Формирования основ здорового образа жизни и развитие речи через сочинение валеологических сказок со старшими дошкольниками.
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Костромина Мария Ефимовна

Сочинение валеологических сказок формируют  представление о ценности здоровья, стимулируют и развивают речевое творчество детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx38.6 КБ

Предварительный просмотр:

Формирования основ здорового образа жизни и развитие речи через сочинение валеологических сказок со старшими дошкольниками.

М.Е.Костромина.

ГБДОУ детский сад 112 Выборгского района.

В программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство» на первое место ставятся задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирование основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры (1, с. 12).

 По данным исследований, приведенным В.А. Деркунской в книге «Диагностика культуры здоровья дошкольников», здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% - от его образа жизни (2, с. 6). Важно уже в дошкольном периоде:

  • формировать у детей основы здорового образа жизни;
  •  осознанное отношение к выполнению правил по охране своего здоровья и здоровья окружающих людей;
  •  давать некоторые знания об устройстве, функционировании организма;
  • знакомить со способами оказания элементарной помощи и самопомощи.

При ознакомлении с новым материалом по валеологическим темам я пользуюсь традиционными формами, методами и приемами – беседы, дидактические и развивающие игры, создание игровых ситуаций, опыты и эксперименты, наглядный материал - плакаты, картинки, иллюстрации детских книг и энциклопедий. Активно включаю в эту работу фольклор – потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки.

 Завершающим этапом изучения темы всегда является совместное речевое творчество - сочинение валеологической сказки. При этом решаются следующие задачи:

во – первых, формирование представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья;

во-вторых, стимулирование и развитие речевого творчества детей, желание участвовать в коллективной деятельности;

в-третьих, развитие творческого воображения и фантазии.

В старшем дошкольном возрасте  мы даем детям знания о происхождении такого древнейшего жанра как сказка. Рассказываем, как рождались народные сказки, почему некоторые известные сказки мы называем авторскими. На примерах русских народных сказок отмечаем с детьми характерные особенности этого жанра – фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др., особенности построения сказочного сюжета - присказки, зачин, концовка(5, с. 57).

Читаем и обсуждаем с детьми авторские сказки валеологического характера, например, «Мойдодыр», «Федорино горе», К. Чуковского, главы сказки «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Толстого (о значении личной гигиены для здоровья).

«Умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Нужно учить детей приемам сочинения: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его и многому другому»(5, с. 58). К 6 – 7 годам многие дети способны самостоятельно сочинять свои сказки на предложенную тему, но 5 – 6 летние дети чаще всего нуждаются в образце, придуманном воспитателем.

Можно выделить следующие этапы по обучению дошкольников сочинению валеологических сказок.

I этап: сам сюжет и героев сказки заранее придумывает воспитатель и с помощью наводящих вопросов направляет коллективную творческую мысль детей, нанизывая одно событие за другим.

На II этапе воспитатель предлагает  готовые начало и конец сказочной истории, знакомит с главным героем будущей сказки. Основные события и других героев придумывают сами дети.

III этап: процесс сочинения сказок усложняется. Воспитатель рассказывает начало сказки, дети сочиняют продолжение.

IV этап: воспитатель предлагает тему и героев сказки. Дети вместе с воспитателем планируют очередность появления героев, затем  сочиняют сказку.

 V этап – дети сами сочиняют сказку на предложенную тему.

Чтобы процесс речевого детского творчества проходил более легко, эмоционально, интересно обязательно надо использовать наглядность – готовые и сделанные своими руками игрушки для настольного театра, кукольный театр, муляжи, предметы-заместители, конструкторы, настоящие фрукты и овощи, мыло, детские зубные щеточки и т.д. Можно использовать плоскостные изображения сказочных героев и декораций на фланелеграф или ковролин. Отрицательных персонажей можно создать прямо в процессе сочинения сказки: скомкать газету, нарисовать глаза и рот либо капнуть кляксу на лист, дорисовать много рук и ног – получается микроб, вирус, болезнь.

 Замечательно, если участниками сказки будут сами дети. Например, одним из звеньев сказки, когда с героем что-либо происходит, может быть встреча с кем-то из детей или с группой детей. Они помогают герою, подсказывают выход из затруднительной ситуации.

Сочиняя, можно брать за основу знакомую сказку и изменять в ней события, добавлять героев, вкладывать в нее валеологический поучительный характер. Можно придумывать свою нестандартную сказку, одушевляя любой предмет, делая любую вещь волшебной, полезной или вредной. Главное, чтобы в сказке затрагивалась проблема, которую дети вместе с героями должны прочувствовать и положительно решить.

Для развития творческого воображения, связной речи, психических процессов детей можно применять приемы мнемотехники и ТРИЗа, которые дополнят сказку сравнениями, эпитетами, метафорами, образными выражениями, фантастическими превращениями, гиперболами и помогут лучше запомнить. Дети смогут  рассказать ее своим родителям, друзьям, нарисовать иллюстрацию, сделать поделку из пластилина и бросового материала, взять за основу для театрализованной и сюжетно-ролевой игры.

Сочиняя сказку, можно сразу применить метод крокирования, т.е. схематичной последовательной зарисовки событий, происходящих в ней. Могут быть использованы мнемотаблицы: готовые, если дети еще недостаточно хорошо сами сочиняют сказки, или частично заполненные/пустые для того, чтобы в совместной творческой деятельности с воспитателем придумать остальные эпизоды сказки и нарисовать схемы к ним. Можно предложить детям придумать сказку по готовому коллажу, или создать свою сказочную историю и оформить ее в виде коллажа, выбрав необходимые картинки из набора.

Применение дидактических игр «Тактильные плашки», «Цветные дорожки» способствует созданию более ярких выразительных сказочных образов, обогащению речи детей эпитетами, сравнениями. Например, выбирая тактильную плашку наугад, дети решают, что герой сказки Грязнулька не любил мыть руки, потому что волшебное мыло было то колючее, как ежик, то шершавое, как наждачная бумага, то маленькое, как бисеринка. Волшебное полотенце после того, как Грязнулька мыл и вытирал руки, из белого превращалось в зеленое, если он рвал листья, или в желтое  от одуванчиков, или в синее от краски, или даже в черное…

При сочинении с детьми сказок можно использовать некоторые методы творческого воображения в системе ТРИЗ, которые описывает С.А.Васильева в книге «Познание окружающего мира с помощью приемов ТРИЗ».

Например, метод каталога позволяет сочинять сказки по опорам, усиливая процесс возникновения и развития ассоциаций. Выбираются герои по всем буквам темы сказки «глаза»: (кто герой сказки?) «Г» – гномик; (когда происходит действие?) «Л» - летом; (что явилось причиной неприятностей?) «А» - альбом; (кто его друг?) «З» - зайчик; (выбор волшебного предмета) «А» - витаминка. «В одном сказочном лесе жил-был маленький Гномик. Летом у него был день рождения, и его друг веселый Зайчик подарил Гномику большой альбом и цветные карандаши. Гномик очень любил рисовать. Он стал рисовать с утра до вечера цветы, бабочек, грибы, жуков. Однажды Гномик нарисовал портрет друга. Зайчик удивился, почему на картине он похож на ослика. Гномик попробовал нарисовать новый портрет, но получилось еще хуже. Потом он уже не мог рисовать даже любимые цветочки и грибы. Гномик сидел на пеньке и плакал. Друг Зайка попросил помощи у ребят: «Что случилось с Гномиком? Как ему помочь?». Ребята объяснили Гномику, что нельзя так много рисовать, надо давать глазам отдых, научили делать гимнастику для глаз (показ детьми упражнений) и познакомили с волшебной витаминкой по имени «А». Ребята сделали для Гномика лекарство - салат из морковки с маслом, а Зайчик насобирал в лесу много черники, которая тоже очень полезна для зрения. С тех пор Гномик стал соблюдать важное правило (какое?): чтобы глаза не уставали, делай перерывы, когда рисуешь (или работаешь на компьютере)».

На примере сказки про Гномика, можно использовать метод синектики (аналогии), когда дети должны представить незнакомое – знакомым, привычное – чуждым. Дети могут стать лесными зверьками и прийти на помощь Гномику или «превратиться в коробку карандашей и отказаться рисовать», или «стать тучей, закрыть солнышко и пролиться дождем» и т.п.

Помогают в совместном речевом творчестве приемы «Волшебники», цель которых обучать детей фантастическим преобразованиям объекта. Волшебник размера «Великан и Кроха» может укоротить карандаши, и Гномик перестанет рисовать. Волшебник «Дели – Собирай» разберет карандаши на части – дерево и грифели или соберет композицию для натюрморта: на шляпке гриба сидит божья коровка, вокруг красивые цветы и бабочки. Волшебник оживления и окаменения «Замри - Отомри» заставит Гномика или карандаши время от времени замирать на месте. А волшебник времени «Опоздайка – Забегайка» придаст скорость пальчикам Гномика, и он быстрее все нарисует. Фея инверсия девочка «Наоборот» предложит Гномику не рисовать в альбоме, а сделать много бумажных самолетов, залезть на дерево и пускать  оттуда, пусть Зайчик бегает и их ловит. Волшебник мальчик «Где, зачем, как, почему?» раньше, чем Зайка побеспокоится о здоровье Гномика: «Зачем он так много рисует? Почему не отдыхает? Как ему помочь?».

Еще один необычный способ развития творческого мышления – словесное описание фантастических образов, созданных на основе метода фокальных объектов. Дети подбирают по несколько  признаков Гномику и альбому и меняют их местами. Может получиться бумажный, большой, новый Гномик и маленький, лесной, веселый альбом. Теперь сказка станет немного отличаться от первоначальной, но все равно валеологическая тема будет в ней сохраняться.

Большое значение на валеологическое воспитание детей оказывает семья. Именно родители могут своим примером изо дня в день незаметно прививать ребенку понимание ценности здоровья, необходимость его беречь и укреплять.

В начале учебного года родители детей с пониманием отнеслись к идее развития творческого мышления через сочинение валеологических сказок и  активно помогали воспитателям в работе по формированию у детей основ здорового образа жизни. Совместно с родителями были выпущены  фотожурналы «Летний отдых и здоровье детей», «Спорт в нашей семье», газеты «Движенье – жизнь!», «7 апреля – Всемирный день Здоровья». Для родителей был проведен мастер – класс «Учим детей сочинять загадки с использованием элементов ТРИЗ».  Итогом мастер – класса было активное участие родителей в изготовлении вместе с детьми книжек-самоделок с загадками «Волшебное яблочко» (тема «Витамины»), «Чудесное мыло» (тема «Гигиенические принадлежности»), «Мой друг – веселый мяч» (тема «Спорт»), «Чудо-очки» (тема «Зрение»), «Волшебная паста» (тема «Зубы») и т.д. Они помогли в изготовлении пособий и атрибутов для занятий и сюжетно-ролевых игр.  Родители с удовольствием участвовали в празднике «Мама, папа, я – спортивная семья»  и в Днях Здоровья.  Мама Миши проводила веселую зарядку под музыку, мама Феди (по профессии врач) знакомила детей с многообразием специализаций врачей, мама Дани (медсестра) учила детей делать самомассаж активных зон и оказывать себе элементарную помощь при порезах, ушибах, укусах насекомых и т.п.

Некоторые родители проявляли свою фантазию и подсказывали сюжеты для новых валеологических сказок, а весной на свет появилась книга «Сказки про Здоровье». Авторами были дети подготовительной логопедической группы и их мамы и папы. Ниже привожу пример сказки, придуманной Мишей Б. вместе с родителями.

Проделки Злюки – Холодюки.

Жил – был мальчик. И жили – были вирусы. Злюка Холодюка была у них главной. Мальчик не знал о вирусах, и вирусы до поры до времени не знали о мальчике. Но однажды они заглянули в окно его комнаты и увидели его… «Та-а-ак!» - потирали они руки, - «завтра он у нас заболеет! Хе-хе-хе!» Они послали злобного вируса Вирусюку заразить мальчика. Рано утром Вирусюка только приблизился к мальчику, как вдруг мальчик вскочил с кровати, умылся и начал делать зарядку: он махал то руками, то ногами, подпрыгивал, подтягивался на турнике. Вирусюка суетился вокруг него и то по носу получит, то по ушам… Так и не смог к нему подобраться и пошел за подмогой. Дали ему в подмогу еще одного вируса - Болюку. «Теперь мы его быстренько скрутим!» - радовались вирусы. Вернулись они, видят, мальчик яблоко доедает вкусное, сочное, испугались, решили переждать. Смотрят, мальчик на улицу собрался, они за ним. Повисли на перчатках, ждут, когда мальчик перчатку в рот возьмет или нос почешет. Мальчик нос почесал, надел лыжи, да как помчится с высокой горы. Не успели вирусы зацепиться как следует, кричат: «Аа-а-а-а, спасите, помогите!!!» Щекотно стало мальчику в носу, чихнул он громко, и улетели вирусы в сугроб. Превратились они в красивые снежки и жили долго и счастливо до весны.

Не дождалась Злюка Холодюка своих верных солдат и решила других послать: Гриппуку и Кашлюку. Этим совсем не повезло. Они думали, что таэквондо – это что-то вкусное и вместе с ним они к мальчику попадут. Пробрались в спортзал, а там мальчишки и девчонки как давай их лупить! Еле ноги унесли!

Вернулись Гриппука и Кашлюка к мальчику домой, и притаились в ванной комнате. «Вот тут то мы его и возьмем!» - радовались они. Пришел мальчик, встал под душ, Гриппука и Кашлюка тут как тут! Стоят в теплой водичке, ручки уже протянули. Тут мальчик кран повернул, и пошла холодная вода. Вирусы от испуга глаза выпучили, забегали, поскользнулись и в водосток уплыли.

Разозлилась Злюка Холодюка и решила хитростью мальчика брать. Превратилась она в бабушку, подошла к мальчику на улице и угостила мороженым. Знал мальчик, что нельзя зимой на улице мороженое есть, но уж очень ему хотелось. Мороженое было такое красивое, такое вкусное, и он съел. Пришел мальчик домой, а к вечеру у него горло заболело, нос потек, а Злюка Холодюка себе еще одну медаль готовит. Но мальчик не сдался: молоко горячее с медом выпил, нос промыл, ноги попарил. Не уходит Злюка, держится изо всех сил. Раздавил мальчик чеснок, залил кипятком и давай дышать глубоко – глубоко. Не вынесла Злюка Холодюка такого напора, медаль бросила, хвост поджала – убежала.

Так и не познакомился мальчик с вирусами.

В течение двух лет совместно с детьми мы придумали около тридцати сказок валеологической направленности по разным темам. Например: тема «Чистота – залог здоровья»: «Как Илья одолел хитрого микроба», «Сказка про Грязнульку и скользкое мыло», «Волшебное полотенце», «Про дружбу двух подружек Зеркальца и Расчески», «Уроки Юли – Чистюли». Тема «Режим дня» - «Как Емеля лень победил». Тема «Витамины» - «Как зайка урожай собирал или волшебники-витамины». Тема «Правильное питание» - «Сказка про трех поросят – поварят». Тема «Зубы»: «Приключения в замке королевы Зубной Щетки», «Сказка о Зубике и Микробе». Тема «Осанка» - «Сказка о Проше, компьютере и Бабе-Яге». Тема «Пищеварение» - «История о том, как Пуговка играла в прятки». Тема «Скелет, мышцы» - «Как маленький Митя Кощея победил». Тема «Одежда и здоровье» - «Встреча двух разных носочков». Тема «Глаза»: «Сказка о Гномике – художнике», «Сказка о Слезинке и хитрой Соринке». Тема «Уши» - «Сказка о Пете и громком барабане». Тема «Нос» - «Сказка о Носике и его подружке Розочке». Тема «Язык» - «Рассказ веселого Язычка». Тема «Кожа» - «Как поспорили Перышко и Иголочка». Тема «Легкие» - «Сказка о Петушке-Золотом Гребешке, который не любил гулять». Тема «Кровообращение» - «Сказка о добре и зле». Тема «Лекарства» - «Сказка о мальчике и девочке, которые делали все, что нельзя». Тема «Лекарственные травы» - «Чудесный сундучок тетушки Полюшки».

Результаты мониторинга в конце года показали, что у детей подготовительной логопедической группы хороший уровень развития. С чистой речью выпущено 92% детей, из них 50% - в языковые гимназии. Дети стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные, глаголы. На вопросы воспитателя стали отвечать полными выразительными предложениями. Большинство из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки и сочинять свои сказочные истории, что несомненно пригодится им в школе.

Литература.

  1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  2. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  3. Здоровый дошкольник: Учебно-методическое пособие/С.В.Лободина, Д.Ф.Алексеева. – Ленинградский областной институт развития образования (ЛОИРО), 2000.
  4. Ребенок и книга: Книга для воспитателей детского сада/Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая. В.И.Логинова; Под ред. В.И.Логиновой. – М.: Просвещение, 1992.
  5. Васильева С.А. Познание окружающего мира с помощью приемов ТРИЗ/ под ред. Е.В.Захаревич – СПб.: НОУ ДО «Гармония», 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитателя по саморазвитию «Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, как средство формирования основ здорового образа жизни»

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и з...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ...

Система работы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровячок»

Система работы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровячок»...

программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровячок»

Создание условий для повышения эффективности оздоровительной работы в ДОУ через организацию здоровьесберегающего педагогического процесса с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, с и...

Программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровье и Я».

Здоровье это не просто отсутствие той или иной болезни. Здоровье – это состояние творческой отдачи, хорошей работоспособности и эмоционального тонуса. Из всего этого и складывается благополучие ...

«Формирование основ здорового образа жизни» Физическое развитие Тема: « Я здоровье берегу» Возрастная группа: средняя

laquo;Формирование основ здорового образа жизни»Физическое развитие Тема: « Я здоровье берегу»Возрастная группа: средняя...

Программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровячок»

Цель программы – воспитать в детях потребность в здоровом образе жизни через знание основ валеологии.Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:Содействовать сохранению и ...