Конспект ООД по речевому развитию по сказке "Царевна лягушка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Голикова Светлана Михайловна

Технологическая карта занятия по речевому развитию по русской народной  сказке "Царевна-лягушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ООО «Инфоурок»

Технологическая карта с воспитательной структурой НОД

по речевому развитию

на тему Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

Разработала: старший воспитатель

Голикова Светлана Михайловна

                                                                                    

Образовательная область: речевое развитие познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

Тема занятия: «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

Цель занятия: ответить на вопрос «В сказке «Лягушка-царевна» побеждает добро?»


Группа: старшая «Ромашка» (возраст 5-6 лет)
Тип ОВЗ: ТНР

Задачи занятия:

Обучающие задачи: проанализировать поступки главных героев сказки;ответить на вопрос о том, что помогло Ивану-царевичу найти Василису Премудрую

Воспитательные задачи: слушать внимательно воспитателя и отвечать на вопросы;

помогать друг другу в выполнении заданий; учиться у главного героя добрым поступкам.

Развивающие: слушать внимательно воспитателя и других детей;

 отвечать на вопросы воспитателя, не перебивая друг друга.

Дополнительные задачи

Дидактическая задача: выполнить задания дидактической игры «Умники и умницы».

Игровая задача: выполнить правильно на задания в игре «Умники и умницы» и получить медаль «Умника»

Словарная работа: 

Планируемый результат занятия: обучающиеся ответили на проблемный вопрос «В сказке «Лягушка-царевна» побеждает добро?»;

выполнили  правильно  задания в игре «Умники и умницы» и получили  медаль «Умника»;

проанализировали поступки главных героев сказки;

ответили на вопрос о том, что помогло Ивану-царевичу найти Василису Премудрую

помогали  друг другу в выполнении заданий;

слушали  внимательно воспитателя и отвечали  на вопросы.

Подготовительная работа: ознакомление со сказкой « Лягушка-царевна», анализ характеров главных персонажей сказки, словарная работа.

Материалы и оборудование: основная программа «От рождения до школы»,  хрестоматия для старшей группы, интерактивная доска , Яндекс-картинки.

Дидактическая структура НОД*

Деятельность воспитанников

Деятельность педагога

Задания для воспитанников, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Развивающие

Коррекционные

1.Организационный момент

 Внимательно слушают загадку и отгадывают её.

 Привлекает внимание детей

 Воспитатель: Слушайте, что в старину бывало. Слетались птицы с моря, садились у нас на заборе. Пели птицы, сказывали птицы песни да сказки, были да небылицы. Одну я переняла да вам привезла. О ком эта сказка, отгадайте загадку.

Загадка: Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка)

А вы можете назвать сказки, где герои сказок- лягушки?

В какой сказке лягушка в девушку превратилась? («Лягушка-царевна»)

 Дети отгадали загадку и заинтересовались темой занятия.

 Активизация словарного запаса

2. Основной этап

2.1.Этап постановки проблемы

 Обсуждают ответ на вопрос «Что побеждает в сказках?» и формулируют с помощью воспитателя проблемный вопрос.

   Помогает воспитанникам сформулировать вопрос.

 Воспитатель: Вам знакома эта сказка? (да)

Понравилась вам сказка? А может это рассказ? Нет! (сказка, там разные чудеса) Какие? (лягушка превращается в девушку, звери говорят человеческим голосом.)

Что помогло превратиться из лягушки в Василису Прекрасную?

Побеждает ли добро зло?

 Дети с помощью воспитателя поставили проблемный вопрос.

 Работа по составлению и формулированию вопроса

2.2.Этап ознакомления с материалом

 Слушают внимательно воспитателя и других детей.

 Отвечают  на вопросы воспитателя.

 Делает аннотацию сказки и задает вопросы по прочитанному отрывку, читает выборочно и повторно отрывки из текста.

 Воспитатель: «Было у царя три сына и надумал царь их женить. Велел им стрелять из лука и куда стрела прилетит там и будет невеста. Старшие братья попали к купцу и боярину, а младший попал в болото и стала его невестой лягушка, да не простая.

Решил царь испытать своих невесток и наказал к утру рубашку сшить. Лягушка уложила Иван спать, а сама обернулась Василисой Премудрой и позвала своих нянек и мамок, а те мигом рубашку сшили и золотом вышили.

Лучше всех вышла рубашка у царевны лягушки.

Также и с хлебом получилось.

Созвал царь пир и велел невесткам прийти. Старшие братья пришли с невестками, а Иван один и все над ним потешались. Но тут гром раздался, а Иван наученный лягушкой и говорит гостям, чтоб не пугались - мол его лягушонка едет.

Приехала Василиса Премудрая, самая красивая среди гостей оказалась. А как плясать пошла - рукой махнет - озеро, второй - лебеди плавают. Старшие невестки попытались повторить, да только кости раскидали и в царя попали.

Иван тихонько домой сбегал да сжег шкуру лягушачью. Увидела то Василиса и запечалилась. Превратилась в кукушку и к Кощею улетела.

Заплакал Иван, да делать нечего, собрался и пошел супругу свою спасать. Идет, видит старичок. Дал старичок Ивану клубок, который доведет его до Василисы.

Шел дальше Иван Царевич и спас по дороге медведя, селезня, зайца и щуку. А потом дошел до Бабы Яги и рассказала ему Баба Яга, что смерть Кощея в сундуке на дереве.

Нашел Иван то дерево, прибежал медведь и сломал дуб. Упал сундук и разбился, выбежал из сундука заяц, но другой заяц его догнал и порвал. Так же случилось и с уткой. А вот из моря яичко щука достала. Сломал Иван иглу и умер Кощей.

А Иван возвратился домой с Василисой Премудрой.»

Упражнения дидактические

1.«Закончи предложение»

Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили.

Пустил стрелу старший брат. Упала стрела на боярский двор, и подняла ее ….. боярская дочь.

Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла ее …купеческая дочь.

Пустил стрелу Иван-царевич — полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее  …..лягушка-квакушка…

2. «Выборочное чтение»

Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, — две пары железных сапог износил, два железных хлеба изгрыз, за третий принялся. И повстречался ему тогда старый старик.

— Здравствуй, дедушка! — говорит Иван-царевич.

— Здравствуй, добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь?

Рассказал Иван-царевич старику свое горе.

— Эх, Иван-царевич, — говорит старик, — зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было!

Василиса Премудрая хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бессмертного, уродилась, он за то разгневался на нее и приказал ей три года квакушею быть. Ну, да делать нечего, словами беды не поправишь. Вот тебе клубочек: куда он покатится, туда и ты иди.

3.«Повторное чтение»

— Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!

Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой — такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать!

 Слушали  внимательно воспитателя и других детей.

 Отвечали на вопросы воспитателя.

Анализировали поступки главного героя.

  Активизация лексического и словарного запаса.

Физминутка

2.3.Этап практического решения проблемы

  С помощью дидактической игры ищут ответ на проблемный вопрос.

  Проводит дидактическую игру.

  Вопросы дидактической игры «Умники и умницы»

Кто главный герой сказки?

Как звали главную героиню сказки?

Что сделал Иван-царевич с лягушечьей кожей?

 У какого злодея оказалась Василиса Премудрая?

Герои помощники Ивана-царевича.

   Отвечать на задания дидактической игры.

 Работа по формированию связной речи

3.Заключительный этап

  Ответить на проблемный вопрос.

  Задаёт вопросы детям и выслушивает ответы.

  Что означает это выражение «Добро побеждает зло»?

 

 

Рефлексия

 Делают выводы о своей деятельности на занятии

 Помогает сделать выводы о своей деятельности на занятии

  Воспитатель: Дорогие ребята, мне очень понравилось путешествовать с вами по сказке, вы такие все молодцы. Ребята я хочу узнать, что же вы сегодня нового узнали и, что вам больше всего понравилось на нашем занятии?

  Делать  выводы о своей деятельности на занятии и своём отношении к героям сказки.

  Работа по формированию связной речи


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию "Сочиним стихи для лягушки"

Занятие по речевому развитию с использованием  методов ТРИЗ-технологии...

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Конспект занятия по речевому развитию Тема: «Царевна-лягушка»

Тема: «Царевна-лягушка». Цель: Формирование интереса и любви к русским сказкам. Задачи: Образовательные: - Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение работать по пр...

Конспект занятия по познавательному развитию "Где зимуют лягушки". ИКТ технология.

На занятии расширяем представления детей о жизни лягушек в природе, особенностях их внешнего вида, питания, передвижения, появления новых лягушек, умение лягушек приспосабливаться к жизни в разны...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе, На тему: «Лягушка-квакушка.»

Расширение и уточнение знаний детей о лягушках ,знакомство с новыми  словами :Линька, земноводные, знакомство с загадками и поговорками о лягушке .Воспитание  у детей интереса, бер...