Конспект открытого ООД по развитию речи на тему: составление описательного рассказа по картине «Не боимся мы мороза»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Дремина Дарья Николаевна

Цель: развитие связной речи детей, через составление описательного рассказа по картине.

Задачи:

Образовательные:

  • учить рассказывать по картине, не повторяя  рассказов друг друга, используя для описания зимы образные слова и выражения.
  • учить отражать содержание картины по плану, предложенному воспитателем;
  • закрепить умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы;
  • учить детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
  • закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово.

Развивающие:

  • развивать связную речь, память, внимание, воображение.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру речевого общения, доброжелательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_po_kartine_ne_boimsya_my_moroza.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район  Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Речевое развитие»

Раздел «Развитие речи»

Тема: Составление описательного рассказа по картине

«Не боимся мы мороза»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Выполнил: воспитатель

Дремина Дарья Николаевна

стаж в данной должности: 2 года 5 месяцев

имеющаяся категория: нет

г. Туймазы, 2023 г.

Цель: развитие связной речи детей, через составление описательного рассказа по картине.

Задачи:

Образовательные:

  • учить рассказывать по картине, не повторяя  рассказов друг друга, используя для описания зимы образные слова и выражения.
  • учить отражать содержание картины по плану, предложенному воспитателем;
  • закрепить умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы;
  • учить детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
  • закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово.

Развивающие:

  • развивать связную речь, память, внимание, воображение.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру речевого общения, доброжелательность.

Интегрированные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Активизация словаря: снежная, морозная, суровая, вьюжная, белая, холодная, веселая, злая, ледяная.

Предварительная работа: беседа о временах года; рассматривание иллюстраций.: «Зима», «Зимние забавы», «Зимушка-зима», «Кружевная красота»; разгадывание загадок, чтение стихотворений, рассказов о зиме.

Средства реализации.

Демонстрационный материал: картина «Не боимся мы мороза», схема, грустные и веселые смайлики на магните, конверт с письмом.

Раздаточный материал:

Методические приемы: беседа, обсуждение,  рассказ, вопросы, объяснение, рассматривание, игровая мотивация.

Ход занятия.

Организационный момент.

Встанем рядышком, друг к другу,

Скажем «Здравствуйте!» гостям.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»,

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется.

Доброе утро!

Воспитатель: дети, а перед тем как мы начнем наше занятие давайте разомнем наш язычок. Слушайте внимательно и повторяйте за мной. (Проговаривание чистоговорки вслед за воспитателем):

Ма-ма-ма – вот пришла зима.

Ра-ра-ра очень рада детвора.

Ре-ре-ре – в снежки играем во дворе.

Ах-ах-ах – летим с горы на санках.

Воспитатель: дети, к нам в детский сад пришло письмо.

(Воспитатель показывает письмо, на котором нарисованы пирамиды и написано: «Кому: детям 3 группы»).

Воспитатель: что же написано в письме? Интересно вам? 

Дети: да.

Воспитатель: хорошо, тогда садимся на места, спина у нас  прямая, ноги ровно стоят на полу (дети садятся за столы).

 (Воспитатель читает письмо)

Воспитатель: «Здравствуйте, дети!  Пишут вам Ези и Зола. Мы живем в Египте, город Каир, у нас очень тепло. Знаем, что сейчас в России зима. Но мы, к сожалению, никогда не видели русской зимы, так как у нас ее не бывает. Расскажите, пожалуйста, нам о вашей зиме, о детских зимних забавах. А мы расскажем своим подружкам».

Воспитатель: поможем девочкам? Расскажем о нашей зиме?

Дети: да.

Игра «Какая зима»

Воспитатель: давайте мы с вами вспомним какая бывает зима.

Дети: морозная, снежная, суровая, холодная, веселая, вьюжная, белая.

Воспитатель: а что у нас бывает зимой? Я буду говорить начало предложения,  а вам нужно его закончить.

Игра «Закончи предложение»

Зимой люди ходят в…(шапках, шубах…). 

Зима приносит…(снегопады, морозы…). 

Вода замерзла на…(реках, озерах…). 

Я люблю кататься зимой на…(санках, лыжах…).

Дети катаются на…(лыжа, коньках…).

Дети лепят …(снеговика…).

Дети играют в …(снежки…).

Воспитатель: молодцы дети, а в составлении рассказов нам поможет картина, давайте ее рассмотрим.

(Воспитатель прикрепляет на доске картину «Не боимся мы мороза». Задает вопросы по картине).

Воспитатель: дети, посмотрите внимательно, что изображено на картине?

Дети: на картине изображены дети, которые играют на улице.

Воспитатель: какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

Дети: на картине изображена зима, потому что дети очень тепло одеты и повсюду лежит снег.

Воспитатель: какая погода на улице?

Дети: теплая, морозная.

Воспитатель: кто изображен на картине?

Дети: на картине изображены девочки и мальчики.

Воспитатель: чем заняты дети?

Дети: дети лепят снеговика.

Воспитатель: какое настроение у детей? Почему?

Дети: у детей веселое настроение, потому что они играют.

Воспитатель: во что одеты дети?

Дети: дети одеты в теплую одежду.

Воспитатель: какие деревья изображены на картине?

Дети: на картине изображены березы.

Воспитатель: чем покрыты березы?

Дети: березы покрыты снегом.

Воспитатель: молодцы дети, а сейчас я вам предлагаю немного поиграть.

Физкультминутка «Зима»

Мы зимой в снежки играем, мы играем  (имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем (шагаем, высоко поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим (пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим (плавные пружинистые движения, руки согнуты в локтях)

И снегурочку лепим мы, лепим мы  (соответствующие движения)  

Гостью-зиму любим мы, любим мы  (развести руки в поклоне и поставить на пояс).

Воспитатель: сели ровно, спина прямая, ноги вместе, руки на столе.

Воспитатель: чтобы вам было легче составлять рассказы  я приготовила для вас схему-подсказку. 

(Дети вместе с воспитателем рассматривают схему).

Воспитатель: чтобы рассказ получился интереснее, вы можете сами придумать начало и конец рассказа. Например, начать со слов: «Был ясный, зимний день…», «Погода была морозная и снежная…». А закончить рассказ каждый может по своему.

Воспитатель: дети, рассказ должен быть интересным, коротким и законченным. Не забудьте сказать, какой был день, описать, какая зима, какое у детей настроение. Не повторяйте рассказы друг друга.

(Составление рассказов детьми. Дети по желанию выходят к картине).

Воспитатель: молодцы дети у всех получились очень интересные и забавные рассказы. Дети, а чей рассказ вам понравился больше? Почему?

(Дети анализируют рассказы друг друга).

 Дети: мне понравился рассказ Майи (Арсена, Артема и т.д.), потому что он полный, она рассказала обо всем, в правильном порядке, ее рассказ был плавным, Майя передавала эмоции, использовала красивые слова.

Игра «Придумай название картины»

Воспитатель: вы знаете, что каждая картина имеет своё название. Как, по вашему мнению, можно назвать картину? Объясните свой выбор.

Дети: я думаю, что картину можно назвать «Дети на прогулке», так как здесь изображены дети, которые гуляют; я думаю, что картину можно назвать «Зимняя прогулка», потому что дети гуляют зимой; я думаю, что картину можно назвать «Зима», потому что на картине изображена зима.

Воспитатель: очень интересно! Замечательно!

Итог занятия.

Воспитатель: дети кому мы сегодня помогали?

Дети: девочкам из Египта.

Воспитатель: а как мы им помогли?

Дети:  мы составили очень интересные рассказы.

Воспитатель: а почему девочки попросили нас составить рассказы о зиме?

Дети: потому что девочки живут в теплой стране и у них никогда не бывает зимы.

Воспитатель: как вы думаете мы справились с заданием?

Дети: да.

Воспитатель: что больше всего вам понравилось?

Дети: составлять рассказы, рассматривать картину.

Воспитатель: молодцы, я запишу ваши рассказы и отправлю письмом девочкам в Египет.

Воспитатель: а еще у меня есть вот такие вот веселые и грустные смайлики, каждый прикрепите на доску, тот смайлик который показывает ваше настроение от занятия.

Воспитатель: молодцы дети, спасибо за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи по теме: "Составление описательных рассказов по картинке" (зайчата потерялись), для детей средней группы.

Конспект занятия разработан для открытого просмотра на основе занятия О. С. Ушаковой "Развитие речи".Предназначен для проведения с детьми среднего возраста.В данном занятии используются ЦОР и технолог...

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Составление описательных рассказов с использованием мнемосхем».

Конспект НОД по развитию речи в поготовительной группе на тему:"Составление описательных рассказов с использованием мнемосхем"....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему Составление описательного рассказа по картине Зима

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему Составление описательного рассказа по картине Зима...

Развитие речи на тему «Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Золотая осень»

Развитие речи на тему «Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Золотая осень»Цель: формирование умения    составлять описательный рассказ по пейзажно...

Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе «Составление описательного рассказа по картине «Коза с козлятами»

Программное содержание:Образовательные: Обучать детей составлять небольшие описательные рассказы, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения; упражнять в умении вести диалог, употреблять с...

Конспект НОД по разделу «Развитие речи» по теме «Составление описательного рассказа «Зима»

Конспект занятия НОД по развитию речи с применением техники ТРИЗ. Описание картины И.И.Шишкина "Зима"....

Конспект НОД по развитию речи старшая группа «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

Цель:Знакомить детей с культурным наследием русского народа; закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности.Задачи:- Помочь детям увидеть, ощутить задушевную кра...