Роль дидактической игры в речевом развитии ребенка
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 4»

г.о. Шуя, Ивановская область

МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ  ПО ТЕМЕ:

                                                                                      Воспитатель:  Решетова Е.Н.

 

г. о. Шуя

«Роль дидактической игры в речевом развитии ребенка с нарушениями речи»

( теоретическая часть)

 Речь – великая сила: она убеждает, обращает ,принуждает.

                                                                                                                                                               Р. Эмерсон

Уважаемые коллеги!

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Поэтому речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. И гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как именно в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Благодаря ее использованию, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.  

Дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  • игры с предметами (игрушками, природным материалом;
  • настольно – печатные;
  • словесные;

Методика организации дидактических игр имеет три направления:

  • Подготовка
  • Проведение.
  • Анализ.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними дети, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так, как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам.

    Дидактические игры в своей работе используют педагоги во всех возрастных группах. В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентации в пространстве. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свой мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

       Работая с детьми, мы накопили достаточный опыт в использовании дидактических игр, направленных на развитие речи. Сейчас нам  предстоит этим опытом поделиться друг с другом.

 

Дидактические игры по развитию речи

(  практическая часть)

Дорогие коллеги! Я предлагаю сейчас поиграть в некоторые словесные игры, но конечно, задания подобраны соответственно вашему возрасту, учитывая словарный запас взрослых людей.


1. Игра « Знакомство» 

Давайте все встанем в круг, возьмем мяч и будем передавать его из рук в руки,  чтобы познакомится  ( но при этом нужно сочините двустишие в котором будет фигурировать Ваше имя , например  « Меня зову Света , я люблю кушать конфеты», « Меня зовут Алина , я будущая балерина»)

2. Игра « Интересные рассказы и сказки  по картинкам»

Игра  рассчитан для детей среднего и старшего дошкольного возраста, у кого плохо   развита речевая деятельность, воображения (для тех, кто затрудняется обобщать, анализировать имеет маленький словарный запас).

Цель: стимулировать речевую активность, расширять пассивный словарь, развивать связную речь, творческое мышление и воображение, мелкую моторику пальцев.

http://ayamama.ru/wp-content/uploads/2015/12/wpid-zhili-byli-skazki..._i_2.jpg

Мастер-класс

3. Игра « Состав сказку по картинкам»

 Цель: Вовлекать детей в содержательное общение.

Задачи: Учить придумывать сказку по картинкам.  Развивать связную речь детей через сочинение сказок .Развивать речь, память, мышление, фантазию, воображение, чувство юмора. Воспитывать  чувство доброты к окружающему миру, уважения, честности, через сказки, умение слушать других детей.

 (Присказка, зачин, развитие событий, концовка)

Я предлагаю сейчас поиграть в некоторые словесные игры, но конечно, задания подобраны соответственно вашему возрасту, учитывая словарный запас взрослых людей. 

4. Словесная игра

  Часы, которые помогают проснуться (будильник);
утренняя еда (завтрак);
большая ложка, помощью которой наливают суп (поварешка / половник);
Это настоящее удовольствие для уха, для глаза, а самое главное для ума (книга);
 Без какого продукта невозможен обед на Руси? (Хлеб.)
Какое блюдо солят трижды? (Пельмени: соль кладут в тесто, в начинку и при варке.)
Ученый, пешком пришедший из Архангельска в Москву, названный богатырем науки и искусства. (Михаил Ломоносов) 
Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви)
Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы)
Что станет с зеленым платком, если он упадет в Красное море? (Он станет мокрым)
Что все люди на земле делают одновременно? (Становятся старше)


Вот на этом мы, наверное, сегодня и остановимся. Я рассказала Вам об играх на развитие всех компонентов речи. Хочется надеяться, что может какие-то игры и  пособия показанные и перечисленные сегодня Вам пригодятся в работе. Большое спасибо всем за помощь и внимание!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игры во всестороннем развитии ребенка

Роль дидактической игры во всестороннем развитии ребенка...

"Роль дидактической игры в речевом развитии ребенка"

  Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени...

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников"

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным. Основными задачами развития речи в детском саду являются:Воспитание звуковой культуры речи.Работа по данному разделу включает:форм...

Консультация для молодых специалистов «Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников»

Консультация для воспитателей «Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников»...

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников".

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников"....