Консультация для родителей «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

овладение родным ясаком и развитие речи является одним из самых важных приобретений детей в дошкольном детстве. Крайне важно обратить должное внимание на речевое развитие ребёнка, это поможет избежать множества проблем при обучении в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития речи детей

старшего дошкольного возраста

Овладение родным языком и развитие речи является одним из самых важных приобретений детей в дошкольном детстве. Именно в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие мышления, что тесным образом связано со становлением речи.  

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Дети становятся более самостоятельными и начинают общаться с широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребёнка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Красивая, правильная речь - залог успешного обучения. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми.

Поэтому крайне важно вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем. Проблема речевой недостаточности дошкольников заключается в том, что в настоящее время ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки.

Дошкольный возраст характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей, в этот период наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Дети  начинают активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования. В старшем дошкольном возрасте формируется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессы словоизменения.

В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого-то из детей и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, редко употребляемых и чаще всего незнакомых для них слов. При этом достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить это слово, и он быстро введет это новое слово в самостоятельную речь.

К концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период. К семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, а так же если ребенок воспитывается в нормальном речевом и социальном окружении)

Следует обратить внимание на следующие особенности развития речи старших дошкольников:

Звуковая культура речи.

Дети старшего дошкольного возраста чаще всего способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении. Отчетливая речь становиться нормой для старшего дошкольника в повседневной жизни, а не только во время специальных занятий с ним.

При этом у детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дети могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки. У детей уже хорошо развито речевое дыхание: они могут протяжно произносить не только гласные звуки, но и некоторые согласные (сонорные, шипящие, свистящие).

Дети этого возраста свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно, а так же легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.

Старшие дошкольники способны регулировать громкость голоса в различных жизненных ситуациях: громко отвечать на занятиях, тихо разговаривать в общественных местах, дружеских беседах и т.д. Они умеют уже пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и умеренно при соответствующих обстоятельствах.

Дети старшего дошкольного возраста могут сравнивать речь сверстников и свою с речью взрослых, обнаруживать несоответствия: неправильное произношение звуков, слов, неточное употребление ударений в словах.

Грамматический строй речи

Речь детей старше пяти лет насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов. Старшие дошкольники обычно умеют самостоятельно образовывать слова, подбирая нужный суффикс.

У детей старше пяти лет появляется критическое отношение к грамматическим ошибкам, а так же умение контролировать свою речь. Хотя речь шестилетнего ребенка становится все совершеннее, ошибки в ней по-прежнему встречаются. Дети не всегда могут правильно склонять слова по падежам и числам: «нет подругов», много перчатков», «около домах». Если слово несклоняемое, с ним тоже могут возникнуть трудности, например, «нет пальта», «в кине видели».

В старшем дошкольном возрасте дети все чаще употребляют в речи простые распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине) прочно входит в жизнь детей и помогает им обобщать признаки, и выделять из них существенные.

Дети свободно пользуются обобщающими словами, группируют предметы в категории по родовому признаку. Они легко описывают предметы, явления и особенности своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Могут полным и развернутым предложением ответить на вопросы взрослых, облекая свои мысли в четкую форму.

В старшем дошкольном возрасте дети могут без труда подбирать слова, близкие по смыслу и противоположные по значению. Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных и антонимов.

Связная речь

Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающие связанные, тематически объединённые между собой законченные отрезки.

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника. В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.

В старшем дошкольном возрасте дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы. Они  учатся составлять рассказ самостоятельно, способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы.  Дети уже легко пересказывают литературное произведение, могут сами сочинить сказку и рассказ, придумать для них начало и конец. При пересказе дети последовательны и логичны, не отклоняются от основной сюжетной линии.

Старшие дошкольники уже способны не только увидеть в картине главное и существенное, но и заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и т.п. Дети также могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ – инсценировку по набору игрушек.

В диалогической речи дети старше пяти лет пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания.

Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года жизни является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).

Описание — это характеристика предмета. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету. При описании важными являются лексические и синтаксические средства, направленные на определение объекта, его признаков. Поэтому используются эпитеты, метафоры, сравнения. Для описания характерна перечислительная интонация.

Для занятий с детьми старшего дошкольного возраста для описания игрушки подбирают такие, чтобы их описание требовало определения пространственного расположения ее частей, а также их материала и формы. Для составления описательных рассказов используются предметные картинки и сюжетные дидактические картины. Залогом успеха является осмысление детьми общего содержания картины. Кроме того, ребенку нужно воссоздать в памяти реальные качества изображенных предметов, а если картина сюжетная – установить связь между объектами, персонажами.

Повествование — это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях. Материал в нем излагается на основе тех смысловых связей, которые подсказаны жизненной ситуацией. Последовательность событий определяется их фактическим ходом. Поэтому структура повествования жесткая, т. е. она требует определенной последовательности, не допускает перестановки (начало события, его развитие и конец). Дети дошкольного возраста составляют рассказы на наглядной основе и без опоры на наглядность.

Рассуждение – ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в  логически последовательной форме. Речь – рассуждение не предполагает репродукции того, чему научили ребенка, а является результатом самостоятельной речевой и мыслительной деятельности.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных его формах.

Работа по развитию детской речи должны быть комплексной и решать задачи связанные со всеми сторонами речевого развития – фонетической, лексической, грамматической. Всестороннее влияние на речь ребѐнка является обязательным условием развития связной речи. Но стихийное развитие речи не  может поднять речь ребѐнка на высокий уровень, необходима помощь  взрослого, т.е. целенаправленное обучение и общение. Кроме того, взрослый  пробуждает у ребѐнка интерес к языку и побуждает его к творчеству.  

Развитие речи дошкольников очень важная задача, так как всѐ чаще во  время поступления детей в начальную школу, выявляются большие проблемы в  их речевом развитии. Дети не умеют грамотно выстраивать свои высказывания,  им сложно рассказать о чѐм-либо, описать какое-либо явление, отсутствует  умение рассуждать. Так же они имеют определѐнные трудности в работе с текстом.

 Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, развитие речи и речевого общения – одна из главных. Эта общая задача включает ряд специальных, частных задач:

 воспитание звуковой культуры речи;

 обогащение, закрепление и активизацию словаря;

 совершенствование грамматической правильности речи;

 обучение разговорной речи;

 развитие связной речи;

 воспитание интереса к художественному слову и подготовка к обучению    

   пересказыванию.

Важно помнить, что своевременное и правильное развитие навыков связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного закладывает основы успешного обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Интересное рядом»

В наше время развития технических средств дети даже в дошкольном возрасте могут быстро  освоить различную технику :фотоаппарат ,планшет ,компьютер .И родители радуются этому Дети научились нажима...

Консультация "Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет"

Развивая речь - мы вступаем на путь познанияРазвивая мысль – мы приближаемся к знаниюА. П. Кондарев...

Консультация для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Интересное рядом».

Дети очень любят играть, подражать в играх взрослым. Пользуйтесь этим. Не отрываясь от своих хлопот, вы с лёгкостью можете на ходу организовать огромное количество развивающих игр для своих детей....

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизиру...

Консультация для родителей "Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста"...