Картотека речевых игр для детей дошкольного возраста
картотека по развитию речи

Кутузова Светлана Васильевна

Картотека речевых игр для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_rechevyh_igr_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека речевых игр для детей дошкольного возраста

Подготовила воспитатель: Кутузова С.В.

Речевая игра  «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ»

Цель:  Учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры:  Воспитатель предлагает детям найти себе пару. Для этого один из детей говорит слово, а другой отзывается похожим словом, например: петрушка – пеструшка. Дети, составившие пару, отходят в сторону и придумывают слова, близкие по звучанию (машина – шина, носок – песок), но отвечать должен тот ребёнок, который подбирал рифму.

Речевая игра  «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Цель:  Учить детей понимать смысл предложения.

Ход игры:  Воспитатель читает предложения. В них допущены ошибки, которые ребята должны исправить.

Коза принесла корм девочке.

Мяч играет с Сашей.

Дорога едет по машине.

Гена разбил стеклом мяч. И т.д.

Речевая игра  « КАКАЯ, КАКОЙ, КАКОЕ?»

Цель: Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.

Ход игры:  Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди подбирают как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Заяц–шустрый,белый,пушистый и т.д.

Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая и т.д.

Речевая игра «ДОСКАЖИ СЛОВО »

Цель: учить отчетливо произносить многосложные слова громко,  развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра — начинается иг ….

Ры-ры-ры — у мальчика ша…

Ро-ро-ро — у нас новое вед…

Ру-ру-ру — продолжаем мы иг..

Ре-ре-ре — стоит дом на го…

Ри-ри-ри — на ветках снеги…

Ар-ар-ар — кипит наш само….

Ры-ры-ры — детей много у го…

Речевая игра «УГАДАЙ СЛОВО»

Цель: развивать словарь существительных и глаголов.

Ход игры: Воспитатель  предлагает детям по набору слов догадаться, о ком идет речь. Примерный набор слов:

Мяукает, прыгает, крадется. Кто это?

Прыгает, летает, клюет, чирикает. Кто это?

Воет, дует, гудит. Кто это?

Лает, кусается, грызет. Кто это?

Мычит, жует, пасется. Кто это?

Прыгает, плавает, квакает. Кто это? И т. д.

Речевая игра  «ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Цель: Развивать речевую активность детей, быстроту мышления.

Ход игры:  Воспитатель говорит начало предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение. Например, педагог: «Мама купила…»»…книги, тетради, конфеты…», продолжают дети.

Речевая игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Цель: формирование правильной грамматической структуры речи.

Ход игры: воспитатель произносит  фразу, которую нужно превратить в уменьшительно-ласкательную: цветок алый, а цветочек… аленький. Аналогично:

лимон желтый – лимончик желтенький;

кот пушистый – котик пушистенький;

стул низкий – стульчик низенький;

молоко теплое – молочко тепленькое;

морковь сладкая – морковка сладенькая .И т.д.

Речевая игра «ИЩИ»

Цель: Упражнять детей в употреблении прилагательных, согласованных

с существительными.

Ход игры: Дети должны в течение 10 – 15 секунд увидеть вокруг себя

как можно больше предметов одного цвета (или одинаковой формы, или из

одного материала). По сигналу воспитателя один ребёнок начинает

перечислять предметы, другие дети дополняют. Выигрывает тот, кто

правильно назовёт большее количество предметов.

Речевая игра «КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖИТ».

Цель: Закреплять употребление в речи обобщающих слов.

Ход игры: Воспитатель называет обобщающие слова, а дети – видовое

понятие, например, «Насекомое – это...». Дети: «Муха, комар,».

Речевая игра «НАОБОРОТ».

Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель называет слово, дети подбирают к нему слово с противоположным значением ,например: далёкий – близкий, высокий – низкий, холодный-горячий.

Речевая игра  «ЭХО»

Цель: Упражнять в образовании сложных слов.
Ход игры: воспитатель  назовите словосочетание дети должны назвать одним словом. Например:

Листья падают- листопад
снег падает-снегопад;
вода падает-водопад;
звезды падают-звездопад;
сам ходит-самоход;
мед носит-медонос И т.д.

Речевая игра «КТО ЭТИМ ЗАНИМАЕТСЯ»

Цель: Упражнять в обозначении лиц по их занятиям.
Ход игры: воспитатель задает детям вопрос -кто учит?, дети отвечают учитель.

летает-...;
трубит-...;
пишет-...;
воспитывает-...;
читает-...;
переводит-...;
работает на почте-...;
играет на скрипке-...; И т.д.

Речевая игра «КТО ЭТО ДЕЛАЕТ»

Цель: закреплять название профессий.
Ход игры: воспитатель задает вопрос :что делает часовщик ?дети отвечают : чинит часы.
бетонщик-...;
пильщик-...;
каменщик-...;
сварщик-...;
стекольщик-...;
пасечник-...;
точильщик-...;
водопроводчик-...;
регулировщик-... И т.д.…


Дидактическая игра «ОТВЕЧАЙ НА ВОПРОС-С ЧЕМ»

Цель: Развивать речевую активность детей, быстроту мышления.

Ход игры: воспитатель дает детям  образец: С чем ведро, если в нем  молоко - …ведро с молоком, вода - …ведро с водой

1. С чем ведро, если в нем – мусор, снег, кипяток, бумага, опилки, песок, краска.

2. С чем кастрюля, если в ней -  суп, рассольник, бульон, картошка, лапша, каша, вермишель, борщ.

3. С чем банка, если в ней -  капуста, клюква, повидло, варенье, сметана, мука, сахар.

4. С чем чашка, если в ней – чай, кефир, компот, сок, лимонад, кисель, квас, ряженка, молоко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше п...

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше п...

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во врем...

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Одним из первых этапов работы специалистов с ребёнком, у которого обнаружено расстройство речи, является развитие речевых навыков через дыхательные игры и упражнения.Зачем это необходимо? Именно от пр...

Картотека "Речевые игры для детей дошкольного возраста"

Речевые игры направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие грамматического строя речи, и т. д...

Картотека речевых игр для детей дошкольного возраста.

Речевое развитие ребёнка - это одна из основных задач познавательно-речевого развития дошкольников. Развивать речь можно и в игре. Речевые игры - это разновидность игр с правилами. Их можно применять ...

Методическая разработка "Картотека речевых игр"для детей дошкольного возраста.

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку "Картотека речевых игр". Она представлена в виде презентации, что очень удобно: можно распечатать и пользоваться готовыми карточками. Описан...