технологическая карта по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Миннуллина Зарина Фаридовна
Тема занятия: «Звуковая культура речи: звук [ч]»
Возрастная группа: средняя группа
Цель занятия: развитие фонематического слуха и восприятие звука [ч], формирование его правильного произношения.
Задачи занятия:
Образовательные: учиться произносить «Ч» в слогах, словах.
Развивающие: употреблять в речи название предметов со звуком «Ч».
Воспитательные: внимательно слушать воспитателя, стремиться четко, правильно произносить все звуки.
Материалы и оборудование:  изображение паровоза, изображение звука Ч, предметные картинки.
Планируемый результат: дети научились произносить «Ч» в слогах, словах; употребляли в речи название предметов со звуком «Ч»; внимательно слушали воспитателя, стремились четко, правильно произносить все звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Тема занятия: «Звуковая культура речи: звук [ч]»

Возрастная группа: средняя группа

Цель занятия: развитие фонематического слуха и восприятие звука [ч], формирование его правильного произношения.

Задачи занятия:

Образовательные: учиться произносить «Ч» в слогах, словах.

Развивающие: употреблять в речи название предметов со звуком «Ч».

Воспитательные: внимательно слушать воспитателя, стремиться четко, правильно произносить все звуки.

Материалы и оборудование:  изображение паровоза, изображение звука Ч, предметные картинки.

Планируемый результат: дети научились произносить «Ч» в слогах, словах; употребляли в речи название предметов со звуком «Ч»; внимательно слушали воспитателя, стремились четко, правильно произносить все звуки.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат

1

Организационно-мотивационный этап

Поднять эмоциональный настрой детей пред занятием

Собрались все дети в круг. 
Я - твой друг и ты - мой друг. 
Крепко за руки возьмёмся 
И друг другу улыбнёмся.

Словесный метод

Повторяют за воспитателем

У детей создан положительный эмоциональный настрой на занятие

2

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Создать проблемную ситуацию

-Дети, когда я сегодня шла в детский сад по дороге я встретила Чебурашку, она мне сказала что в их стране пропал звук «Ч».

- Чтобы найти этот звук, нам надо поехать в эту страну, сделать задания.

-На чем мы отправимся в эту страну вы должны угадать.

-Сейчас я вам загадаю загадку.

-« Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Я стучу, стучу, стучу,

Я лечу, лечу, лечу,

Опоздать я не хочу»

-Кто это?

-Правильно. И как вы думаете,  на чем мы отправимся в путешествие?

Вы, ребята, будете вагончиками, а я паровозиком.

Приготовились? Поехали!
-Приехали !

Словесный

групповой

Дети слушают отгадывают загадку, отвечают на вопросы.

Дети: паровозик

Повторяют за воспитателем.

Вхождение в проблемную ситуацию

2.2

Этап ознакомления с материалом

Познакомить с новым материалом

 -Ребята, мы с вами приехали в страну звуков. Сегодня мы познакомимся с одним из них. Паровозик любит играть со звуком, который сам же и издаёт: ч-ч-ч

- Ребята, давайте попробуем произнести звук Ч и для этого мы разбудим язычок, зубки и губки.

При произношении звука Ч губы слегка вытянуты вперед трубочкой;

 зубы сжаты или чуть-чуть приоткрыты.

Наш звук играет с ветерком.

Преподнесите ладошку к ротику и ещё раз красиво произнесём звук Ч.  Чувствуете,  как из ваших ротиков вырывается небольшой ветерок?

Словесный

наглядный

Слушают воспитателя, повторяют за воспитателем, произносят звук «ч».

У детей возник интерес к решению проблемной ситуации

2.3

Этап практического решения проблемы

Решить проблемную ситуацию с детьми

- Дети, вы знаете, что в этой волшебной стране  жители очень любят играть в различные игры со звуками? Мы с вами тоже поиграем.

- Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши 1 раз , когда услышите звук Ч : Т Ч Щ Ш Ч Ч Ж Ч Ч 

 – Следующая игра, я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слог со звуком Ч: ТЯ-ЧА-СО-ЩО-ЧИ-МИ-ЛА-ТЮ-ЧУ

 – Сейчас, я буду произносить слова со звуком Ч, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слово со звуком Ч: девочка, банка, щётка, грач, бант, кочка, насос, мячик, вата, чудеса.

- Молодцы, хорошо справились, но нам пора продолжать наше путешествие.

-Ребята, еще жители этой страны очень любят сочинять и петь песенки и проговаривать  маленькие стихотворения.

-Я буду петь, вы  за мной повторяйте (Педагог поет, а дети повторяют:)

Ча-ча-ча, ча-ча-ча в комнате горит свеча.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу молоточком я стучу.

Чо-чо- чо, чо-чо-чо в печке очень горячо.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи спрятались мои ключи.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок, а в кармане пятачок.

Ач-ач-ач, ач-ач-ач дайте мне большой калач.

Оч-оч-оч, оч-оч-оч наступила ночь.

Уч-уч-уч,уч-уч-уч а на небе яркий луч.

Что-то засиделись мы ребята, давайте отдохнем.

Мы ногами топ - топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг - миг,

Мы плечами чик - чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз - два, раз - два,

Заниматься нам пора!

 - Захотелось ласковых нам слов.

Кто из звуков нам помочь готов?

Ч – он очень мягкий звук,

Не обойтись, похоже, без его услуг.

- Давайте, дети, назовем друг друга по имени ласково.

- Я начну, вы по очереди продолжите, Аминочка, Амина ты продолжаешь.

-Молодцы!

-Ребята, посмотрите на картинки и назовите мне предметы, изображенные на них ласково, чтоб в названии слышался звук Ч.

Стакан – стаканчик

палец – пальчик

кувшин – кувшинчик

язык – язычок

коза-козочка

вода-водичка

собака- собачка

 коса- косичка

кофта-кофточка

ключ-ключик

мяч-мячик.

- Теперь я предлагаю поиграть в игру «Кто самый внимательный?». Запомните и назовите слова со звуком ч, которые встретятся в рассказе. 
На даче
-Летом Вова и Надя жили на даче. Утром они пили чай с булочками и печеньем, а потом бежали на речку. На речке Вова ловил удочкой рыбу, а Надя качалась на качелях или играла с мячом. Вечером Вова читал Наде сказку «Курочка Ряба». 

Вопросы. Где жили летом дети?

Как их звали?

Что они делали утром?

Куда они бежали?

Чем Вова ловил рыбу?

 Что делала Надя?

 Что читал Вова вечером сестре Наде?
- Молодцы!

-Наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться на  паровозике в детский сад.

Словесный

Наглядный

Практический

Слушают, отвечают на вопросы, хлопают в ладоши.

Повторяют песенку за воспитателем.

Делают физкультминутку.

Называют друг друга ласково по имени сидя на стульчиках.

Смотрят картинки и называют предметы ласково.

Слушают рассказ, отвечают на вопросы.

Дети: на даче.

Вова и Надя.

Утром они пили чай с булочками и печеньем

Бежали на речку.

Удочкой.

Надя качалась на качелях или играла с мячом.

Вечером Вова читал Наде сказку «Курочка Ряба». 

Решение проблемной ситуации

3

Заключительный этап

Подвести итоги занятия

-Какое же интересное у нас было путешествие. Вы со мной согласны?

Какие же вы сегодня молодцы! С каким звуком мы сегодня познакомились? 

Воспитатель: Ребята,  чем мы  сегодня занимались?

Что узнали?

Что удалось?

Что особенно понравилось?

Что вызвало затруднение?

Вы сегодня были все молодцы, занятие окончено.

Словесный

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Дети оценили деятельность на занятиях, подвели итоги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта раздела "Развитие речи"

В работе представлена технологическая карта раздела "Развитие речи" по программе "Развитие речи и общения детей дошкольного возраста" Л. В. Ворошниной. В крате раскрыты цели, возрастные особенности ре...

Технологическая карта по развитию речи «Путешествие за кладом»

Показать педагогам возможности использования ИКТ на занятиях по развитию речи...

технологическая карта по развитию речи во 2 младшей группе

Технологическая карта организации НОД во 2 младшей группе «Путешествие на поезде в зимний лес»....

Технологическая карта по развитию речи

Технологическая карта по развитию речи...

Технологическая карта по развитию речи детей средней группы " Путешествие по сказке "Рукавичка"

Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста...

технологическая карта по развитию речи

технологическая карта "Рассказывание русской народной сказки "Колобок" - 2 младшая группв...