Методическое пособие "Моя Педнаходка УМНЫЙ КУБ"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Жмака Виктория Владимировна

Методическое пособие "Умный куб" - как метод познавательной активности у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_pednahodka_umnyy_kub.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Педнаходка -  «УМНЫЙ КУБ»,

как метод развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Разработала: воспитатель Жмака Виктория Владимировна.

Ценность данного пособия заключается в том, что он является:

- увлекающим, развивающим интерес в любом виде деятельности детей.

-умение детей отвечать на вопросы,

-правильно выстраивать свои мысли,

-умение предлагать, спрашивать.

Методическое пособие «Умный куб» позволяет одновременно решать задачи по развитию:

-словесно-логического мышления;

-умению обобщать, классифицировать и сравнивать, предметы;

-устанавливать причинно-следственные, логические связи.

-способствует развитию памяти, внимания, творческого воображения; монологической и диалогической речи;

-планирование деятельности.

        Вариативность заданий позволяет в ходе игры постепенно усложнять условия, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями ребенка. “Умный куб» можно использовать при обобщении полученных знаний, а так же для выявления трудностей в усвоении программного материала.

Данное пособие может быть рекомендована к использованию учителями-логопедами, воспитателями групп компенсирующей и комбинированной направленности для работы с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста, как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме работы.

Методика использования «Умный куб».

1. Понадобится куб с кармашками:

2. Катрочки:

-Назови.

-Почему.

-Объясни.

-Предложи.

-Придумай.

-Поделись.

3. Формулируется тема НОД. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

 "Умный куб" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Ребенок бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос. Я его исполльзую как педагог-дети, особенно эффективно при закрнплении полученых знаний в направлении ВХЛ, развития речи.

1.Назови:

 Предполагает воспроизведение знаний. Детям предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.:

- назовите  сказку …...

- главных героев сказки …..

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

2.Почему: 

Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.:  

- Почему герой так поступил?

- Для чего это ему надо?

3.Объясни: 

Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

- Объясни, что удалось герою сказки…...

- Объясни, почему он так поступил…...

4.Предложи: 

Дети предлагают свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.:

-Предложи, как бы ты поступил на месте героя сказки?

-А ка вы считаете, как можно помочь герою…...

5.Придумай:

Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.:

-Придумай, свою версию концовки сказки…...

6.Поделись:

        Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

        Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой.:

- Как плохо, что (когда)……………………,

-Мне очень понравилось сказка, потому что …………….

Варианты использования "Умный куб" на ОС

"Умный куб" универсален. Возможны два варианта:

-Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.

-Вопросы формулируют сами воспитаники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.

Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.

Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

«Умный куб» можно использовать на всех этапах ОС любого типав любых видах взаимодействия с детьми. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

        Варианты вопросов:

Например, вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:

-Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.

-Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.

-Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление? С чем можно сравнить?

-Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и прочие.

-Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.

-Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".

ПРИМЕРЫ:

Применение «Умный куб» по теме «Осадки, дождь»:

Опиши:-Мелкий, жидкий, мокрый, тёплый, ледяной.

Сравни:-В отличие от снега, дождь идёт весной, осенью, летом, а зимойочень редко.

Предложи ассоциацию: -Грусть.

Сделай анализ:-Дождь — это вода, которая накапливается в небе.

Примени: -Можно собирать её для полива комнатных растений.

Почему: -Увлажняет почву, питает растения, но можно намочить ноги и заболеть.

Мастер-класс

        Я прелогаю разделиться на 2 группы. 1 группа будет придумывать вопросы для Умного куба по заданной теме. А 2 группа будет отвечать на вопросы. Каждой группе придется выбрать предмет. ( развитие речи, ознакомление с окружающим миром) А сейчас выберем тему НОД. Вам предлагается за 5-10 минут составить 6 вопросов по образцу («Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи » , « Поделись», «Придумай»)

 НОД на тему «Квадрат»:

Объясни: что такое квадрат?(это геометрическая фигура состоящий из сторон и углов)

Почему: квадрат не катиться?

Назови: элементы квадрата (4 стороны, 4 угла)

Предложи: как из квадрата получить ромб? (перевернуть)

Придумай: что может быть квадратным.

Поделись: своими наблюдениями, где в жизни ты встречал квадратные предметы.

Применение «Умный Куб» на НОД по грамоте

-Назови: какие бывают звуки?

-Сравни: гласные и согласные звуки;

-Объясни : для чего нам нужны красные, синие и зеленные фишки?

-Предложи: сыграть в игру «Лилипуты и великан»

-Почему: дни согласные твердые , другие мягкие?

-Придумай: слова которые бы начинались с согласного звука.

        Для развития у ребёнка инициативы и самостоятельности, можно предложить детям придумать игры, используя выпавшие картинки. Например: разместить в кармашки картинки домашних и диких животных. Дети называют сказки, где встречаются эти герои и придумывают подвижную игру по мотивам этой сказки.

Данное пособие можно использовать для проведения викторин (н-р, «Угадай подвижную игру», «Какой вид спорта», «Отгадай загадку» и т.д.)

        Использование приема "Умный куб" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения дошкольников.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педнаходка

Открытое занятие воспитателя...

педнаходка

Создание условий для профессионального роста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого воспитателя посредством применения активных метод...

педнаходка

Создание условий для профессионального роста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого воспитателя посредством применения активных метод...

педнаходка

Создание условий для профессионального роста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого воспитателя посредством применения активных метод...

Моя педнаходка

Арт - терапия для педагогов «Необычное в обычном»(рисование пеной для бритья)...

Педнаходка "Умный куб"

Данное пособие может быть рекомендована к использованию учителями-логопедами, воспитателями групп компенсирующей и комбинированной направленности для работы с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраст...

Методическая разработка кинезиоупражнений "Умные классики"

Для правильной работы мозга оба полушария должны быть развиты равномерно. Важно понимать, чем лучше развито взаимодействие между полушариями мозга, тем проще ребенок будет обучаться.Исследования выяви...