Статья "Актуальность формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мультимедийных пособий"
статья по развитию речи (старшая группа)

Куварина Ирина Владимировна

В данном материале отражены особенности применения в современном  образовании информационных и компьютерных  технологий как части комплексного подхода к формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность формирование грамматического строя речи

у детей старшего дошкольного возраста средствами

мультимедийных  пособий

Дошкольный возраст – сензитивный период для усвоения различных уровней родного языка, формирования культуры речевого общения и развития речи, которую С.Л.Рубинштейн называл «языком в действии». Согласно п. 2.6. Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой и детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Остановимся подробнее на развитии грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Большой вклад в изучение данной темы внесли А.М.Бородич, В.В.Виноградов, В.В.Гвоздев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин, К.Д.Ушинский, а также другие педагоги-исследователи и учёные.

Академик В.В.Виноградов назвал грамматический строй «организующим центром языка».

Грамматика, по словам К.Д.Ушинского, - логика языка. У детей, усваивающих грамматику практически, одновременно формируется и мышление.

Мы разделяем мнение учёных (Н.Д.Арутюнова, Г.О.Винокур, В.В.Лопатин, Л.В.Щерба) о том, что грамматика включает в себя три взаимосвязанных компонента: морфологию, синтаксис и словообразование. В норме ребёнок осваивает грамматический строй речи в индивидуальной последовательности, через подражание речи взрослых в процессе разнообразной речевой практики.

Заметим, что личный опыт детей неодинаков, чем объясняется многообразие индивидуальных особенностей речевого развития. Поэтому при работе по грамматике в детском саду должны эффективно применяться

разные формы и средства педагогического воздействия, как на занятиях, так и в режимных моментах.

Остановимся подробнее на применении в современном образовании информационных и компьютерных  технологий как части комплексного подхода к формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Данным вопросом занимались многие отечественные исследователи (Е.М.Зворыгина, Ю.М.Горвиц и др). Среди различных вариантов использования ИКТ исследователи выделяют мультимедийные пособия как наиболее доступное средство, дающее уникальную возможность для повышения мотивации и совершенствования обучения современных дошкольников.

Актуальность темы обусловлена требованиями ФГОС ДО, возрастанием   интереса общества к проблемам речевого развития дошкольников, повышением интереса детей 5-7 лет к компьютерной технике, особыми условиями реализации образовательных программ детских садов в период пандемии коронавируса.

Проблема исследования: как повысить эффективность применения мультимедийных пособий как средства формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.  

На основании актуальности темы и проблемы нами были выделены объект и предмет исследования.

Объект изучения данной работы – процесс формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет – использование мультимедийных пособий для формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Целью исследования является теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности использования мультимедийных пособий для формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования состоит в том, что формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мультимедийных пособий будет более успешным, если:

- использовать в структуре речевых занятий мультимедийные пособия, разработанные в игровой форме и включающие привлекательные для детей эффекты (яркие картинки, анимация, звук и др.);

- регулярно применять мультимедийные пособия с целью формирования грамматического строя речи в режимных моментах (утренний приём и вечернее время);

-  сочетать в работе по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников авторские мультимедийные пособия с методическими материалами (коврограф Воскобовича, фланелеграф, двухсторонний детский планшет).

В соответствии с целью и гипотезой нашего исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Определить особенности развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Рассмотреть мультимедийные пособия как средство формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Описать методику использования мультимедийных пособий на занятиях и вне их в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
  4. Выявить исходную степень сформированности грамматического строя речи у детей старшей группы.
  5. Разработать и провести занятия и дидактические игры по речевому развитию с использованием мультимедийных пособий с целью формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
  6. Проанализировать опытно-практическую работу по формированию грамматического строя речи средствами мультимедийных пособий у детей старшей группы.

В качестве методов исследования используются анализ, синтез обобщение, индукция, дедукция; анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, изучение документации дошкольного общеобразовательного учреждения, диагностическая беседа, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа, математические и графические методы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых упражнений при формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В статье рассмотрены особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. Даются конкретные методические рекомендации по использованию игровых упражнений при формировании грамматического...

Презентация опыта работы на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III посредствам кинетического песка"

Презентация опыта работы по формированию грамматического строя речи посредствам кинетического песка....

Комплекс игр по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

Комплекс игр по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, ...

«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»

Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...

«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»

Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...

Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...