Методическое пособие «Сказки разные важны, сказки детям так нужны»
методическая разработка по развитию речи

Елена Ивановна Зубачёва

Целью данного пособия является разработка и апробация в условиях  детского сада комплекса занятий с использованием сказок , способствующие развитию  процессов мышления детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл region.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ивкшка»

 Методическое пособие

 «Сказки разные важны, сказки детям так нужны»

 

               

                                                                    Воспитатели :   Е.И.Зубачёва .

                                                                                                         

Г.Новый Уренгой

2022 год

Целью данного пособия является разработка и апробация в условиях  детского сада комплекса занятий с использованием сказок , способствующие развитию  процессов мышления детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Воспитывать интерес к сочинению сказок и творческих рассказов.

2. Подводить детей к созданию  выразительного образа.

3. Расширять представления детей об окружающих их предметах. Расширять знания детей о персонажах,  участвующих в сказочном представлении.

4.Расширять   творческое мышления и креативный подход дошкольников в процессе участия в разыгрывании сказок, сочинении сказок, разыгрывания ситуаций

Структура каждого (двухчасового) занятия была следующая:

1)        сказочное приветствие друг друга, краткое введение в занятие,
постановка задачи;

2)        чтение вслух или рассказывание (пересказ) взрослым сказки;

3)        обсуждение сказки, обозначение основных ключевых (смысло-
вых моментов сказки) или составление плана сказки (с одновремен-
ным пересказом или после него);

4)        постановка конкретных задач и заданий дошкольникам;

выполнение работы в группах, микрогруппах, в парах или индивидуально;

представление планов сказок, инсценировок, рисунков, макетов и др., обсуждение сказок, решение задач и выполнение заданий, предложенных взрослым, и т.д.;

обсуждение работы в проекте;

8)        завершение занятия ритуалом прощания друг с другом.

Формирующий этап исследования  состоял из  двух этапов – подготовительного и основного. На первом этапе систематически выполнялись игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики, что служило своеобразным прологом к будущим драматизациям. Благодаря им движения приобретали  большую уверенность и управляемость. Дети начинали  легче переключаться с одного движения на другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.

На этом этапе также  вводились игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи.Мы использовали любимые в детском возрасте сказки о животных. Например, на одном из занятий с дошкольниками предлагаем перечитать финальную часть сказки С. Михалкова «Три поросенка».

После прочтения задаем дошкольникам следующие вопросы:

Как повели себя Ниф-Ниф и Нуф-Нуф? Почему поросята испугались волка?

Как бы ты повел себя на их месте? Испугался бы ты волка? Вспомни ситуации, когда тебе бывало страшно. Чего ты боялся? (Рассуждения ребенка о собственных страхах часто позволяют преодолеть их: он учится говорить о неприятном, болезненном, которое перестает казаться таким ужасным.)

Что произошло с волком? Жалко ли тебе его?

4.        Почему волк хотел съесть трех поросят?

5.        Придумай продолжение сказки «Три
поросенка».

Всегда ли волк страшный?

Знаешь ли ты какие-нибудь сказки, в которых волк нестрашный?

На втором занятии читаем детям отрывок из русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк».

После прочтения отрывка из сказки предлагаем детям ответить на следующие вопросы:

Каким ты представляешь волка - героя этой сказки?

Кто из героев хитрее? Как ведет себя волк по отношению к лисе? Почему?

Нарисуй волка и лису. (Рисунок помогает самовыражению ребенка.)

Таблица 6

Содержание занятий по развитию   процессов мышления дошкольников  старшего возраста в процессе использования сказок

             

Занятия

Цели и задачи занятий

Содержание занятий

Занятие 1

Цель занятия – развивать творческое мышление и воображение, умение рассказывать, пересказывать текст .вносить новые элементы в сюжет знакомого произведения

Беседа;

Сочинение сюжета детьми

Занятие 2

Чтение  и анализ сказки «лисичка сестричка и серый волк»

Занятие 3

Развитие творческого  мышления  при прочтении  и анализе финальной части сказки «теремок»

Занятие 4

Развитие мышления и воображения при анализе сказки Л.Н.Толстого «Три медведя»

Занятие 5

Цель занятия: развитие творческого  мышления дошкольников, развитие способностей к мимике и пантомимике, умений выражать настроение эмоциями

1.Настольная театрализованная игра «Петушок и кот»

2.Этюд «Под дождиком»

3. Упражнения на развитие мимики

Занятие 6

Цель: развитие умений сочинять сказки, выражать эмоциональное настроение в  процессе  элементов театрализованных игр, обучение элементарным навыкам жестикуляции

1.Игра «Цветные сказки»

    2. Этюд « Капельки»  

3.Упражнения на обучение жестам

Занятие 7

Цель: развитие ассоциативного воображенияи  творческого мышления  эмоциональной отзывчивости, развитие пантомимики

1.Игра «Если бы…»

2.Этюд «Под дождиком»

3.Развитие пантомимики

Занятие 8

Цель:  развитие творческого воображения, формирование и совершенствование способностей придумывать и разыгрывать ситуации, формировать умение управлять куклой-бибабо, развитие речевого дыхания.

1.Игра «Изобретатели»

2.Этюд «Ежи»

3.Развитие речевого дыхания

Занятие 9

Цели:

учить детей различать основные эмоции: радость, гнев, печаль, спокойствие, боль, равнодушие;

развивать умение передавать с помощью мимики, жестов различные эмоциональные состояния;

развивать творческое воображение, фантазию.

Театрализованная игра «Путешествие в страну Настроений»:

Игра: “Разные настроения”

игра: “Облака”

Игра: “Сочини сказку”

Игра: “Забавные гномы”

Занятие 10

. Развивать смекалку, любознательность, творчество на эмоционально-чувственной основе, развивать наблюдательность и выдумку.

Театрализованная игра  «Кошка в гостях у ребят».

Занятие 11

Цель:

учить детей слушать сказку, участвовать в инсценировании и драматизации отдельных эпизодов;

формировать интонационную выразительность речи;

детей 4-5 лет учить пересказу.

Театрализованная игра-инсценировка  «Маша и медведь».

Занятие 12

Цели занятия:

Воспитывать навыки общения со взрослыми и сверстниками, устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

Театрализованная игра-драматизация «Непослушный колобок»

Методические приемы:

Пальчиковые игры.

Загадывание загадок.

Ритмические игры.

Пение песенок.

Музыкальные игры.

Вопросы.

Кукольный театр.

Занятие 13

Учить детей создавать образы живых существ с помощью пластических выразительных средств, ориентироваться детей в пространстве группы, строить ролевой диалог.

Учить запоминать и говорить слова сказки в соответствии с выбранной ролью.

Развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки, развивать слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству.

Театрализованная игра «В гостях у сказки» (по мотивам сказки «Теремок»)

Занятие 14


Цели:

Научить инсценировать русскую народную сказку «Заюшкина избушка».

Игра-драматизация русской народной сказки 

«Заюшкина избушка» 

Занятие 15

Развивать у детей творческое воображение, учить вживаться в художественный образ; побуждать к выразительности в этюдах

игра-путешествие «Удивительный мир сказок»

Занятие 16

Цели и задачи:

Совершенствовать исполнительные умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.

Расширять представления детей об окружающей действительности.

 «Сказка про Зайчишку»

Занятие 17


Цель. Воспитывать у детей уважение к старшим, послушание, приветливость, вежливость; учить ценить добро, осуждать зло, находить правильный выход в непредвиденных ситуациях, готовить атрибуты к драматизации, творчески подходить к изображению ее сюжета, ярко, выразительно отображать нравственную сущность персонажей.

 «Красная шапочка» (по мотивам сказки Ш. Перро)

Занятие 18


Цель. Развивать у детей выразительность интонации, мимики движений. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Игра-драматизация

«Репка» (По мотивам русской народной сказки)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. – с. 5-11
  2. Александрова О. Разыгрываем сказки // - Дошкольное воспитание. - 2009. - №1.- с. 11-23
  3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2009.- 187 с.
  4. Артёмова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артёмова. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с..
  5. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры - занятия. - СПб.: Союз, 2001
  6. Белова   Е.   и   др.   Исследование   особенностей   развития   творческого мышления у детей 5- 6 лет // Школа здоровья. – 2000. - №1. – С. 8 – 15.
  7. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособ. для студ. выш. учеб. заведений / В.Н. Белкина. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2005. – 256 с.
  8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2000. – 347 с.
  9. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учебн. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Л.Р. Болотина, Т.С.Комарова, С.П. Баранов. – М.: Академия, 2005. –  240 с.
  10. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М., 2002.
  11. Бочкарёва, Л.П. Театрально - игровая деятельность дошкольников [Текст] : метод. пособие для специалистов по дошкольному образованию/ Л.П.Бочкарёва.- Ульяновск: ИПКПРО, 2007.- 206 с.
  12. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. 2-е изд., испр. и доп. СПб: ЛОИРО, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактическая игра "Машины разные нужны, машины разные важны" (для детей 4-5лет)

познакомить детей с разным видом транспорта;- познакомить с профессиями людей, работающих на разных видах транспорта;- закреплять понятия «наземный» «подземный» «водный» «Воздушный» транспорт;- закреп...

Папы разные важны, папы детям всем нужны!

Простой житейский опыт показывает нам, что многие мужчины вполне способны обеспечить полноценный уход и заботу о ребенке самостоятельно.В данной статье речь пойдет о той роли, которую играют папы и ли...

Конспект НОД «Профессии разные нужны, профессии разные важны» для детей 5-6 лет.

Закрепление знаний детей о профессиях. Воспитание интереса к различным профессиям....

Сценарий викторины по правилам дорожного движения: «Знаки разные нужны, знаки разные важны!» для детей старшей группы.

Викторина ПДД(старшая группа)Ведущий:  Здравствуйте, дорогие участники! Сегодня мы отправимся на викторину! (Музыкально – ритмическая композиция «Если с другом вышел в путь»...

Викторина «Сказки разные нужны, сказки разные - важны»

Викторина разработана в виде презентации для детей средней группы.Цель: Закрепление знаний детей о сказках...

Мамы разные нужны, мамы разные важны. для детей 2-ой младшей группы (досуг ко дню матери)

Мамы разные нужны, мамы разные важны.для детей 2-ой младшей группы(досуг ко дню матери)...

Многофункциональное дидактическое пособие «Куклы разные важны, куклы разные нужны»

У современных детей, «благодаря» информационному прогрессу, снизился интерес к живому общению, практически исчезла потребность в играх –драматизациях, что неизбежно ведёт к отставани...