Конспект НОД по развитию речи (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе на тему: «К нам пришла зима. Звук и буква «Э»»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Сыпченко Евгения Ивановна

Повторить признаки зимы. Познакомиться с буквой "Э"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_na_konkurs.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 "Радуга" Кулундинского района Алтайского края

Конспект НОД по развитию речи (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе на тему: «К нам пришла зима. Звук и буква «Э»»

                                                                           

                                                                              Подготовила: воспитатель                                                                                                      

                                                                                                     Сыпченко Е.И.

 

Кулунда 2022 г.

Цель: Повторить признаки зимы. Познакомить со звуком и буквой «Э»

Задачи:                                     

- развивать умение выделять на слух слова с заданным звуком;

- закреплять умение   составлять звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество слогов, звуков, букв в слове;

- учить детей словоизменению;

- обогащать словарный запас;

- формировать грамматический строй речи;

- воспитывать эстетические чувства, способность замечать красоту природы, желание речевого общения; чувство товарищества, взаимовыручку, желание помочь другу. 

Оборудование: Картинки зимы, зимнего леса, буквы «Э»; разрезные картинки (экскаватор, электричка, эскимо); предметные картинки (Снегурочка, снеговик, снежинка, снежки); домики с окошками для разделения слов на слоги, гласные буквы на каждого ребенка, фишки для составления схем слова, картинка эхо;  корзинка со снежинками. 

Ход НОД:

1. Воспитатель: Здравствуйте ребята, меня зовут Евгения Ивановна. Сегодня у нас будет необычное занятие, посмотрите, сколько гостей, поздоровайтесь со всеми (Дети здороваются)

- Давайте станем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

- Ребята, когда я шла в детский сад, к вам в гости, на мое плечо села снежинка, она захотела тоже познакомиться с вами и узнать, что вы знаете и умеете?

- Покажем снежинке наши знания?

2. Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила».

- О каком времени года эта загадка? (Картинка зимы)

Дети: О зиме.

3. Воспитатель: А вы любите зиму? (Да). Вот и к нам пришла зима, а как же называются зимние месяцы?

Дети: Декабрь, Январь, Февраль.

Воспитатель: По каким признакам мы можем определить, что наступила зима?

Дети: Идет снег, становится холодно.

Воспитатель: Ребята, давайте разомнем свой язычок, выучим скороговорку о зиме:

В зимний холод всякий молод.                                                                                                  

Всякий молод в зимний холод.

Воспитатель: Зимой часто идет снег. Как называется это явление?

Дети: Снегопад.

Воспитатель: Назовите еще слова, в которых спряталось слово «снег». (Воспитатель показывает картинки)

Дети: Снегурочка, снежки, снеговик.

4. 5. 6. Воспитатель: Какие вы молодцы! Ребята, посмотрите, у меня есть домики, в них разное количество окошек. Давайте расселим слова, которые у нас получились, в разные домики, а помогут нам в этом слоги.  

Дети: (Дети делят слова на слоги и расселяют по домикам).

Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем и разомнемся.

Физминутка «Наконец, пришла зима»

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

7. Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы попали? (Картинка леса).

Воспитатель: Отгадайте загадку, что можно услышать в лесу?

Живет без тела,                                                                                                        Говорит без языка.                                                                                

Никто его не видит,                                                                                                  

А всякий слышит.  

                                                                                                                                      8.Дети: Эхо.                                                                                                                                Воспитатель: А что такое эхо? Кто может рассказать?                                                     (Ответы детей)

Воспитатель: Эхо можно сравнить с отражением в зеркале. Только в зеркале отражается изображение, и мы его видим. А эхо - это отражение звука, и мы его слышим. Изображение предмета отражается от какой-то гладкой поверхности , а звук отражается от любого препятствия, что встречается ему на пути .

9. Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть в «Эхо». Я буду читать стихотворение, а вы будете произносить слова и выполнять действия.

Эхо

Громко мы в лесу кричали,                                                    

Гулко эхо отвечало. (повороты в стороны, руки у рта рупором).

-Скоро будут холода?

Отвечало эхо: «Да!» (руками трут плечи, шагают на месте)

-Сколько ёлочек, смотри!

Отвечало эхо: «Три!» (повороты в стороны, руки на поясе)

-Старый дуб совсем засох.

И вздохнуло эхо: «Ох!» (дети поднимают руки и качаются)

-Ну, прощай, идем домой!

Огорчилось эхо: «Ой!» (дети машут рукой)

Воспитатель: Ребята, предлагаю составить схему слова «Эхо».

э — [э] — гласный, ударный

х — [х] — согласный, глухой, твёрдый

о — [о] — гласный

 - Сколько звуков в слове? Сколько слогов? Какой слог ударный? Назовите гласные звуки, назовите согласный.

- Какой первый звук мы слышим в слове "эхо"? (звук Э) 

- Назовите слова, которые начинаются с этого звука?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята, хотите еще поиграть?

Игровое упражнение «Составь картинку».
 На столе разложены разрезанные картинки. Вы делитесь на три команды, и каждая составляет свою картинку из частей (экскаватор и электричка, эскимо). По окончании каждое слово необходимо поделить на слоги, определить их количество.

- Ребята, а какое слово лишнее, почему? (Эскимо)

10. Воспитатель: Назовите ударный слог в этом слове.

11. Воспитатель: Ребята, гласный звук «Э» на письме обозначается буквой «Э». Посмотрите, как она выглядит. На что она похожа?

12. Воспитатель: - Внимательно рассмотрите эту букву и найдите ее среди всех гласных в конвертике.

Дети: находят букву.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня такие молодцы!  

- Давайте составим предложения про зиму и запишем их схемы.

13. Дети: (Пришла холодная зима.)

Воспитатель: (Деревья окутаны снежным одеялом.)

Дети: (Мы лепим снеговика.)

Воспитатель: (Зимой очень весело!) Посмотрите ребята, у нас получился целый рассказ.

14. Рефлексия

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу.

- Чему мы сегодня учились?

- Что вам запомнилось?

- С какой буквой познакомились?

- Какое задание понравилось больше всего?

-  Ребята, снежинка очень рада была побывать у нас в гостях и дарит вам картинки со своим изображением. У всех снежинок разное настроение, выберите ту снежинку, настроение которой соответствует вашему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе с элементами Су-Джок терапии. Дифференциация звуков [Л]-[Ль]

Цель – Учить различать звуки [Л] — [Ль] в слогах, словах, предложениях.Задачи:- развитие фонематического слуха- закрепление умения определять позицию звука в слове- закрепление умения чтения прямых сл...

Конспект по речевому развитию , раздел "Обучение грамоте" в подготовительной к школе группе "Сопоставление звуков Ц и Ч"

Задачи:Обучающая: Формировать умение находить сходство и отличие звуков /Ч/ и /Ц/. Выделять звуки в стихах, загадках , словах. При характеристике звука опираться на тактильные , слуховые, зрительные а...