Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в сказочную страну"в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Иванова Татьяна Юрьевна

Цель:Обобщать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх.

Задачи: совершенствовать навыки коммуникативного развития;упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов;упражнять в подборе слов с противоположным значением;совершенствовать фонематический слух; формировать умение детей делить слова на слоги; совершенствовать умение согласовывать  прилагательные из существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_razvitiyu_rechi_v_podg.gr_.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №179

   

   Конспект  образовательной деятельности

по образовательной области:

«Речевое развитие»

    на тему: «Путешествие в сказочную страну»

в подготовительной группе

                                                       

                                                           

                                                      Выполнила: воспитатель

Иванова Т.Ю.

                                                             

Чебоксары 2023

Цель: обогащать  и активизировать словарный  запас посредством участия

            в словесно-речевых играх

Образовательные задачи:

- совершенствовать навыки коммуникативного общения,  словоизменения,   словообразования;

- упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательных суффиксов;

- упражнять в подборе слов с противоположным значением;

-совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком, определять место звука в слове (начало, середина, конец);

-совершенствовать умение согласовывать прилагательные из существительных;

-формировать умение детей делить слова на слоги.

Развивающие задачи:

- развивать диалогическую связную речь;

- расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх;

- развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах;

- развивать мелкую моторику детей, передавая образ солнца пластическим способом, используя прием  разглаживания пластилина по контуру.

Воспитательные:

- воспитывать в детях добрые чувства, взаимопомощь и сопереживание в     сложившейся ситуации;

- воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Интеграция образовательных  областей:

- речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественное творчество- лепка, физическое развитие.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, просмотр мультипликационных фильмов, отгадывание загадок, выполнение физкультурных разминок.

Материалы и оборудование: сундук, зайка, «Лучи солнышка» с заданиями, мелодия «волшебной музыки», магнитная доска с картинками, пластилин, колокольчик, изображение мрачного города, изображение доброй, светлой страны.

Ход образовательной деятельности:

  1.   Организационный  момент

Здравствуйте, дети! Сегодня в нашем зале светло и весело! А весело от ваших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и уютно.

Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг,
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель:  Я предлагаю вам закрыть глаза и представить себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. (Включается сказочная музыка)

Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

II Основная часть

Воспитатель:  Откройте глаза. Вот мы и прибыли в сказочную страну. (на экране мрачный город ) Посмотрите, здесь какой-то сундук. А что же в нем? Посмотрим? Это  зайка.

Воспитатель: -  Ребята , наш герой  просит нас о помощи. Оказывается, злой волшебник заколдовал его страну. И теперь там не знают, что такое радость  и смех.

Воспитатель:   Дети, поможем Зайке расколдовать  сказочную страну?

 (ответ детей)

Сначала нам надо отгадать загадку:

Среди поля голубого,

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тот ходит,

Землю-матушку обходит.

Светит весело в оконце.

Догадались…… это (солнце)

 (на доске висит солнышко без лучиков)

-А какое солнышко, посмотрите? (круглое, желтое, горячее, большое, теплое,лучистое.веселое…)

-На что похоже солнышко? (на блин, на тарелочку, на апельсин)

-Ребята, а какое у него настроение? (грустное)

-Как вы думаете, почему оно грустное? (заколдованное, у него нет лучиков) 

-Да, злые волшебники заколдовали наше солнышко и  лучики.

А как мы можем ему помочь? (дети предлагают свои варианты)

- Посмотрите, а вот и лучики от нашего солнышка.

 Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

1 задание     «Назови ласково»

Дети становятся в круг. Воспитатель, передавая ребенку мяч, называет слова, а он должен назвать ласково

 - бык – бычок;

-  жук – жучок;

- снег- снежок;

-  бегемот – бегемотик;

-  ветер-ветерок;

 - кабан – кабанчик;

-  санки - саночки ;

-   лиса  -  лисичка

-  зима – зимушка

- мороз – морозец и т.д.

Прикрепляем первый лучик к солнышку.

2 задание  Игра  «Скажи наоборот»

- Я вам предлагаю в конце каждой фразы добавить слово, противоположное

 по значению:

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь … («близко»)

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь … («низко»)

Скажу я слово «уронил» — … («поднял»)

Скажу я слово «потерял» — …(«нашёл»)

Что скажешь ты на слово «ложь» — … («правда»)

И вдруг скажу я слово «друг» — …(«враг»)

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты … («храбрец»)

Теперь «начало» я скажу,

Ответьте все … («конец»).

- Прикрепляем лучик.

3 задание  «Назови признаки»

В сказочной стране живут замечательные слова, которые могут называть разные признаки предметов.(передаем колокольчик)

- матрешка из дерева, значит она деревянная;

- дом из кирпича – кирпичный;

- ваза из стекла – стеклянная;

- ложка из железа – железная;

- самолётик из бумаги – бумажный;

- сумка из кожи – кожаная.

-Прикрепляем лучик

4 задание   А сейчас,  мы поиграем с вами, в игру «Где спрятался звук». На какой звук вы отгадаете в загадке.

Белый дед, белее нет.

Старый, горбатый, лежит возле хаты.

Лежит всю зиму – никто не поднимет.

Весна придет – он сам уйдет.(Сугроб)

Правильно, это сугроб.. А на какой звук начинается это слово?(С)А в каких еще словах вы встретили этот звук?(Старый, всю, весна ,сам).В слове « старый» где находится звук с?( в начале слова).А в слове «всю?»?(в середине).В слове «весна»?(в середине слова).В слове «Сам»?( в начале слова).Ребята, , с чем мы сейчас  поработали? (со звуками)

5  Задание  «Сколько слогов в слове?» (модель)

- Ребята, что вы видите на доске? (ответы детей)

(Воспитатель показывает детям картинки с животными корова, лиса, волк, белка, воробей)

Все дети называют предмет хором при этом хлопками разделяют слово на слоги). Ребенок отвечает – сколько слогов в слове.

Физкультминутка. В сказочной стране  любят играть, как и мы с вами. Выходите, ребята, поиграем.

Руки тянем в потолок, (потягивание, руки вверх)

Будто к солнышку цветок.

Мы попрыгаем немножко,  (прыжки на месте)

И пройдемся по дорожке  (ходьба на месте)

За столы садимся дружно-

Заниматься очень нужно!

Воспитатель: Дети, чтобы мы и жители страны всегда улыбались и нам светило яркое солнце, я предлагаю вам в технике «пластилинография» создать свое солнышко и наполнить радостью, светом и теплом весь зал. Прежде чем начать работать разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»:

Солнышко, солнышко,                   Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя  

                                                             ходьбу.

Погуляй у речки,

Солнышко, солнышко,                   Быстро сжимают и разжимают кулаки.

Разбросай колечки.

Мы колечки соберем,                     Выполняют хватательные движения щепотью.

Золоченые возьмем.

Покатаем, поваляем                        Круговыми движениями трут ладонь о ладонь.

И назад тебя вернем.                       Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы.

- Дети выполняют задание.

Молодцы ребята!

Герой -Жители страны говорят вам огромное спасибо! Вы помогли им, выполнили все задания, расколдовали  все лучики. (воспитатель переворачивает макет солнышка). Какое теперь солнышко? (ответы детей: яркое, лучистое, горячее, веселое, дарит нам свет и тепло)

(на экране веселый,светлый город )

А сейчас мы отправляемся в обратный путь. Закрывайте глаза  (включается музыка). Представьте, что мы летим на воздушном шаре, снова пролетаем над лесами, полями, слышим журчание реки. Вот мы и вернулись в детский сад!

III Заключительная часть:

Итог:

- Что вам больше всего понравилось?

- Что было особенно трудно?

- Какое из заданий вам показалось самым интересным? Почему?

- Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными.

А сейчас мы встали в круг,
За руки все взялись вдруг,
Будем рядышком стоять.
Ручками махать.
Все вы  занимались,
И немножко баловались,
А теперь детвора,
Отдыхать и вам пора!

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи: « Любимый город Омск» в подготовительной группе МДОУ « Детский сад № 194 компенсирующего вида»

Коррекционно-образовательные цели:Расширять и обогащать знания детей о родном городе и его  достопримечательностях.Формировать нравственно-эстетические чувства детей. Расширение и активизац...

Конспект занятия по развитию речи «Зимняя путаница» для детей подготовительной группы.

Цели: уточнить знания детей о жизни обитателей зимнего леса; учиться устанавливать причинно-следственные связи; развивать разговорную речь воспитанников; развивать познавательную активность....

Конспекты занятий по развитию ЭМП для детей с ЗПР подготовительной группы

У детей с ЗПР отмечается недостаточная готовность к решению мыслительных задач. Часто они недостаточно осмысливают ее условие и, не наметив плана, стремятся к ее решению. Срав...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе ФФНР. Тема: Пересказ рассказа "Стрекоза Соня" Учителя-логопеда Беловой Т.Ю.

В данном конспекте используется мнемотаблица, позволяющая дошкольникам с речевой патологией  удерживать в памяти последовательность изложения материала....

«На поиски друга» НОД Конспект занятия по развитию речи и творческого воображения детей. Подготовительная группа.

«На поиски друга» НОД Конспект занятия по развитию речи и творческого воображения детей. Подготовительная группа.Цель: Продолжать формировать умение нестандартно мыслить; решать противоречия; развиват...

Презентация к занятию по развитию речи ""Животные жарких стран"" в подготовительной группе

Научить детей сравнивать, обобщать, понимать зависимость строения тела животного, его внешнего вида от среды обитания, способа добывания пищи.Активизация и актуализация словаря по теме «Животные...

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в страну грамматики» (подготовительная группа)

В игровой форме детям предложен материал по обучению грамоте....