Конспект занятия по развитию речи (обучение выразительному чтению) в старшей группе на тему «Путешествие в сказку «Крылатый, мохнатый, да масляный»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сейдаметова Эльмаза Назимовна

Программное содержание.

Образовательные задачи: Познакомить детей с содержанием русской народной сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный», учить понимать поступки героев, замечать и понимать образные выражения, учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию, способствовать обогащению словарного запаса детей.

Развивающие задачи. Развивать память, мышление, зрительную и слуховую память, эмоциональную сферу.

Воспитательные задачи. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «НОВОСТЕПНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

Конспект занятия по развитию речи (обучение выразительному чтению) в старшей группе на тему «Путешествие в сказку «Крылатый, мохнатый, да масляный»

Воспитатель:

Сейдаметова

Эльмаза Назимовна

Джанкой

2021

Интеграция областей. Развитие речи, художественно эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Программное содержание.

Образовательные задачи: Познакомить детей с содержанием русской народной сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный», учить понимать поступки героев, замечать и понимать образные выражения, учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию, способствовать обогащению словарного запаса детей.

Развивающие задачи. Развивать память, мышление, зрительную и слуховую память, эмоциональную сферу.

Воспитательные задачи. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Материалы. Запись музыкальной заставки «В гостях у сказки», музыка, сопровождающая сказку,  книга со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный», костюмы героев сказки.

Словарная работа. Объяснить смысл выражения «кивает на другого».

Предварительная работа. Чтение и рассказывание русских народных сказок, игры-драматизации по сказкам, заучивание слов для инсценировки, подготовка декораций.

Ход занятия:

1. Мотивационно – побудительный этап

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня! Давайте всем пожелаем доброго утра!

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

-Дети, любите ли вы сказки? В этой коробочке у меня для вас новая книга, (открываю, выясняется, что книги нет).

-Ребята, как вы думаете, куда исчезла книга? Смотрите, вместо книги — письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочтем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти книгу? Это я, Баба Яга, спрятала Вашу книгу в Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»

- Что нам теперь делать, как мы узнаем, что за книга была в сундучке?

-А где находится эта Страна Сказок? А как туда попасть? Кто нам укажет путь?

- Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? (если дети затрудняются показать клубок)

У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. – А кто помнит, как им пользуются в сказке.

- Тогда становитесь за мной друг за другом, и идем за клубком.

Ты катись, катись клубок,

Через запад на восток.

Покажи нам все дорожки,

Где прошли бы наши ножки.

2. Содержательный этап

-Вот мы и попали в Страну сказок.

- Посмотрите, куда нас привел волшебный клубок. А вы знаете, кто здесь живет?

-Это герой из сказки «Крылатый, мохнатый да масляный», он сбежал из книги, которую украла Баба Яга и просит вас вспомнить все русские народные сказки, которые вы помните. И тогда книга появится (Ответы детей)

- А почему эти сказки называют русские народные?

Воспитатель снова открывает коробку, и все замечают книгу.

Воспитатель выразительно читает (рассказывает) сказку.

Беседа по содержанию сказки

- Как звали героев сказки?

- Как жили друзья в начале сказки?

- Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?

- Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?

- «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет», - так сказал Блин. Почему он так сказал?

- Чем заканчивается сказка?

- Давайте вместе с Мышкой отдохнём.

Физкультминутка «Мышка».

Быстро бегает мышонок

Возле незаметных норок

(бег на месте)

Вот почуял он беду,

Сразу спрятался в нору

(присесть, голову закрыть руками)

Осторожно выглянул,

Шею свою вытянул,

Нет лисы! Нет кота!

Ах какая красота!

(прыгают, хлопают)

Ребята, а сейчас я предлагаю вам обыграть эту сказку, но немного по-другому. Герои выходите.

Инсценировка сказки

3. Рефлексивный этап

Ребята, нам пора возвращаться из страны Сказок. Для этого давайте закроем глазки, повернемся через левое плечо.

- Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились?(ответ детей)

- Чему научила вас эта сказка? (ответы детей)

Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками.



Предварительный просмотр:

Сценарий сказки-инсценировки «Крылатый, мохнатый да масляный»

Сказочница:  На лесной опушке в тёпленькой избушке жили три братца: Воробей - крылатый, Мышонок – мохнатый да Блин – масляный. Воробей сам прилетел, Мышонок из кошачьих когтей вырвался, а Блин с горячей сковородки спрыгнул и убежал. Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал.

1 действие

(Под музыку из-за деревьев появляется Воробей с корзинкой).

Воробей: Я еду приносил – с поля зёрен, из леса грибов, с огорода бобов.

Мышь: Я дрова рубил да печь топил.

Блин: А я, щи да кашу варил.

Сказочница: Хорошо жили! Бывало, Воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А Мышь дров натаскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А Блин у печи – румян да пышен – щи варит, крупной солью солит, кашу ложкой мешает да пробует. Сядут за стол – не нахвалятся!

Воробей: Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши, как жирны!

Блин: Это потому, что я секрет знаю.

Мышь и Воробей (вместе) Какой секрет?

Блин: А я, Блин масляный, окунусь в горшочек да вылезу – вот и щи жирные.

Воробей: Ай, а каша, ну и каша! Шибко горяча!

Мышь: А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю – хорошо в печи огонь горит, вот и каша горячая.

Воробей: Да и я не промах: соберу грибов, наношу бобов – вот вы и сыты.

Блин: Эх, друзья! Хороша наша жизнь!

2 действие

Сказочница: Так они и жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали. Только раз призадумался Воробей.

Воробей: Я целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра Блин на печи лежит, нежится и только к вечеру за обед берётся. А Мышь? С утра дрова везёт да грызёт, а потом на печь заберётся, на бок повернётся, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте, на тяжёлой работе. Несправедливо! Не бывать этому!

(рассердился, ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать)

Воробей: Завтра же работу поменяем!

Сказочница: Посмотрели друг на друга Мышь и Блин, пожали плечами, делать нечего – на том и порешили. На другой день утром Блин пошёл на охоту, Воробей – дрова рубить, а Мышь – обед варить. Вот Блин покатился в лес. Катится по дорожке и поёт:

Блин: Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я – масляный бок.

На сметане я мешан,

На маслице я жарен,

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я масляный бок.

Из лесу выбегает лиса.

Лиса: Ах, Блинок, ты куда, Блинок, бежишь-спешишь?

Блин: На охоту.

Лиса: А что за песенку ты, Блинок, поёшь?

Блин: (заскакал и запел)

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я – масляный бок.

На сметане я мешан,

На маслице я жарен,

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я масляный бок.

Лиса: Хорошо поёшь! (подбирается поближе) Так, говоришь, на сметане мешан?

Блин: На сметане, на сметане да с сахаром

Лиса: Прыг-скок, говоришь

Блин: Прыг-скок, прыг-скок!

Лиса как прыгнет, как фыркнет, да как ухватит за масляный бок Блина

Лиса: Ам!

Блин: Пусти меня, Лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами, на охоту отпусти!

Лиса: Нет! Съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да с сахаром

Блин: Ой, спасите, помогите, от Лисы освободите!

(появляется ёжик)

Ёжик: Ты что, Лиса! В своём уме? Отпусти, Лиса, Блин, а то хуже будет!

Лиса: Прочь пошёл, колючий! У меня с Блином короткий разговор – ам, и съела

Ёжик: Ты что, Лиса, разве не знаешь, что у Блина защитников много? Вот узнают они, что ты Блин обижаешь, набегут, налетят, приползут. Заклюют, закусают, защиплют тебя. Мало тебе не покажется!

Лиса: Какие защитники? Почему я ничего не знаю? Почему меня никто не предупредил? (Наступает на Ёжика, а Блин в это время убегает)

Лиса: Куда ты, Блин? Ах, сбежал! Да ты, Ёжик, обманщик! Отвлёк меня, дал Блину убежать! Меня, Лису Патрикеевну, без обеда оставил (плачет)

Ёжик: Не плачь, Лиса! Будет и у тебя Масленица. Ну ладно, мне спешить нужно. Прощай, Лиса, до встречи!

3 действие

Сказочница: А дома-то что делается! Стал Мышь кухарить, щи варит.

Мышь: Так! Чугунок надо взять побольше, Блин с Воробьём вернутся, проголодаются. А я им щей налью, густых, наваристых! Так - капусту положил, лук положил, морковь положил. (Мешает, пробует).

Нет, чего-то не хватает! Чего же не хватает? Наверное, картошки. Картошку положил. (Пробует) Опять не то! Соли нет! (Соль положил, пробует) Нет, опять не то! Не жирны, не хороши, не масляны! Как это Блин щи варил? А-а-а! Да он в горшок нырял да выплывал, тут и станут щи жирные! Как же мне в котелок-то залезть? (Вскочил на скамеечку и пытается залезть в котёл) Никак! Только лапки и хвост влезут. Что ж, придётся помешать хвостиком. (Мешает хвостом) Ой, ой, ой! Как горячо! Ой, ой, как больно! (Суёт в котёл лапки) Ой, ой, ошпарился! Ой, мои лапки! Какой я несчастный! И кто это придумал работами поменяться? (Сел на лавку и плачет)

Сказочница: А Воробей дрова возил: навозил, натаскал, да давай клевать, долбить, на мелкие щепки ломать.

Воробей: Ух, устал! Эти дрова такие тяжёлые! Сейчас я их долбить буду. (Клюёт) Ой, какие крепкие, никак мелкой щепки не получается! Ой, клюв на сторону свернул, а ничего не получилось! Вот беда, беда! Скоро Блин вернётся, а обеда нет!

Сказочница: Прибежал Блин домой и видит такую картину: сидит Воробей на завалинке – клюв на сторону, слезами заливается. Заглянул в избу: сидит Мышь на лавке, шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит, лапки забинтованы, плачет Мышь горькими слезами. А как увидели они, что у Блина полбока съедено, ещё пуще заплакали.

Ёжик: Так всегда бывает, когда один на другого кивает, а своё дело делать не желает.

(Тут Воробей со стыда под лавку забился).

Ёжик: Ты чего под лавку забился? Наделал делов да и был таков! А в итоге – все пострадали: Мышь – шубки лишился. Блин – полбока потерял, да и сам клюв затупил да набок воротил. Никому никакой пользы. Ты, Воробей, из-под лавки вылезай, да всё исправляй.

Воробей: Простите меня, глупый я! Мне казалось, что ваша работа легче моей, и мне себя пожалеть захотелось. Но ошибся я, ваш труд не легче моего. Давайте снова к своим делам вернёмся и будем жить по-прежнему.

Блин и Мышь: Давайте (обнялись)

Сказочница: Стали они жить по-старому: Воробей еду из леса приносит, Мышь дрова рубит, Блин щи да кашу варит. Так они до сих пор живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.

А вам, детки, всем – урок! Не гоже свой труд уважать, а чужой не замечать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитие речи с нетрадиционной деятельностью в старшей группе на тему "Страна волшебников".

Конспект занятия по развитие речи в старшей группе с нетрадицинной деятельностью....

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим (старшая группа) на тему:"Путешествие на автобусе"

Йомгаклау шөгыле “Автобуста сәяхәт”Зурлар төркеме  Юнәлеш: танып-белү-сөйләм үсеше.Төп белем бирү өлкәсе: танып-белү.Кулланылган  әдәбият:  “Туган телдә сөйләшәбез” З.М.Зарипова, “Балач...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»

Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди» Программное содержание:Учить использовать в речи слова и выражения, не...

План-конспект "Занятие по развитию речи в детском саду в старшей группе на тему «Правильное питание. Овощи и фрукты»"

Данное занятие по развитию речи в старшей группе направлено на расширение словарного запаса, развитие связной речи и воспитание любви к правильному питанию....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественной литературе в старшей группе на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Совершенствовать умение выразительно декламировать отрывки произведений, используя интонационные средства выразительной...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи и художественной литературе в старшей группе на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского"

Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Совершенствовать умение выразительно декламировать отрывки произведений, используя интонационные средства выразительной...

Конспект НОД по развитию речи и художественной литературе в старшей группе на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Конспект НОД по развитию речи и художественной литературе в старшей группе на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»...