Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
проект по развитию речи (старшая группа)

Копылова Татьяна Владимировна

 Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.

У детей развита в основном в большей степени зрительная память, поэтому необходимо подобрать такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом.

Современным детям трудно последовательно, связно, грамматически правильно излагать свои мысли. Они не любят учить стихотворения, пересказывать тексты, составлять описательные рассказы. Заучивание вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции.

На фоне вышесказанного можно выявить следующие проблемы в речи детей: короткие, состоящие из логически не связанных между собой фрагментов, отличающихся непоследовательностью, содержащие низкий уровень информативности высказывания, бедность, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи, плохая дикция.

По результатам проведенного мониторинга детей старшего возраста выявлено 48% воспитанников с нарушениями речи, поэтому актуальность данного проекта очевидна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по развитию речи в старшей группе

« Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность

 Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.

У детей развита в основном в большей степени зрительная память, поэтому необходимо подобрать такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом.

Современным детям трудно последовательно, связно, грамматически правильно излагать свои мысли. Они не любят учить стихотворения, пересказывать тексты, составлять описательные рассказы. Заучивание вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции.

На фоне вышесказанного можно выявить следующие проблемы в речи детей: короткие, состоящие из логически не связанных между собой фрагментов, отличающихся непоследовательностью, содержащие низкий уровень информативности высказывания, бедность, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи, плохая дикция.

По результатам проведенного мониторинга детей старшего возраста выявлено 48% воспитанников с нарушениями речи, поэтому актуальность данного проекта очевидна.

Задача педагога- помочь детям, сделать этот вид работы увлекательны и интересным, используя нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи и развитию памяти.

Для решения поставленной задачи в своей работе я использую элементы мнемотехники.

Говоря двумя словами, мнемоника – искусство запоминания. Мнемотехника – это приемы и методы запоминания.

Актуальность мнемотехники обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, запоминание носит в большей части непроизвольный характер , приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Цель проекта:

 Внедрить в работу элементы мнемотехники - как эффективного средства развития связной речи;

Образовательные задачи:

- формировать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот - образы в абстрактные символы; формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании пословиц, поговорок, стихов; формировать  умение связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники.

Развивающие задачи:

 развивать связную речь,  основные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, умение работать по образцу, творческие способности детей, родителей, умение самостоятельно составлять схемы и воспроизводить их;  расширять и обогащать словарный запас детей,

Воспитательные задачи:

Воспитывать желание принимать участие  детей и родителей в помощи по созданию мнемотаблиц;  способствовать формированию навыков сотрудничества с родителями; взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Участники проекта:

 дети старшей группы , родители, педагоги.

Тип проекта:

 групповой.

Сроки реализации:

долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2020 года)

Вид проекта:

 творческий, исследовательский, практико-ориентированный.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный – составление плана самообразования по данной теме,  сбор информации , изучение методической литературы, подбор стихотворений и рассказов для составления мнемотаблиц к ним, подбор консультаций для родителей о том, для чего она используется и к какому результату приводит использование мнемотехники в развитии речи детей, составление перспективного плана работы по данной теме на учебный год;

2 этап – исследовательский – составление картотеки мнемотаблиц к стихотворениям и рассказам совместно с детьми и родителями группы, заучивание стихотворений при использовании мнемотаблиц, составление рассказов с опорой на схемы, мастер-класс для родителей и педагогов ДОУ, консультации по теме проекта; выступление на педагогическом совете в ДОУ.

3 этап – заключительный – итоговый (презентация проекта).

Перспективный план работы по проекту на 2019-2020 уч.год

сроки

                               Содержание работы

с детьми

С родителями

С педагогами

октябрь

Анализ уровня развития связной речи у воспитанников на начало учебного года., создание мнемотаблиц .

Консультация на тему:

«Использование мнемотехники для развития связной речи детей»

Консультация «Использование мнемотехники

в развитии речи детей»

ноябрь

Использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений «Ходит осень в нашем парке», «Много игрушек в нашем саду», составление описательного рассказа на тему «Осень», заучивание пословиц, поговорок.

  Изготовление мнемотаблиц на заданную тему; мастеркласс «Учим стихи вместе с детьми с помощью мнемотаблиц»

декабрь

декабрь

Использование мнемотаблиц для пересказа художественной литературы, разучивание стихотворения «Дед мороз», заучивание загадок, пословиц, составление описательного рассказа на тему «Зима»

Изготовление наглядного пособия для занятий в группе; консультации на тему: «Учимся пересказывать художественную литературу вместе с детьми с помощью мнемотаблиц»  

Индивидуальные беседы по вопросам использования в работе приемов мнемотехники.

январь

 Использование мнемотаблиц для рассказывания сказок, разучивание стихотворения «Детство», заучивание загадок, пословиц.

Изготовление мнемотаблиц;

Индивидуальные консультации по теме: «Рассказываем сказки вместе с детьми с помощью мнемотаблиц»

Консультация «Учим стихи -развиваем память»

февраль

Использование мнемотаблиц для отгадывания и загадывания загадок, заучивание стихотворения «Веселый снеговик» И.Гуриной.

Круглый стол на тему: «Отгадываем и загадываем загадки вместе с детьми с помощью мнемотаблиц»

Обзор методической литературы по использованию мнемотехники

март

Использование мнемотаблиц для описания предметов рукотворного мира, составление описательного рассказа на тему «Весна», , разучивание стихотворения «Зима недаром злится», заучивание загадок, пословиц.

Создание картотеки созданного материала.

Посещение педагогами НОД с использованием приемов мнемотехники.

апрель

Использование мнемотаблиц для описания предметов нерукотворного мира, заучивание стихотворения «Космонавт», обмен полученным опытом с детьми младшего возраста.

Индивидуальные беседы по выбранной теме

май

Конкурс на составление лучшего рассказа с использованием выбранных мнемотаблиц. Анализ и мониторинг уровня развития связной речи у воспитанников на конец учебного года.

Оформление выставки совместных работ

Отчет о проделанной работе за учебный год.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.  Таким образомиспользуя приёмы мнемотехники, мы учим детей:

1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

2. Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

3. Применение приёмов мнемотехники оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

-строение рассказа,

-последовательность рассказа,

-лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Важной составляющей в речевом развитии детей является заучивание стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения тестов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а затем слова.

Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своей работы, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности всей работы.

В ходе работы планируется тесное взаимодействие с родителями. На первом тематическом собрании я предложила родителям на себе испытать эффективность данной техники, мы пробовали совместно составлять мнемотаблицы, познакомила с другими видами техники, дала рекомендации по компьютерным тренажерам памяти.

Ожидаемые результаты:

-увеличение знаний детей об окружающем мире; систематизация знаний по теме «Времена года»;

-появление желания пересказывать тексты, самостоятельно придумывать интересные истории;

-формировать умение составлять описательные рассказы по схемам, заучивать и пересказывать при помощи мнемотаблиц;

-появление интереса к заучиванию стихов и составлению рассказов,

-обогащение словарного запаса;

-преодоление детьми робости, застенчивости; дети учатся свободно держаться перед аудиторией;

-получение педагогами и родителями представления о методики заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;

-использование в образовательном процессе педагогами и родителями методики работы с мнемотаблицами при заучивании текста.

Овладение методами и приемами работы с мнемотаблицами помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Риски и пути их преодоления:

Риски.

Пути преодоления.

Недопонимание родителями значимости мнемотехники

Родительские собрание, беседы, консультации

Нежелание родителей помогать в создании дидактического материала

создание родительских мастерских

Незнание методов и приемов изготовления

Мастер-класс, круглый стол

Список литературы:

  1. Омельченко Л.В. Использование  приемов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008.№4.-с.102-115.

2. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста».

3. Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников». Москва, 2001.

5. Большева Т.В. «Учимся по сказке». С.-Петербург: «Детство-пресс», 2001.

6. Венгер Л.А., Венгер А.Л. «Домашняя школа мышления». М. Знание, 1994.

7. Ткаченко Т.А.Использование схем в составлении описательных рассказов/Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990.№10-с.16-21.

8.Козаренко В.А. учебник мнемотехники. Сайт Mnemonikon (http//www/mnemotexnika.narod.ru) м.2007

9. Павлова Л.Н. «Раннее детство: развитие речи и мышления». Москва, 2004.

10. Зяблицева М. А. - Мнемотехника. Секреты суперпамяти (2009) PDF
11. Зяблицева М. А. - Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков (2007) PDF


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованные игры по художественным произведениям как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.»

Работая с детьми  старшей группы , я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом  рассказывают о собыиях своей жизни,не могут пересказать литературны...

Учебно-методическое пособие «Театрализованная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР»

Учебно-методическое пособие о том, как разивать речь детей с диагнозом ОНР в процессе игровой деятельности. Разработан план программы занятий на весь учебный год....

«Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель:  Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.Задачи:1)  Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некото...

«Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель:  Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.Задачи:1)  Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некото...

Программа по самообразованию воспитателя старшей логопедической группы «Проектная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС ДО"

Программа по самообразованию направлена на изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности....

План работы по самообразованию в старшей группе по теме: "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники"

Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники...