Презентация к семинару по подготовке к обучению грамоте в системе работы ДОО
презентация к уроку по обучению грамоте (средняя, старшая, подготовительная группа)

Терехова Алена Андреевна

Презентация к семинару для воспитателей на тему "Подготовка к обучению грамоте в системе работы ДОО по развитию речи"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Подготовка к обучению грамоте в системе работы ДОУ по развитию речи» учитель – логопед: Терехова А.А.

Слайд 2

Грамота - базовые правила чтения и написания текстов на каком-либо языке. Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать.

Слайд 3

Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:  знакомить детей с понятиями «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;  знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова, сопоставлять слова по звуковому составу;  знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для их обозначения;  научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;  научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные);  научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;  научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

Слайд 4

Основные понятия, необходимые для работы по подготовке к обучению грамоте: «слово» «слог» «предложение» «гласный звук» «согласный звук» «твердый звук» «мягкий звук» «буква»

Слайд 9

Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематических процессов: Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак-лак-мак. В норме фонематический слух у ребенка должен быть развит до 4 лет. На основе фонематического слуха мы формируем фонематическое восприятие. Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по различению фонем, установлению звуковой структуры слова. Фонематическое восприятие, включает в себя 3 операции: • умение определять линейную последовательность звуков в слове; • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; • осознание или подсчет количества звуков в слове.

Слайд 10

Позже Д. Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонематический анализ , мы его называем звуковой анализ. На занятиях по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть навыками звукового анализа. Последовательность предъявления слов для звукового анализа: *слова из двух гласных (ау, уа ); *слова из двух звуков (ум, ах, ус); *слова из трех звуков (дым, мир); *слова из двух открытых слогов (ваза, мама); *слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист); *слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром); *слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка); *слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).

Слайд 11

Слова для звукового анализа даются только те, написание которых не расходится с их произношением. Подумайте и выберите слова, подходящие для звукового анализа: мак, мыло, мухи, облако, сумка, лиса, лопата, малина, сад

Слайд 12

мак , мухи , сумка , лиса , малина , м а к м у х и с у мк а л и с а м а л и н а мыло, облако, лопата, сад м ы л а о бл а к а л а п а т а с а т

Слайд 13

Проводить звуковой анализ слова следует в определенной последовательности: 1. Произнеси слово и послушай его. 2. Произнеси слово по слогам 3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй. 4. Обозначь выделенный звук фишкой. 5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его. 6. Третий звук и т.д. 7. Прочитай по фишкам слово целиком. 8. Ответь на вопросы: - сколько всего звуков в слове? - сколько гласных? - сколько слогов? - сколько согласных?

Слайд 14

Примерная структура НОД по подготовке к обучению грамоте 1. Организационный момент. Цель организационного момента: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию новых звуков, а также осуществлять коррекцию психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. 2. Повторение пройденного материала. Цель: актуализировать знания детей. 3. Сообщение новой темы. Цель: направить внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков. 4. Характеристика звуков по акустическим признакам. Цель: упражнять детей анализировать звуки по акустическим признакам. На данном этапе реализуются следующие задачи: • - уточняются акустические признаки звуков: гласный – согласный, согласный мягкий – твердый, звонкий - глухой; • - звуки обозначаются цветными символами. 5. Закрепление нового материала. Цель: развивать фонематические процессы, совершенствовать навык звукового анализа. 6. Физминутка . Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия. 7. Знакомство с буквой. Цель: определить связь звука с его графическим образом. 8. Формирование навыков чтения и печатания. Цель: совершенствовать навык слогового чтения и печатания знакомых букв. 9. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра – презентация «Где мой дружок» (Подготовке к обучению грамоте)

Игра – презентация «Где мой дружок» (Подготовке к обучению грамоте)Игра рекомендуется для детей 5 лет.Цель:  продолжать учить детей интонировать и выделять в словах первый звук и находить...

Дидактические игры по развитию речи и подготовке к обучению грамоте( из опыта работы)

Важное место в работе  с детьми в подготовительной к школе группе принадлежит развитию речи, что нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о язык...

Презентация к занятию по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Е.О.Астафьева, рабочая тетрадь №1, стр.9-10 («Аа»)

Презентация к занятию по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Е.О.Астафьева, рабочая тетрадь №1, стр.9-10 («Аа»)...

Презентация к занятию по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Е.О.Астафьева, рабочая тетрадь №1, стр.24-25 («Кк»)

Презентация к занятию по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Е.О.Астафьева, рабочая тетрадь №1, стр.24-25 («Кк»)...

Семинар - практикум " Подготовка к обучению грамоте"

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте. Давайте определим сначала, а что мы вкл...

Семинар-практикум "Подготовка к обучению грамоте в детском саду"

Семинар-практикум "Подготовка к обучению грамоте в детском саду"...

Подготовка к обучению грамоте в системе работы ДОО по развитию речи

Семинар для воспитателей ДОО на тему Подготовка к обучению грамоте в системе работы ДОО по развитию речи...