«Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром»
материал по развитию речи

Бацких Светлана Анатольевна

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Основная задача воспитателя в работе с детьми является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой, подготовка к правильной артикуляции звуков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2019.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: повысить собственный теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.

 Задачи:

-повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы;

-составить картотеку игр – экспериментов;

-подготовить и провести консультации, беседы с родителями;

-участвовать в конкурсах.

Задачи познавательно-речевой деятельности детей:

-формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;

-создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности;

- помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности;

-обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития:

• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, презентаций.

• Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты.

• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы.

Сроки (начало- окончание)

Содержание деятельности

Форма предоставления результатов

В течение года

Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседы, лепка, рисование, упражнения, игры, эксперименты и опыты.

Сентябрь

-Организовать консультацию для родителей.

-Оформить папку передвижку.

-Организовать выставку поделок.

-Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4-5лет».

-Оформить папку передвижку. Тема: «Что должен знать и уметь ребенок в возрасте (4-5 лет)».

-Организовать вместе с родителями выставку поделок из природного материала.

Октябрь

-Организовать дидактические игры.

-Организация дидактических игр:

1. Игра «Громко — тихо» Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

2. Игра «Лягушка и лягушата»

Развивать речевое внимание детей. Разделить детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква». Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают.

Ноябрь

-Оформить папку передвижку.

-Организовать дидактические игры.

-Оформить папку передвижку. Тема: «Игры для детей по расширению словарного запаса».

-Организация дидактических игр:

1. «Найди ошибку», «Доскажи слово», «Какой, какая, какое», «Закончи предложение», «Кто больше назовет действий». Цель: Учить отчетливо произносить многосложные слова, развивать слуховое внимание, память, учить подбирать глаголы обозначающие действия, учить классифицировать предметы по цвету, форме.

-Выступление на родительском собрании  по теме "Возрастные особенности детей 4-5  лет"

Декабрь

-Оформить папку передвижку.

-Организовать дидактические игры для активизации бытового словаря.

Оформить папку передвижку. Тема: «Новый год».

- Организация дидактических игр:

1. «Купание куклы» дети уточняют и закрепляют названия одежды, белья, предметов, необходимых для мытья (мыло, полотенце и т. д.).

2. «Накроем стол к чаю» Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды.

Январь

-Изготовить кормушки для птиц.

-Организовать дидактические игры.

-Беседа с родителями.

-Прослушивание аудиозаписей

Привлечение родителей к участию в акции «Открытие птичьих столовых».

-Организация дидактических игр:

- «Зимующие птицы» Предметные картинки с изображением зимующих птиц. Дать детям представление об общих признаках птиц (крылья, клюв, хвост, две лапы, умеют летать). Ввести в словарь детей существительные названия птиц (ворона, снегирь, синички, воробей); глаголы (ходит, прыгает, летает, машет, клюёт).

-Дидактические игры с кубиками и кирпичиками. Упражнять детей в различении цветов (красный, синий, желтый)

-Беседа с родителями

«Развитие связной речи детей в семье».

-Прослушивание аудиозаписи голоса птиц, звуки природы, звуки животных.

Февраль

-Оформить папку передвижку.

-Организовать дидактические игры.

-Опытно-исследовательская деятельность.

-Оформить папку передвижку. Тема: «Зимние игры и забавы».

-Организация дидактических игр:

- «Пчелы и медведь» закрепить изолированное произношение звука Ж. Воспитатель говорит:

Пчелки в улье сидят

И в окошко глядят.

Погулять все захотели.

Друг за другом полетели: ж-ж-ж-ж-ж.

- «Волшебный кубик» Учить чётко произносить звуки, звукоподражать животным.

Ребёнок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит  

«Вертись, крутись, на бочок ложись». Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней грани кубика (н-р, самолёт), и произнести соответствующий звук ( У-у-у).

Опытно-исследовательская деятельность:

- «Игры с вертушками» познакомить детей с понятием» ветер», учить замечать движение деревьев во время ветра, создавать ветер с помощью дыхания.

-«Таяние сосульки». Продолжать знакомить детей со свойствами воды, показать. Что в теплом помещении вода превращается в воду. Обратить внимание на то, что после таяния сосульки в образовавшейся воде есть песчинки и грязь, подвести к пониманию того, что в рот брать снег и лед (сосульки) нельзя.

Март

-Создание в группе огорода на подоконнике.

-Опытно-исследовательская деятельность.

-Консультация для родителей.

Совместное создание в группе огорода на подоконнике.

-Опыт «Шарики в стакане». Дети погружают в воду разные по размеру шарики и наблюдают уровень поднятия воды. Шарики меньшего размера поднимают уровень воды ниже, а шарики большего размера – выше.

- Консультация для родителей «Учим ребенка общаться»

-Организация дидактических игр:

-«Животные и их детёныши» Закрепить в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

Апрель

- Экскурсии совместно с детьми.

-Оформить папку передвижку.

-Консультация для родителей

-Оформить папку передвижку. Тема: «Весна»

- Экскурсии совместно с детьми «Экскурсия к цветущим деревьям».

-Консультация для родителей на тему «Как учить стихи»

-Организация дидактических игр:

- «Пришла весна-красна». Уточнять знания детей о последовательности весенних изменений в живой и неживой природе. Продолжать учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе.

Май

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности за  2019-2020  учебный год.

Отчет о проделанной работе за учебный год.

 

Литература:

Андреасова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению.//Дошкольное воспитание 2007, №3

Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991

Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.

Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

Лопухина И.В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. - М.: Аквариум, 1995

Швецова И. формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи.//Дошкольное воспитание 2007, №5

 

 

 

 

 

 

  Практическая часть

 

Месяц

Методическая работа по теме самообразования

Работа с детьми

Работа с родителями

Изготовление пособий, игр, картотек и др.

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий

Составление плана по самообразованию

Проведение диагностического обследования

Консультация       « Формирование речи детей в игровой деятельности » . Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии   речи у детей .

Оформление папки передвижки   «Речевые игры»   .

"Речевые игры по дороге в детский сад"

Октябрь

 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей на тему «Влияние развития мелкой моторики пальцев рук на развитие  речи детей » 

 

Разработать памятку для воспитателя “ Пальчики играют речь нам развивают”

 

Заучивание пальчиковых игр:  “Игрушки” “Деревья” “Мячик” Дидактических игр

по речевому развитию “Из какой сказки?” ”Скажи ласково” “Кто это?” “Скажи наоборот”

Памятка для родителей: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»-

Разъяснить родителям эффективность пальчиковой гимнастики в развитее связной речи ребёнка

Оформление картотеки пальчиковых игр.

 «Дружные пальчики»,«Наша группа»,  «Семья» и др.

Подбор и разработка дидактических игр. по речевому развитию ”Слоговые часики”,”Волшебные сундучки.”

Ноябрь

 

 

 

 

Консультация для воспитателей на тему «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство развитие речи детей дошкольного возраста»

Использование комплекса артикуляционной гимнастики в игровой форме “Зима” “Язычок в зоопарке”

 

  Консультация для родителей   «Артикуляционные упражнения в домашних условиях»

Составление комплекса артикуляционнойгимнастики «Весѐлый язычок»

Декабрь

 

 

Консультация для воспитателей по теме: 
  
«Развитие речи дошкольников с помощью дидактических игр»

Разучивание чистоговорок,скороговорок -.

Развивать артикуляционный аппарат ребенка, речевое дыхание, учить произносить звуко подражательные слова с различной интонацией.

 

Дидактические игры на

формирование грамматического строя речи , развитие связной речи

“ Что изменилось?” “Подбери прилагательное” “Два брата ИК и ИЩ”

Консультация:«Развитие связной речи детей через игру в дома шних условиях».

Разработка  картотеки чистоговорок,скороговорок

Оформление папок передвижек на тему: “ Дидактические игры для развития речи »

Январь

 

 

 

 

 

 

Разработать рекомендации для воспитателей по созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей в ДОУ


 

Работа с загадками .Составление загадок Учитьдетей состовлятьне большие загадки  и отгадывать загадки.Развивать речь детей.

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» (папка передвижка). -Показать роль загадки наформирование выразительности речи.

подбор и разроботка копилки с загадками

Февраль

 

 

 

 

 

 

Разработка конспекта НОД с

использованием дидактических  игр . Тема: «Зимушка-зима»

Пересказ сказок по сюжетным картинкам «Красная шапочка» «Теремок»

рекомендаций родителям как можно легло выучить стихотворение по опорным картинка в домашних условиях.

Подготовка сюжетных картинок

“Красная шапочка”

“Теремок”

Март

 

 

 

 

Разработка Конспекта НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ«Дидактические игры со словами»

С/Р игра «Школа»-расширять знаниядетей о школе. Помогать детям в овладени и выразительными средствами реализации роли (интонация,мимика, жесты).Самостоятельно создаватьдля задуманного игровуюобстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помогать детям

Консультация на тему:«Значениесюжетно ролевой игры в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

Подбор и разработка дидактической игры  , способствующая речевому развитию

“Теремок”

 

 

Апрель

 

 

 

 

 

Разработать и разместить на странице личного сайта консультацию для воспитателей на тему «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

»

Дидактические игры,  направленные на обогащение словаря.  “Подбери словечко” “Скажи наоборот” “Третий лишний” (”Четвертый лишний”)

  Консультация для  родителей «Что и какчитать детям»

Пополнение картотеки дидактических игр. “Подбери словечко” “Скажи наоборот” “Третий лишний” (”Четвертый лишний”)

Май

 

 

 

Отчёт о результатах работы по самообразованию на педчасе

Дидактическая игра” “ Составь два рассказа “  -Учить различать сюжеты разных  рассказов.

Проведение диагностики по речевому развитию воспитанников

 Родительское собрание

«Что изменилось в речевом развитии у ребенка?».

изготовление дидоктической игры

“Посмотри и расскажи историю”

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром"

Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности;систематизация  работы по реализации системы мероприятий направленных на развитие детей через ...

«Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром»

План по самообразованию «Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром»...

Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром

повышение своего теоретического , практического уровня, профессиональной компетентности, систематизировать работу на повышения уровня развития речи детей  через ознакомление с окружающим миром...

Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая...

План по самообразованию Тема: «Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром»

Цель: Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности; систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на развитие детей че...

План по самообразованию педагога в первой младшей группе «Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром»

План по самообразованию педагога в первой младшей группе «Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром»          ...

Проект «Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром»

Повышение своего теоретического , практического уровня, профессиональной компетентности, систематизировать работу на повышения уровня развития речи детей  через ознакомление с окружающим миром...