Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе по теме: "Пересказ рассказа Н.Сладкова "Как медведь сам себя напугал"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: Создать условия для обучения детей старшего дошкольного возраста связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде мнемодорожки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                            города  Иркутска детский сад  № 175

Конспект открытого занятия по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» (по Н.Сладкову)

                                                 

                                                                               Подготовила воспитатель

                                                                               МБДОУ д/с № 175 г. Иркутска

                                                                               Мотчанова И.П.

Цель: Создать условия для обучения детей старшего дошкольного возраста связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде мнемодорожки.

Задачи:

Образовательные: учить детей передавать содержание текста полно и последовательно с наглядной опорой в виде схемы, отражающей последовательность событий; совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие: обучать  детей связному последовательному пересказу  литературного  текста по опорным схемам, отражающих последовательность событий; активизировать и обогащать словарь по теме «Дикие животные»; стимулировать мыслительную и речевую активность детей; учить детей взаимодействовать со взрослыми и сверстниками при решении игровых задач: принимать задачу, действовать по правилам, стремиться к результату; развивать у детей мышление через отгадывание загадок; развивать у детей произвольное зрительное и слуховое внимание, логическое мышление; развивать коммуникативные навыки и познавательный интерес к окружающему миру.

Воспитательные: воспитывать у детей умение слушать товарищей,

воспитывать бережное отношение к животным.

Методические приёмы:

Чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, графических схем, подбор слов-предметов к словам-признакам; выстраивание  серии картинок к рассказу, графической мнемодорожки; договаривание предложений детьми; импровизация движений в такт стихотворению.

Оборудование:

Предметные картинки: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сорока, лоси; мяч; набор схем для графического плана.

Предварительная работа:

* Чтение рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

* Изучение лексической темы «Дикие животные»

* Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.

Ход занятия:

Организационный момент:

- Ребята, сегодня к нам пришли гости, поприветствуйте их.

- Давайте вспомним наше главное правило на занятии:

Наши глаза внимательно смотрят,

Наши уши внимательно слушают,

Наши руки нам не мешают, а помогают.

 

1.Введение в ситуацию.

- Ребята, вы любите смотреть телевизор?

- А какие детские телепередачи вы знаете?

- Нравится ли вам детская передача «Спокойной ночи, малыши?» (воспитатель выслушивает все ответы детей).

- Каркуша и Степашка, ведущие этой телепередачи, просят нас о помощи. Дело в том, что на передачу пришло много писем от детей с просьбой рассказать рассказ «Как медведь сам себя напугал». Но Каркуша и Степашка не знают этого рассказа. Они предлагают вам его рассказать для зрителей программы «Спокойной ночи, малыши».

2. Затруднение в ситуации.

- Ребята, вы хотите помочь им?

- Ребята, а что нужно сделать, чтобы рассказать рассказ телезрителям? (ответы детей)

- Всё правильно, сначала мы должны этот рассказ прочитать, а затем его пересказать.

3. Открытие нового знания.

- Дело очень ответственное, потому что рассказ будут слушать много телезрителей, надо рассказать последовательно, выразительно, ничего не пропустить. Поэтому я вам предлагаю сегодня стать телеведущими. Вы согласны? Я думаю, что вы справитесь.

- Настоящие телеведущие, прежде чем выступать в передаче, много раз репетируют.

- Поэтому я предлагаю сразу приступить к делу.

4. Включение нового  знания в систему знаний.

- А что мы можем сделать, чтобы не забыть, что в рассказе было сначала, что потом? (Составить план пересказа).

- А как мы можем составить план, если мы еще не умеем писать? (Составить схему или зарисовать эпизоды, сложить по порядку рисунки и рассказать по ним.)

- Очень хорошая идея, мы так и сделаем.

А) Подготовка к восприятию текста.

- А сейчас, ребята, сядьте все удобно перед экраном телевизора и приготовьтесь работать.

- Для начала я предлагаю вам рассмотреть картинки и поиграть в игру «Угадай, кто это?»

(дети рассматривают предметные картинки: лиса, волк, ёж, медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси), а теперь узнайте, о ком или о чём я говорю.

- Косолапый…, трусливый…, болтливая…, ловкая…, зелёная…, сильные…

(Педагог голосом выделяет окончания слов. Дети называют слова - предметы, изображённые на картинках, подходящие по смыслу)

- Давайте уберём картинки тех животных, которых вы не назвали. А картинки животных, которые остались, нам помогут на нашем занятии.

Б) Чтение рассказа.

- Сейчас я прочитаю вам рассказ Н.Сладкова «Как медведь себя напугал», а вы внимательно послушайте его и скажите, о чём идёт речь в этом рассказе.

    Вошёл медведь в тёмный лес. Хрустнула под лапой ветка. Испугалась белка и выронила шишку. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.

   Услышал медведь шум, испугался и убежал из тёмного леса. Так медведь сам себя напугал.

(По мере чтения расставляю предметные картинки в последовательности рассказа: медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси)

В) Беседа по содержанию.

- Куда вошёл медведь?

- Что хрустнуло под его лапой?

- Что сделала белка?

- На кого упала шишка?

- Что сделал заяц?

- Кого увидела сорока? Что она сделала?

- Что решили лоси? Что они сделали?

- Как повёл себя медведь?

- Кто же напугал медведя?

Г) Коллективное составление предложений по опорному слову.

Дидактическая игра «Доскажи предложение»

-  Ребята, сейчас мы с вами будем составлять предложения, я буду говорить первое слово, бросать одному из вас мяч, а вы предлагайте свои варианты предложений.

   Вошёл… Хрустнула… Испугалась… Упала… Затопал… Увидела… Подняла… Решили… Пошли… Услышал… Испугался… Убежал…

   Так медведь…

(По мере составления предложений педагог вместе с детьми выстраивает графический план рассказа из схем)

5. Физкульминутка.

Зайки встали на лужок,

Собираемся в кружок.

Прыг – скок, прыг – скок              (прыжки на месте, руки перед грудью,

                                                         ладони вниз, как лапки)

Сели зайки на лужок,                    (присесть на корточки)

Роют зайки корешок.

Вот какие зайки,

Зайки - попрыгайки.                       (изобразить соответствующие движения)

         

6. Повторное чтение рассказа.

- Ребята, вам прочитаю рассказ ещё раз, постарайтесь его запомнить, в этом вам помогут схемы.

7. Пересказ по графическому плану - мнемодорожке.

(Все дети пересказывают  рассказ по цепочке. Далее один ребёнок повторяет рассказ целиком).

8. Осмысление.

- Кем вы сегодня были на занятии?

- Кому и чем помогли?

- Как вы думаете, удалось ли нам последовательно, выразительно рассказать рассказ?

- Почему нам это удалось? Всё правильно, потому что мы научились составлять план рассказа и рассказывать его  по плану - картинкам.

- Молодцы, ребята! Я думаю, что вы справились с заданием и помогли Каркуше и Степашке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе «Урок вежливости»

Тема: «Урок вежливости»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Обучение рассказыванию по картине «Купание медвежат»

Задачи: Развитие связной речи.формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над ее содержанием;формировать умение составлять рассказ по картине, опи...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе "Путешествие в Королевство красивой речи"...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе "Путешествие в карельский лес"

Конспект занятия, где дошкольники отправляясь на помощь поссорившимся лесным жителям, расширяют свои представления  об особенностях карельского леса и её обитателей., активизируют словарь по данн...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе с использованием кубиков историй (Сторитейлинг).

Воспитание духовно – нравственных качеств по сказке В. Катаева «Цветик – семицветик» . На основе художественных произведений воспитывать такие качества как, доброта, состр...