Подборка дидактических игр, стихов, загадок на обогащение словарного запаса детей по лексическим темам
картотека по развитию речи (старшая группа)

Абибулла Екатерина Сергеевна

Обогащение словарного запаса  одним из ключевых факторов овладения родным языком. Богатый словарь играет важную роль в способности к свободной и эффективной коммуникации, к точному и адекватному выражению мысли, достижению понимания как цели общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи35.79 КБ

Предварительный просмотр:

Подборка дидактических игр, стихов, загадок на обогащение словарного запаса детей по лексическим темам:

«Труд взрослых», «Транспорт», «Посуда», «Одежда», «Игрушки»

для старшей группы

Тема

Дидактические игры  (3-4)

Стихи

загадки

Труд взрослых:

«Профессии»

Название игры: «Кому что нужно?».

Цель: развитие умений соотносить орудия труда с профессией людей.

Дидактическая задача: научить называть соответствующие профессии, предметы и их назначение.

Игровая задача: найти потерянные предметы труда  необходимые для той или иной профессии.

Материал: предметы-игрушки для труда людей разных профессий: набор медицинских инструментов; набор кухонной посуды; молоток, гвозди, гаечный ключ из детского конструктора; большие картинки с изображением людей разных профессий (подбираются картинки и предметы соответствующих профессий).

Ход игры: педагог приглашает по одному участнику к своему столу. Ребенок берет какой-либо предмет и называет его. Остальные дети должны назвать, кому нужен этот инструмент, что им можно делать. Вызванный ребенок кладет инструмент к картинке с изображением человека соответствующей профессии. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы и разложены все орудия труда. Возможно проведение игры с использованием только картинок с изображением людей определенных профессий и орудий труда.

Повар.
Белый фартук и колпак,
Сам зари румяней.
Догадаться нам пустяк,
Кто тут перед нами.
Целый день он у плиты
И зимой, и летом.
Чтобы сыт был я и ты,
Жарит нам котлеты.
На плите кипят компот
И бульон прозрачный.
Накормить скорей народ —
Вот его задача!

Плотник.
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы:
Это плотник делает
Окна и полы.
Топором, рубанком
Выстругивает планки,
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки.

Воспитатель

Все знают, есть профессия такая

Дарить другим свое тепло и ласку

На первый взгляд она совсем простая-

Сидишь себе с детьми, читаешь сказку

Гуляешь, учишь,кормишь,развлекаешь,

Глядишь, чтоб не упало одеяло,

Укладываешь спать и утешаешь,

А утром начинаешь все с начала,

Как жаль, что за такой не легкий труд

Из золота медалей не дают!

Гвозди, топоры, пила,
Стружек целая гора.
Это трудится работник —
Делает нам стулья...

Плотник

Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь

Как лечиться, знает...

Врач

Учит вежливости нас,

Почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель.

Это няня,...

Воспитатель

В ресторане их найду я -

Эти люди в колпаках

Над кастрюлями колдуют

С поварешками в руках.

Повар

Название игры:. «Кто чем занимается».

Цель: активизирование и закрепление активного и пасивного словаря.

Дидактическая задача: учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.).

Игровая задача: подобрать действия для каждой профессии

Материал: карточки с изображением людей разных профессий и их действиями.

Ход игры: Воспитатель называет профессии, показывая изображения на карточках — строителя, учителя, пастуха, сапожника, а дети называют действия, которые выполняют люди данной профессии.

Название игры: «Назови профессию».

Цель: активизирование и закрепление активного и пассивного словаря по теме: «Профессии».

Дидактическая задача: учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.

Игровая задача: найти свой транспорт для каждой профессии

Материал: карточки с изображением транспорта.

Ход игры: Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, показывая карточки с их изображением, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.

Транспорт

Название игры:  «Четвертый лишний».

Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, логического мышления, связной речи.

Дидактическая задача: учить детей правильно называть виды транспорта.

Игровая задача: найти лишнее изображение.

Материал: предметные картинки «Транспорт»

Ход игры: Педагог помещает на доске четыре предметных картинки, на трех из которых изображен транспорт одного вида, а на четвертой – другого. Например, трактор, самосвал, автобус, самолет.

Кораблик

Матросская шапка,

Веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке

 И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня:

— Прокати, капитан!

Автор: Агния Барто

Самолёт

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Автор: Агния Барто

Грузовик

Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык — Опрокинул грузовик.

Автор: Агния Барто

Трамвай

Нет, не поезд я и все же,

Мы немного с ним похожи, – Транспорт рельсовый, особый,

Мы по рельсам ездим оба.

Эй, на рельсах! Не зевай!

Видишь – катится трамвай!

Автор: М. Манакова

Этот конь не ест овса,
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём.

Велосипед

Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой.

Мотоцикл

Чудесный длинный дом,

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином...

Автобус

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей.

Метро

Название игры:  «Автомобиль из геометрических фигур»

Цель: развитие воображения, творческого мышления, комбинаторные способности детей.

Дидактическая задача: учить детей составлять из геометрических фигур разного вида транспорта.

Игровая задача: собрать свой автомобиль

Материал: набор геометрических фигур разного размера и цвета.

Ход игры: Педагог предлагает детям, используя геометрические фигуры, «построить» автомобиль, трактор, самолет, лодку, велосипед и др. виды транспорта.

Название игры:  «Летит, плывет, едет»

Цель: развитие лексической стороны языка (расширение глагольного словаря)

Дидактическая задача: учить детей составлять рассказ о транспорте используя глаголы.

Игровая задача: назвать транспорт и что происхолит с данным транспортом.

Материал: предметные картинки

Ход игры: Педагог раздает детям картинки, предлагает рассмотреть и назвать их, а потом подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Что делает?»  к каждой картинке. Например: Теплоход – плывет, гудит, бросает (якорь), пристает (к причалу), везет (пассажиров).

Посуда

Название игры:   «Из чего сделана посуда?»  (с мячом)

Цель: развитие лексической стороны языка (расширение прилагательного словаря)

Дидактическая задача: учить детей образовывать из существительного – прилагательное

Игровая задача: назвать из чего сделана посуда.

Материал: мяч

Ход игры: Проводится с перекидыванием мяча. педагог называет предмет, Дети – прилагательное характеризующее материал, из которого он сделан. Например:

Вилка из металла – металлическая

Ваза из хрусталя – хрустальная

Ложка из дерева – деревянная

Тарелка из пластмассы – пластмассовая

Чашка из фарфора – фарфоровая

Кувшин

У кувшина ручки сбоку.

От него немало проку.

Глиняный кувшин у нас,

В нём всегда прохладный квас.

Кастрюля

Бабушка достала

Кастрюлю из металла.

За две ручки подняла

И водички налила,

Мясо положила,

Крышкою накрыла.

Помоги, кастрюля,

Щи сварить бабуле.

Стакан

У стакана ручки нет,

Ставлю я его в буфет.

Он стеклянный, из стекла,

В руки я его взяла.

Только бы не уронить,

Ведь стекло легко разбить.

Нож

Нож всегда берут за ручку.

А за лезвие нельзя.

Я подумала: «Так лучше» —

И неправильно взяла.

Ой, что было, ой, что было —

Как кричала я потом!

Мама пальчик мне лечила —

Я порезалась ножом.

На одной широкой ножке

У неё 4 рожка,

Но она совсем не пилка,

Для котлет и мяса...

Вилка

В земле я родился,
В огне закалился.

Горшок

Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.

Ложка

Она всем очень нравится,

На блюдечке красавица,

С одной рукой милашка,

Голубенькая...

Чашка

Название игры: «Что это?»

Цель: расширение предметного словарного запаса по теме «Посуда»

Дидактическая задача: Запоминать название посуды

Игровая задача: По внешнему виду предмета рассказать, что это за предмет, дать его характеристику

Материал:  игрушки - чайник, кастрюля, сковорода, тарелка, ложка, вилка, солонка, хлебница, нож.

Ход игры: Воспитатель показывает предметы посуды и спрашивает, что это за предмет, просит дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, его функция и т.д.).

Название игры: Что убежало от бабушки Федоры?

Цель: уточнение и закрепление словаря существительных, употребление существительных Р.п. ед. и мн. числа, развитие мелкой моторики.

Дидактическая задача: научить называть части посуды.

Игровая задача: Дорисовать не достающие части посуды

Материал:  изображения посуды с недорисованными деталями

Ход игры: Воспитатель раздает изображения посуды где не дорисованы части посуды. Дети называют недостающие части, дорисовывают их, штрихуют изображения.

Чайник без носика.

Кастрюля без ручек.

Кастрюля без дна.

Кувшин без горлышка.

Нож без лезвия.

Ложка без ручки.

Одежда

Название игры: «Чья одежда – мамина или Танина?»

Цель: упражнение детей в образовании притяжательных прилагательных.

Дидактическая задача: научить называть, чья одежда.

Игровая задача: разложить одежду по шкафам

Материал:

- картинки с предметами взрослой и детской одежды и обуви

- картинки двух шкафов:

шкаф для маминой одежды и шкаф для Таниной одежды.

Ход игры:

Воспитатель выставляет на доску картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети подходят к доске выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.

- Это длинное платье мамино.

- Это синее платье Танино.

Юбочка для Любочки

Сшила мама Любочке,

Чтоб её порадовать

Новенькую юбочку-

Складки цвета радуги.

Красные и белые,

Желтые и синие.

Любочка, надела ли?

Вот, теперь красивая!

В розовом, оранжевом,

Ярком фиолетовом

В гости к нам захаживай.

Ладно, будет лето вам!

Марина Борина-Малхасян

Сам оделся

Очень наш малыш старался

Приодеться сам пытался

И носочек, и чулок

И штанишки, и платок

Все что в ручки свои брал

На головку примерял

Татьяна Казырина

Капюшон

Он есть у многих-многих курток,
И может защитить тебя,
В любое время года, суток,
От ветра, холода, дождя.

Игорь Ефремов

Что сейчас наденем смело,

Чтоб горло не болело?

Шарф

Чтобы ушки не замерзли,

Голова в тепле была,

Натянуть ее нам нужно

До затылка и до лба?

Шапка

Если дождик, мы не тужим

Бойко шлёпаем по лужам.

Станет солнышко сиять —

Нам под вешалкой стоять.

Сапоги

Яркая, короткая

Тканая бородка,

По рубашке бежит,

На груди лежит.

Галстук

Название игры: «Подбери признак»

Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.

Дидактическая задача: научить подбирать признаки к предмету одежды.

Игровая задача: ловить и кидать мяч обратно проговаривая признаки к предметам одежды.

Материал: мяч

Ход игры: Воспитатель называет предмет одежды и кидает мяч ребенку, а ребенок ловит мяч и подбирает признаки к данному предмету одежды, например,

платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное.

Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков.

Название игры:  «Скажи наоборот»

Цель: упражнение детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов).

Дидактическая задача: научить подбирать противоположные признаки к предмету одежды.

Игровая задача: ловить и кидать мяч обратно проговаривая противоположные признаки к предметам одежды.

Материал: мяч

Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку ответить наоборот:

Чистые ботинки – … грязные ботинки;

Новые сапоги – … старые сапоги;

Широкая юбка – … узкая юбка;

Длинное пальто – … короткое пальто;

Белый пиджак – … черный пиджак.

Игрушки

Название игры:  «Скажи наоборот»

Цель: образование качественных прилагательных с противоположным значением, закрепление представлений ребенка о противоположных признаках предметов или слов-антонимов, закрепление словаря по лексической теме.

 с противоположным значением.

Дидактическая задача: научить подбирать противоположные признаки к предмету.

Игровая задача: ловить и кидать мяч обратно проговаривая противоположные признаки к игрушкам

Материал: мяч

Ход игры: воспитатель, бросая мяч ребенку, просит его закончить предложение, а ребенок, возвращая воспитателю мяч, отвечает на вопрос, называя прилагательное

Плюшевый зайка мягкий,  а кубик  твердый.

Грузовик тяжелый, а воздушный шар……………

Самолет  большой, а кубик………………………

Автобус новый, а кукла………………………….

Название игры:  «Закончи предложение»

Цель: активизация глагольного словаря по лексической теме.

Дидактическая задача: научить подбирать глаголы к существительным.

Игровая задача: отвечать на вопросы глаголами

Материал: нет (словесная игра)

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку подобрать и назвать как можно больше слов-действий

В магазине игрушки можно (что делать?) рассматривать, выбирать, трогать, покупать

Дома, в детском саду, на улице с игрушками можно (что делать?)………………………

С пирамидой можно (что делать?) ……………………………

С мячом (что делают?)………………………………….

Название игры: «Назови лишнее слово»

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов.

Дидактическая задача: научить выявлять лишнее слова и уметь аргументировать свой выбор.

Игровая задача: найти лишнее слово

Материал: нет (словесная игра)

Ход игры: воспитатель  называет четыре предмета, три из них относятся к одной тематической группе, а четвертая к какой-нибудь другой. Детям дается задание: назовите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.

Матрешка, мяч, шкаф, кубик.

Яблоко, робот, груша, мандарин.

Тумбочка, кукла, полочка, стульчик.

Пирамидка, платье, брюки, футболка.

Туфли, валенки, ботинки, зайчик.

Бумажный змей

Бумажный змей над крышей

Кружит, кружит, летает:

- Взлетел бы я и выше,

а Вова не пускает!

(И. Муравейко)

Гости

Кукол в платья наряжали,

Кукол в гости приглашали,

Сладким чаем их поили

И коврижками кормили.

Ничего они не ели,

Ничего они не пили…

И зачем такие куклы

Только в гости приходили?

(А. Ахундова)

Крокодил

Заводила, заводила

Заводного крокодила.

Заводиться то и дело

Крокодилу надоело.

Рассердился крокодил,

Взял и ключик проглотил.

(А. Ахундова)

Катин мяч

Ускакал от Кати мяч

И пропал куда-то.

Нет нигде его, хоть плачь,

Скрылся, вот беда-то!

Погремушка

Дали Маше погремушку,

И гремит она над ушком.

Маша не пугается,

Маша улыбается.

(М. Дружинина)

Глазки голубые,

Кудри золотые,

Губки розовые. (Кукла)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрёшка)

Стукнешь о стенку —

А я отскочу.

Бросишь на землю —

А я подскочу.

Я из ладоней в ладони лечу

Смирно лежать не хочу. (Мяч)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК»

Одна из главных составляющих готовности к школе - интеллектуальное развитие. Для этого я использую составление загадок, в данном материале вы можете  познакомиться с некоторыми способами по соста...

«Дидактические игры и лексические упражнения для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказыва...

ППО на тему «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»

ППО на тему «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»...

Консультация для педагогов на тему: «Дидактическая игра и её роль в обогащении словарного запаса детей дошкольного возраста».

Крнсультация о том, как дидактическая игра влияет на обогащение словарного запаса дошкольников...

План по саморазвитию "Обогащение словарного запаса детей 4-5 лет посредством дидактических игр"

План по саморазвитию "Обогащение словарного запаса детей 4-5 лет посредством дидактических игр". Материал будет полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми среднего возраста....

Консультация для воспитателей Лексические упражнения для обогащения словарного запаса детей

Комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию словаря у детей дошкольного возраста включает в себя различные направления.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, ...

«Формирование умения выстраивать предложения и обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и игровые упражнения»

laquo;Формирование умения выстраивать предложения и обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и игровые упражнения»...