«Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников».
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Нилова Наталья Валентиновна

                 Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие lдошкольников необходимо не только в детском саду, но и дома. Родители могут помочь своему ребенку закрепить знания и умения, полученные в детском саду. Существуют полезные и интересные игры для развития фонематического слуха и восприятия: Занятия должны доставлять ребенку удовольствие.  Систематически выполняя задания и упражнения, ребенок почувствует уверенность в себе, своих способностях. А Вы будете гордиться своим ребенком!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников».

       Становление первооснов личности ребенка, его индивидуальности происходит в дошкольном детстве. Это наиболее благоприятный период для развития общих и специальных способностей. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребёнка, тем успешнее идёт его развитие.

            Развитие речи детей – одна из главных задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители. Фундамент правильной речи закладывается в детстве. И чем раньше родители обратят внимание на развитие речи своего ребенка, тем успешнее будет проходить учебный процесс. Правильная речь является одним из показателей  готовности дошкольника к обучению в школе, залог эффективного освоения чтения и грамоты. Это очень важно, так как письменная речь формируется на основе устной. 

       В настоящее время неуклонно растет количество детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дети пяти-шестилетнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из–за недостаточного развития фонематического слуха. То есть у ребёнка частично или полностью утрачена способность различать на слух звуки речи – фонемы. Фонематический слух – основа правильной речи. Этот процесс начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании.  Поэтому так необходимо разговаривать с ребенком. В современном мире дети с раннего возраста, к сожалению, все больше общаются с гаджетами, заменяя ими живое общение. Дети мало говорят и соответственно не слышат свою речь. По причине плохого развития фонематического слуха дети не могут оценить свою речь с точки зрения правильности произношения звуков. То есть они слышат то, что сами произносят или то, что произносят другие люди очень приблизительно. Фонематический слух представляет собой составной элемент языкового чутья, который осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью, являясь важнейшим стимулом формирования нормального произношения.

          Фонематическое же восприятие — это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов и основой легкости овладения грамматическим строем речи, а значит успешного освоения письма и чтения. Несформированное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

          При обучении детей грамоте в детском саду их знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

          Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие необходимо не только в детском саду, но и дома. Родители могут помочь своему ребенку закрепить знания и умения, полученные в детском саду.

          Существуют полезные и интересные игры для развития фонематического слуха и восприятия:

Игра «Хлопай, не зевай!».

Цель игры: развитие фонематического слуха.

Взрослый называет слова. Например: дом, лук, поляна, лес, слон, сом, мел, крот и т.д., и предлагает ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит какой--то определенный звук в слове (например, звук «Л»).

 Игра «Домик».

Цель игры: упражнять в определении места звука в слове.

Раздаются карточки с изображением предметов, в названиях которых есть определенный звук. Например, звук «Л» и домики для слов. В каждом домике обозначено местоположение звука в слове – начало, середина, конец. В первый домик нужно будет поселить слова – названия предметов, начинающиеся на звук «Л», во второй домик - слова, в которых звук «Л» в середине слова, в третий домик – слова, где звук «Л» в конце слова.

Игра «Составь схему слова».

Цель игры: развивать умение анализировать слова и выкладывать их графическую схему, упражнять в делении слов на слоги.

Взрослый называет слова. Например: луна, слон, мел и т.д., а ребенок составляет схему каждого слова с помощью специальных значков (синие квадратики обозначают твердые согласные звуки, зеленые квадратики обозначают мягкие согласные звуки, а красные кружочки обозначают гласные звуки).

Предлагаем ребенку определить, сколько звуков в каждом слове.

Предлагаем разделить каждое слово на слоги с помощью хлопков. Сколько слогов в каждом слове – столько и хлопков.

Уважаемые родители, помните!

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям объясняем, что, когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко, оно вибрирует). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

           Важно набраться терпения, не давать отрицательных оценок. Помните! Занятия должны доставлять ребенку удовольствие. Обязательно хватите ребенка за успех.  Систематически выполняя задания и упражнения, ребенок почувствует уверенность в себе, своих способностях. А Вы будете гордиться своим ребенком. Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особености работы воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.

В статье представлены игры, используемые на каждом этапе работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия....

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников

Развитие фонематического слуха является важной задачей в исправлении речевых недостатков у детей. Без полноценного восприятия звуков, без четкого их различения невозможно становление чистой речи....

Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

Представлены игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия...

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

в данном материале представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха и фонематического восприятия....

Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников"

Консультация для воспитателей раскрывает важные проблемы подготовки старших дошкольников к школе, включает практический материал, в том числе,  из опыта работы....

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с задержкой речевого развития)"

Консультация направлена на ознакомление родителей с развитием фонематических процессов у детей с задержкой речевого развития....