Использование развивающих альбомов «Игры на липучках» и игр с прищепками в коррекционной работе с детьми с ТНР
консультация по развитию речи

Зайцева Елена Витальевна

 

Кто же такие дети с тяжелыми нарушениями речи? Это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление их психики. Отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Таким деткам присущи не стойкость интересов, пониженная наблюдательность, снижена мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, и конечно же вследствие, трудности в общении с окружающими, например в налаживании контактов со сверстниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Использование развивающих альбомов «Игры на липучках»

и игр с прищепками в  коррекционной работе с детьми с ТНР

Зайцева Елена Витальевна,

педагог-психолог

МБДОУ ДС №64 «Искорка»

Кто же такие дети с тяжелыми нарушениями речи? Это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление их психики. Отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Таким деткам присущи не стойкость интересов, пониженная наблюдательность, снижена мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, и конечно же вследствие, трудности в общении с окружающими, например в налаживании контактов со сверстниками.

В речи детей, отмечаются трудности в формировании грамматического строя речи, затруднения в словообразовании, употреблении предлогов, падежных окончаний, порядка слов в предложении. Так же трудности возникают в формировании звукопроизносительной стороны речи, в дифференциации звуков, в овладении звукобуквенным анализом. Возникают трудности в обучении составлению рассказа по серии картинок, пересказа произведений (сказок) и т.д. У детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи, также наблюдается отставание во всех сферах познавательной деятельности – памяти, мышления, восприятия. Моторика детей с тяжелыми речевыми нарушениями также страдает. Они с трудом запоминают учебный материал и быстро забывают его.

В какой  же форме  преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?

Можно с уверенностью сказать, что, используя игровые технологии, педагог может почти на 50 % улучшить результаты своей коррекционно – образовательной деятельности.

В своей работе с детьми с ТНР заставило задуматься меня над путями совершенствования методов и форм обучения для повышения эффективности, продуктивности работы. Эта проблема натолкнула меня использовать на ряду с традиционными, нетрадиционные формы работы.

Представляю вашему вниманию  изготовленные мною пособия: развивающие альбомы «игры на липучках» и игры с прищепками,  которые стали для нас очень актуальны.

С помощью таких игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь.

Мои пособия - альбомы «Игры на липучках» и игры с прищепками соответствуют системно-деятельному подходу, доступные и безопасные.

Игры  на  липучках  помогают работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции.

В работе используется наглядность в виде ярких и интересных ламинированных картинок – основ с силуэтами и контурами рисунками, и картинок на липучках, которые крепятся с помощь всем известных липучек "велькро", позволяющих благотворно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к занятиям, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом. Благодаря использования игр на  липучках, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной форме  для детей дошкольного возраста с ТНР.

По мнению М.М.Кольцовой, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

Результаты наблюдений мною за детьми показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Поэтому я решила углубленно работать в этом направлении. Материалом для работы выбрала игры с прищепками, и вот почему.

Прищепкотерапия – это старинный народный способ массажа рук. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Наряду с главной целью использования прищепок – развитием тонких движений пальцев рук, они помогают закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивают коммуникативную функцию речи, воображение, творческие способности и помогают сделать работу по коррекции звукопроизношения разнообразной и интересной.

Ожидаемый положительный результат: в эмоционально-волевой сфере, саморегуляции поведения, произвольного внимания, психической активности в целом, появления мотивации к речевой деятельности, заинтересованности в образовательном процессе, устранения нарушений в коммуникациях. Ребенок видит конечный результат своей деятельности; игровые действия вызывают оживление у детей - развивается эмоциональная сфера, происходит развитие речи - пополнение словарного запаса. Обогащается опыт детей. Формируются элементарные математические навыки. Развивается усидчивость, умение слушать, придумывать рассказы и сказки.

Эти игры можно использовать во всех видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при   организации индивидуальной работы с ребёнком, совместной деятельности родителей с детьми дома.

Вот такие они: простые, но в то же время такие необычные прищепки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: «Использование развивающей игры В.В. Воскобовича «Кораблик «Плюх-Плюх в работе с детьми раннего возраста»

В нашем детском саду мы организуем образовательную деятельность с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича. Авторская методика В.В. Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью....

Мастер-класс «Использование клавес в музыкальных играх как эффективная форма развития чувства ритма в работе с детьми со статусом ОВЗ»

В данном мастер-классе я рассказываю коллегам о том, какие игры можно проводить с клавесами....

Игры с прищепками для работы с детьми с ОНР

Игры с прищепками направлены на развитие у детей мелкой моторики у детей....

Развивающая дидактическая игра на липучках "Времена года" из фетра

Дидактическая игра из фетра "Времена года" в красочной и интересной форме . Позволяет маленьким деткам познакомится с особеннастями каждого времени года.Данная игра имеет развивающее, обучаю...

Развивающие альбомы игры на липучках и игры с фонариком как средство повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Развивающие альбомы игры на липучках и игры с фонариком - средство повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста....