенок «вылавливает» удочкой разные картинки, называет их, опре деляя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Это могут быть [ж], [д], [к] и другие звуки. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Так, в слове «самокат» [с] слышится в начале слова, в слове «весы» - в середине, а в слове «лес» - в конце. Итак, ловись, рыбка, большая и маленькая!

  • выделить из предложений слова, состоящие из двух или трех слогов;
  • по сюжетной картинке назвать слова из одного, двух, трех слогов;
  • придумать слова с двумя или тремя слогами.

«Цепочки слов». Эта игра - аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили?

  • «Звенит-жужжит». Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками [з] и [ж]. Затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть [з], ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует [ж]: «Жужжит».
    • записать только слоги, начинающиеся с гласного звука; оканчивающиеся гласным звуком
    .

Игра «Цепочка» Слоги произносятся по очереди ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА……..,ТО-ПУ-АХ…..

«Живые слоги» Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

«Повтори правильно»

Цель. Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки. Оборудование: мяч.

Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са.

«Телефон»

Цель. Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Описание игры. Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слоги или серию слогов (например: са, су-су-со, па-па-са и т.д., состоящие из звуков не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

Описание игры. Логопед произносит серию слогов (например: ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.

«Живые слоги» Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

«Выбери похожие слова» с использованием картинок-карточек.

На втором этапе ребенка учат различать слоги.

«Рассели картинки по домикам». На доске - домики одно-, двух-, трех-, четырехэтажные. Дети по количеству слогов расселяют картинки в домики.

«Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне «размещаются» слова-картинки из одного слога, во втором - из двух, в третьем - из трех слогов.

«Красный - белый». Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук ([л], [ш], например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок поднимает красный кружок, если нет - белый. Не забудьте поменяться ролями во втором туре; «Разложи картинки в два ряда» (картинки разной слоговой структуры);

выделить первый слог из названий картинок, записать его, объединить слоги в слово или предложение и прочитать:

  • определить пропущенный слог в названии картинки: ...ва, до...га, ра...та;
  • составить слово из слогов, данных в беспорядке: та, ка, пус; воз, ро, па; ка, мор;
  • повторить слово или предложение, произнесенное по слогам: малъ-чи-ки иг-ра-ют в фут-бол.

«Кто внимательнее». Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук [з]. Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно;придумать слово с определенным слогом в начале слова, например со слогом СА:

  • придумать слово с определенным слогом в конце слова, например со слогом на;
  • определить количество слогов в названиях картинок;
  • поднять цифру (1, 2, 3) в соответствии с количеством слогов в названии картинки;
  • по сюжетной картинке назвать слово из одного, двух или трех слогов;
  • составить слоги из букв разрезной азбуки: са, та, ка, на и т. д.;
  • изменить порядок звуков в слоге. Назвать полученный слот. Логопед читает слог. Дети воспроизводят звуки слога в обратной последовательности. Например: ку-ук, на-ан и т. д.;
  • составить из букв разрезной азбуки пары слогов, состоящих из одинаковых звуков: мо-ом, ша-аш ит. д..

«Отстукивание слогов». Учитель - логопед напоминает ребенку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА-ШИ-НА, БА-РА- БАЛ, ДОМ. Затем водящий громко и отчетливо называет слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно «отстучать» слово вместе с ним.

Игра «Покажи картинку»

Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у - у - у», «Девочка плачет: а - а - а » и т.д. Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а - а - а - а, или у - у - у - у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.

Затем эта игра должна усложняться следующим образом:

1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у.

2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый - звуку [и], зеленый - звуку [у].

Игра «Найди одинаковый звук» Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос - С

Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.

Игры, направленные на дифференциацию звуков

Взрослый дает картинки ребенку Картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков
.

«Прогулка на велосипедах».

- Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли накачены шины. Подкачаем еще насосом: с-с-с…(Дети имитируют). Слышите, воздух шипит: ш-ш-ш…».

 Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: «с-с-с», а если с изображением шины: «ш-ш-ш».

Подобным образом проводится игра « Жук и комар» (звуки С и Ж На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

«Найди место для своей картинки»

Цель. Активизация словаря, дифференциация различных звуков.

Оборудование. Картинки, в названии которых, есть звуки [ш] и [ж].

Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш-ш... Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: ж-ж-ж-ж... « Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук [ш] или [ж]. Если услышите звук [ш], то картинку надо положить слева, а если услышите звук [ж], то ее надо положить справа». Педагог показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.

Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук [ж] стоит в конце слова или перед глухим согласным.

Развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.

Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками двух- и трехсложные слова. Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения. Способность к элементарному анализу появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. А сложные формы возникают лишь в процессе специального обучения, да и то, только после того, как ребенок овладеет навыками элементарного анализа звукового состава слова.

Работа начинается с анализа гласных звуков.

  1. Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный из начала слова: Назови первый звук в слове: Улей, аист, Ира, Оля.
  2. Дать ребенку несколько одинаковых кружков. Взрослый произносит один, два и три гласных звука: а, ау, ауи. Ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.

Игра "Отворяйте ворота".

Взрослый предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуты к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх: "Во двор мы будем "пропускать" только слова с заданным звуком". Малыши открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они "пропустили во двор".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при н...

Игры и упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия у детей с ОВЗ среднего и старшего дошкольного возраста

Представленные в формате таблицы игры и упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия у детей с ОВЗ среднего и старшего дошкольного возраста будут удобны как для специалистов, так и ...

Комплекс игр и упражнений,направленный на развитие психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе

Разработанный комплекс игр и упражнений будет способствовать развитию психологической готовности у детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, а соответственно сформирует предпосылки к уче...