Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Белова Елена Владимировна

КОНСПЕКТ НОД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ  «ВЕСНА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_rechevomu_razvitiiyu.docx531.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад присмотра и оздоровления № 123

Адмиралтейского  района Санкт-Петербурга 

КОНСПЕКТ НОД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ

«СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ  «ВЕСНА»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

                                Автор:

воспитатель

средней группы

 Белова Е.В.

Санкт-Петербург

2022

Цель: формирование умений детей составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.

Задачи:

  1. Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему; учить создавать книгу.
  2. Развивающие: развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.
  3. Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе и книге; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Материалы и оборудование: мольберты, демонстрационный материал-мнемосхемы, материал для создания книжки-малышки: иллюстрации, печатный текст рассказа, дырокол, лента, клей карандаш, картон.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений художественной литературы о весне; работа над составлением мнемосхем.

Планируемые результаты:

  • воспитанники имеют расширенное преставление о весне как времени года;
  • у них сформирован навык употребления имени прилагательного с именем существительным в мужском, женском, среднем родах и подбора определений;
  • дети умеют составлять рассказ по заданной теме с использованием мнемосхем;
  • расширены представления воспитанников об окружающем мире.

Ход НОД

1. Вводная часть

- Приветствие

- Игра «Запоминай-ка» (введение в тему)

Цель: активизировать словарь детей по теме «Весна».

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Послушайте и запомните как можно больше слов: ручеек, подснежник, скворец, лужи.

  • Какие слова вы запомнили?
  • К какому времени года мы можем отнести перечисленные слова?

Воспитатель: - Ребята, я принесла вам книгу про весну (показывает самодельную книгу). Чего-то в ней не хватает? (в книге только обложка, а остальные странички пустые) Как же исправить это? Мы с вами побудем писателями и составим рассказ о весне, и соберем книжку о весне.

2. Основная часть

Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы.

       

Воспитатель: Ребята, а помогут нам составить интересный рассказ о весне, схемы-картинки.

Цель: упражнять детей в умении составлять рассказ-описание о весне с использованием мнемосхем; развивать высшие психические функции: память, внимание, образное мышление.

Воспитатель: Ребята, составьте предложения по схеме.

Примеры составления предложений по мнемоквадратам:

  • Пришла весна.

  • Ярко светит солнце. 


Игра «Поймай слово»

- Я буду говорить слова, а вы ловите в ладошки только те слова, которые подойдут к слову «солнышко»: греет, тает, журчит, яркое, весеннее, падает, светит, воет, ласковое,  лучик.

  • Тают сосульки, начинается капель.

Артикуляционная гимнастика «Сосулька»: как можно дальше высунуть изо рта острый язык, свесить его с подбородка.

Пальчиковая гимнастика «Капель»

(Пальцы стучат по ладошке.)

С крыши капает капель:

Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)

Это к нам пришёл апрель:

Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)

Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек.)

И быстрей звенит капель:

Кап, кап, кап, кап, кап! (В быстром темпе.)

                                                                                   (Е.Г.Карельская)

«Капель»: произносить слоговой ряд «кап-кап-кап» с разной интонацией, в разном темпе и с различной силой голоса. Большие капли капают: КАП! КАП! КАП! Маленькие капельки: кап-кап-кап-кап-…

  • Тает снег. Бегут ручьи, появляются лужи.

Игра «Ручеёк» (Дети становятся в шеренгу. Сбоку кладут ленту. На слово «Ух!» надо через неё перепрыгнуть)

Разлился ручеёк,

Золотой рожок… Ух!

Разлился водой

Холодной, снеговой… Ух!

Разлился водой

Прозрачной, ключевой… Ух!

По лесам, по болотам,

По лесным колодам… Ух!

- На деревьях набухают почки, появляется трава.

Наблюдение за березовыми веточками.

Весеннее солнышко яркое и теплое. Оно радует нас все больше день ото дня. Благодаря ему весной появляется травка, расцветают цветы, набухают почки, из которых появляются зеленые листочки. Две недели назад мы с вами поставили веточки березы в воду. Скажите, что же с ними произошло?

Пальчиковая игра «Почки, листики, цветочки». Когда взрослый произносит слово: «Почки»‌, ребенок должен показать кулачки, «Листики»‌ — должен показать ладошки со сжатыми пальцами, «Цветочки»‌ — должен растопырить пальцы. Взрослый может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать ребенка.

-Просыпаются медведи.

Самомассаж «Пробуждение мишки»

Бурый мишка просыпается, (дети, сидя, потягиваются)

В гости к другу собирается.

Вымыл ножки, застегнул сапожки (круговые движения вокруг щиколоток)

И коленочки потер, как учил его бобе,   (массируют колени)

Вымыл носик,  (массируют указательными пальцами

точки в области гайморовых пазух).

Глазки, (проводят указательными пальцами по линии бровей от переносицы к вискам).

Правое ухо, левое ухо, (Указательным и большим пальцами

растирают мочки правого уха, затем левого).

Вытерся, и стало сухо! (Встают на ноги, руки – скрестно, проглаживают два раза ладонями от плеч до локтей. Разводят обе руки в стороны)

- Что делают остальные звери весной? (белка и заяц меняют шубку, рано весной просыпается еж, все звери весной линяют, выводят потомство)

  • Из теплых краев возвращаются перелетные птицы.

Музыкальная игра «Ветер и птицы»: педагог распределяет детей на группы: одна группа – птички, друга – ветер; и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет дуть «ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.

  • Просыпаются насекомые.

Зрительная гимнастика «Паучок».

Пау - пау - паучок
Паутиновый жучок
Он на веточке сидел
Да на солнышко глядел.

Паутинку натянул,
Покачался и уснул.

(дети вытягивают перед собой паучка на палочке)
(фокусируют взгляд на пауке и, проговаривая слова, перемещают палочку вверх, вниз, вправо, влево, прослеживая движение взглядом)

(закрывают глаза, опустив паучка вниз)
(быстро моргают глазами)

- Весной появляются первые цветы – подснежники.

Дыхательное упражнение «Аромат цветов»: выпрямите спину, положите цветочек на ладонь, сделайте глубокий вдох носом, пошлите воздух в животик и медленно выдыхая через рот, произнесите «Ах!» с восклицательной интонацией.

Эксперимент «Подснежники распускаются»: дети опускают бумажные цветы в воду, наблюдают, как они раскрываются.

Упражнение «Подуй на цветок»:  дети дуют на цветы – вальс подснежников.

 Составляем рассказ вместе. Воспитатель пересказывает. Затем пересказывают дети по желанию.

Воспитатель: Ребята, как мы назовём  наш рассказ? (Весна). 

 Изготовление книги.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам предлагаю пройти за столы, где мы с вами сделаем книгу о весне. (Перед детьми картинки с сюжетами из таблицы, клей, картон, салфетки).

Воспитатель: Посмотрите перед вами лежат такие же картинки как на нашей таблице. Сейчас вы эту картинку приклеите к картону, чтобы получилась страница с иллюстрацией.  (Приклеиваем иллюстрацию к картону).

А сейчас я вам раздам предложения соответствующие вашей картинке, но вы должны будете мне их назвать. (Дети называют предложение соответствующее картинке и наклеивают его). Теперь приклейте его в любой части своей странички книги.

У каждой книги есть обложка. Она у нас уже готова (показываю детям обложку нашей книги). Теперь мы должны по порядку скрепить все странички между собой. (Скрепляем между собой все странички степлером, дыроколом проделываем отверстия и связываем их между собой лентой).

Вот и получилась у нас книга. Скажите, а где хранятся книги в нашей группе (на книжной полке). Правильно, давайте её туда поставим (ставим книгу на полку).

3. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята:

  • Кем мы с вами сегодня были?
  • Что делали?
  • Про что мы сочиняли рассказ?
  • Какие признаки весны вы запомнили?
  • Ещё, что мы сделали?
  • Спасибо вам большое!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказов по картинам с использованием мнемотаблицы».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказов по картинам с использованием мнемотаблицы»....

«Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы»

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группеТема: «Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы»...

Тема: «Составление рассказа о насекомых с использованием мнемотаблицы»

Конспект занятия в средней группеТема: «Составление рассказа о насекомых с использованием мнемотаблицы»...

Конспект занятия "Составление рассказов и сказок с использованием мнемотаблицы"

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи...

Конспект занятия «Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы»

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия " Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы"...

Конспект занятия «Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы»

Конспект занятия в старшей группе  «Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы»...