Развивающая предметно-пространственная среда по развитию речи детей в подготовительной группе
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Воробьева Татьяна Александровна

 

Словарь

Схемы для подбора определений к словам (величина, части, детали, материал, форма назначение и пр.); игры на формирование обобщающих понятий типа «Что лишнее?», освоение обобщающих слов, например «транспорт» - лото; на дифференциацию, например – одежда летняя, зимняя. Лото, домино; на уточнение признаков предметов – «Дорисуй голыша»; увеличивается число игр на многозначные слова; игры типа «Нарисуй слово» (на понимание многозначности)

Звуковая культура речи

Модели правильного звукопроизношения, индивидуальные зеркала, дидактический и раздаточный материал (Каше, Филичева, Чиркина, Швайко)

Проблемные ситуации на моделирование культуры речевого поведения (карточки – говорю быстро – медленно, громко – тихо, ласково – грубо и пр.)

Материал для игр на тренировку речевого слуха.

Грамматика

Д/и на усвоение родовой принадлежности – схема качеств предметов «отгадай, что это?»; Карточки для игры «А что у Вас?» (у меня высокий дом, а меня маленькая избушка); Игры на употребление существительных во множественном числе, родительном падеже – «Чего не хватает» (носков, чулок); Д/упр. «Дорисуй дорожку» (например на дорожке нарисована капля воды, а дальше чайник, в котором вода кипит. Нужно дорисовать, что ещё можно делать с водой)

Лото «Мы гуляем» (что можно делать в лесу, на реке, в парке аттракционов и пр. – подбор картинок с глаголами). Серии заданий – «Обгоревший свиток», «Размытое письмо» - дополнить сложные предложения; Лото с наименованиями посуды, детёнышей животных и птиц – «Один – много»; Игры на образование профессий от разных частей речи – «Знаешь ли ты профессии?; на подбор однокоренных слов – «Логические линейки» с картинками, изображающими эти слова.

По освоению явлений языка и речи – сундучок – копилка слов, схемы звукового анализа, схемы предложений; подготовка руки к письму – трафареты, книжки-раскраски, игровые прописи; тактильные модели букв; магнитная азбука или азбука вкладыш из пропилена.

Связная речь

Мнемотаблицы и материал для их составления – карточки, готовые модели образцов для наложения, заполненные карточки по сюжетам литературных произведений, частично заполненные и т. п.

Коллажи – «Найди, кто спрятался», «Какая сказка потерялась?». Мнемодощечки (до 15-20 видов). Наборы цветных геометрических фигур для моделирования рассказов и сказок. Упражнения типа – дорисуй сказку, вставь пропущенные слова в рассказ или сказку. Серии сюжетных на разные темы (времена года, игры детей, профессии взрослых, картинки – забавы и пр.)

Речевое общение

Образ школы – словари, справочники, энциклопедии, фотоальбомы о школе, школьная атрибутика, учебники.

Карточки со смоделированными ситуациями общения. Фотоальбомы (моя семья, мои друзья, мои любимые животные, мы отдыхаем и пр.) для обсуждения.

Знаки – примирения, восхищения, дружбы и пр.

Колпачок именинника. Центр общения в группе (камин (нарисованный, зелень, освещение, кресла и пр.) Схемы и модели правил культуры речевого общения в группе.

Речевое творчество

Рулон бумаги для рисования мультика о жизни группы. Упражнения типа- «Письмо другу», «Газета в картинках», схемы стихосложения; Схемы составления рассказов разного типа, сказок, загадок. Магнитофон для записи детских произведений; материал для перевоплощения в писателя или поэта – «Волшебная ручка или перо», «Поэтическая шляпа», «Кресло писателя» и пр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметно-пространственная среда по развитию речи детей в подготовительной группе

Словарь

Схемы для подбора определений к словам (величина, части, детали, материал, форма назначение и пр.); игры на формирование обобщающих понятий типа «Что лишнее?», освоение обобщающих слов, например «транспорт» - лото; на дифференциацию, например – одежда летняя, зимняя. Лото, домино; на уточнение признаков предметов – «Дорисуй голыша»; увеличивается число игр на многозначные слова; игры типа «Нарисуй слово» (на понимание многозначности)

Звуковая культура речи

Модели правильного звукопроизношения, индивидуальные зеркала, дидактический и раздаточный материал (Каше, Филичева, Чиркина, Швайко)

Проблемные ситуации на моделирование культуры речевого поведения (карточки – говорю быстро – медленно, громко – тихо, ласково – грубо и пр.)

Материал для игр на тренировку речевого слуха.

Грамматика

Д/и на усвоение родовой принадлежности – схема качеств предметов «отгадай, что это?»; Карточки для игры «А что у Вас?» (у меня высокий дом, а меня маленькая избушка); Игры на употребление существительных во множественном числе, родительном падеже – «Чего не хватает» (носков, чулок); Д/упр. «Дорисуй дорожку» (например на дорожке нарисована капля воды, а дальше чайник, в котором вода кипит. Нужно дорисовать, что ещё можно делать с водой)

Лото «Мы гуляем» (что можно делать в лесу, на реке, в парке аттракционов и пр. – подбор картинок с глаголами). Серии заданий – «Обгоревший свиток», «Размытое письмо» - дополнить сложные предложения; Лото с наименованиями посуды, детёнышей животных и птиц – «Один – много»; Игры на образование профессий от разных частей речи – «Знаешь ли ты профессии?; на подбор однокоренных слов – «Логические линейки» с картинками, изображающими эти слова.

По освоению явлений языка и речи – сундучок – копилка слов, схемы звукового анализа, схемы предложений; подготовка руки к письму – трафареты, книжки-раскраски, игровые прописи; тактильные модели букв; магнитная азбука или азбука вкладыш из пропилена.

Связная речь

Мнемотаблицы и материал для их составления – карточки, готовые модели образцов для наложения, заполненные карточки по сюжетам литературных произведений, частично заполненные и т. п.

Коллажи – «Найди, кто спрятался», «Какая сказка потерялась?». Мнемодощечки (до 15-20 видов). Наборы цветных геометрических фигур для моделирования рассказов и сказок. Упражнения типа – дорисуй сказку, вставь пропущенные слова в рассказ или сказку. Серии сюжетных на разные темы (времена года, игры детей, профессии взрослых, картинки – забавы и пр.)

Речевое общение

Образ школы – словари, справочники, энциклопедии, фотоальбомы о школе, школьная атрибутика, учебники.

Карточки со смоделированными ситуациями общения. Фотоальбомы (моя семья, мои друзья, мои любимые животные, мы отдыхаем и пр.) для обсуждения.

Знаки – примирения, восхищения, дружбы и пр.

Колпачок именинника. Центр общения в группе (камин (нарисованный, зелень, освещение, кресла и пр.) Схемы и модели правил культуры речевого общения в группе.

Речевое творчество

Рулон бумаги для рисования мультика о жизни группы. Упражнения типа- «Письмо другу», «Газета в картинках», схемы стихосложения; Схемы составления рассказов разного типа, сказок, загадок. Магнитофон для записи детских произведений; материал для перевоплощения в писателя или поэта – «Волшебная ручка или перо», «Поэтическая шляпа», «Кресло писателя» и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи детей в подготовительной группе на тему: «Сказка сказывается»

Задачи:Познакомить с историей народных промыслов, хохломской росписью и дымковской игрушкой. Закрепить знания детей об элементах русского национального костюма. Укрепить и углубить представление детей...

Развитие речи детей в подготовительной группе

Методика развития речи детей дошкольного возраста является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи ра...

Конспект занятия по развитию речи детей в подготовительной группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну сказок».

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну сказок" разаработантдля детей 6-7 лет с целью формирования у детей  интереса к чтению художественной литературы, закрепления имею...

Занятие по развитию речи детей в подготовительной группе. Тема: «Экологическая сказка»

Занятие по  развитию речи детей в подготовительной группеТема: «Экологическая сказка»Цель: формированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой...