Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.
консультация по развитию речи

В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему важно вовремя выявить задержку в формировании речевой функции? Дело в том, что именно дошкольный, а особенно ранний возраст наиболее значим для становления речи и поэтому необходимо контролировать, следить за развитием малыша в это время, подмечать его особенности и в случае необходимости не упустить время, когда можно начать оказывать помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.97 КБ

Предварительный просмотр:

Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы

речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.

Критерий психического развития ребенка - способность говорить. Как

показывает практика, родители детей, у которых присутствует задержка развития речи, редко обращаются за помощью к врачу. Ребенка оправдывают

тем, что это временное состояние, которое обязательно пройдет, ведь «у

знакомого сын тоже начал поздно говорить и ничего страшного».

Речь – это важнейшее средство коммуникации, способное удовлетворить одну из основных человеческих потребностей – потребность в

общении. Задержка в речевом развитии не позволяет ребенку полноценно включаться в игру со сверстниками, а значит, затрудняет социализацию. Игра с другими детьми способствует формированию адекватной поведенческой линии личности, эмоциональной сферы и характера человека. Особенно негативно сказывается нехватка речевого развития на эмоционально-психологическом состоянии маленького человека.

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о

задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные

нормы речевого развития детей раннего возраста.

Уже первый крик при родах говорит о сохранности центральной нервной системы, что чрезвычайно важно в речевом развитии ребенка. Крик у

ребенка должен быть громким, модулированным (в норме на первой минуте).

Крик реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата.

Первый год жизни – это подготовительный (доречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы гуления (с 1,5-2 мес.), лепета (с 4-5

мес.), лепетных слов (с 7-8,5 мес.), первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).

В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов;

в пассивном словаре - около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов). Примерно с 1,8 г. до 2,6 г. в норме происходит так называемый “лексический взрыв”, когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально.

Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда

в активном словаре ребенка имеется не менее 40 – 60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов. В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует

местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). В 3 года словарный запас

возрастает примерно до 1000-1200 слов.

Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого

онтогенеза могут являться:

1) аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и

лепета, беззвучность, однотипные вокализации);

2) отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;

3) неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возраст

1,5 лет;

4) невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие,

показ и т. д.);

5) отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;

6) неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;

7) полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи

только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.);

8) преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.

Почему важно вовремя выявить задержку в формировании речевой функции? Дело в том, что именно дошкольный, а особенно ранний возраст наиболее значим для становления речи и поэтому необходимо контролировать, следить за развитием малыша в это время, подмечать его особенности и в случае необходимости не упустить время, когда можно начать оказывать помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сенсорное развитие детей раннего возраста" консультация для родителей.

  Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей раннего возраста"...

Особенности речевого развития детей раннего возраста. Типичные ошибки родителей в разговоре в с детьми

Речевое развитие детей начинается еще за долго до произнесения первых слов в утробе матери. Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова но бесконечное множество понятий, воззрений на ...

Нормы речевого развития детей раннего и дошкольного возраста

В данном документе родители и педагоги могут ознакомится с нормами развития речи детей....

«Задержка речевого развития и примеры речевого развития у детей раннего возраста»

laquo;Задержка языкового развития (по другой терминологии — «временная»,«простая» задержка развития речи) — это отставание в сроках усвоения языковы...

Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста

Моторика - это вся сфера двигательных функций (т.е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические,физиологические и психологические аспекты [37]. Одним из показателе...

Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста ".

"Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста "....