Опыт работы " Пальчиковые игры , как средство развития речи детей раннего возраста"
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Морозова Татьяна Алексеевна

Новизна данного опыта заключается в разработке системы работы по развитию речи детей раннего  возраста посредством пальчиковых игр, с использованием  современных методик и технологий .
Элементы новизны прослеживаются в организации:
Предметно-пространственной развивающей среды (разработка картотек  разнообразных пальчиковых игр).
Сотрудничество с социумом (с родителями: анкетирование «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»; консультации: «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей раннего  возраста», «Пальцы помогают говорить».
Создание пальчикового театра (театрализованные игры - они выступают эффективным средством речевого развития детей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_1.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста» Морозова Татьяна Алексеевна Воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 3 «Ромашка» п. Новоорск Опыт работы по теме

Слайд 2

Актуальность: Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит . Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст . Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Слайд 3

Актуальность: В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук . Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи. Ученые Т. А. Ткаченко Е. Косина, Ю. Соколова, отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений .

Слайд 4

Цель: Развивать речь детей раннего возраста посредством пальчиковых игр .

Слайд 5

Задачи: Изучить и проанализировать научные труды отечественных и зарубежных педагогов по обозначенной теме ; Создать соответствующую предметно- пространственную развивающую среду для организации деятельности ; Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры; Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей; Повысить компетентность родителей и педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для развития речи детей раннего возраста.

Слайд 6

Ведущая педагогическая идея Создание и реализация системы работы по развитию речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Слайд 7

Новизна опыта Новизна данного опыта заключается в разработке системы работы по развитию речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр, с использованием современных методик и технологий . Элементы новизны прослеживаются в организации: Предметно-пространственной развивающей среды (разработка картотек разнообразных пальчиковых игр). Сотрудничество с социумом (с родителями: анкетирование « Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста » ; консультации: « Значение пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста » , « Пальцы помогают говорить». Создание пальчикового театра (театрализованные игры - они выступают эффективным средством речевого развития детей).

Слайд 8

Пальчиковые игры Стимулируют развитие речи Повышают речевую активность Развивают память Развивают воображение и фантазию Облегчают овладение навыками письма Помогают овладеть динамикой жеста Развивают навыки самообслуживания Значение пальчиковых игр

Слайд 9

Этапы работы: I этап( констатирующий): Изучение и анализ психолого –педагогической литературы по обозначенной теме ( Анищенкова Е.С. « Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника»); - Подбор диагностической методики и обследование детей с целью выявления уровня речевого развития; Разработка системы работы с учётом применения инновационных методик и использования новинок методической литературы: с детьми ( подбор картотеки пальчиковых игр, выбор методов , приемов и формы работы ); родителями ( консультации, анкетирование, родительское собрание); коллегами (консультации, мастер – класс, семинар) II этап( формирующий): - Показ занятия? III этап( контрольный): - Проведение контрольной диагностики по речевому развитию с целью эффективности организованной деятельности.

Слайд 10

Предполагаемый результат В результате работы над проблемой развития речи детей с помощью пальчиковых игр и упражнений планирую достигнуть следующие результаты: вызвать интерес детей к пальчиковым играм ; увеличить словарный запас детей, чтобы речь детей стала более эмоциональной и выразительной; повысить речевую активность детей в различных видах деятельности; использование детьми пальчиковых игр в повседневной жизни; развить мимику, моторику пальцев рук, внимание, память, воображение, речь; дать родителям необходимые знания по теме, проведения пальчиковых игр с детьми дома.

Слайд 11

Формы работы с детьми: совместная деятельность воспитателя с детьми; индивидуальная работа; свободная самостоятельная деятельность самих детей; Методы и приемы работы: Массаж кистей рук. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

Слайд 12

Работа ведётся в трёх направлениях

Слайд 13

В своей работе по данному направлению я применяю накопленный опыт современных педагогов: Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», С.О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет». Использую основные принципы при проведения пальчиковых игр : - Систематичность проведения игр и упражнений. Автоматизация навыка развивается многократным его повторением. - Последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно, - Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму. Для работы по данному направления изготовила Лэпбук « Пальчиковые игры» по речевому развитию.

Слайд 14

Виды пальчиковых игр: Пальчиковые игры с бельевыми прищепками. Пальчиковые игры с предметами Активные игры со стихотворным сопровождением Игры манипуляции Пальчиковые игры на основе сказок Пальчиковые кинезиологические игры Пальчиковые игры с элементами самомассажа Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением Игры с песком и водой

Слайд 15

В своей работе использую как традиционные формы работы так и нетрадиционные формы работы: Игровые пальчиковые упражнения делятся на группы: • Упражнения для массажа (или самомассажа ) рук: «Массаж подушечек пальцев рук» «Массаж фаланг пальцев» «Массаж прижимающий» «Упражнение с мячом-ёжиком» «Упражнение с прищепками» « Самомассаж горохом» «Горох и фасоль» «Колечки» «Гладь мои ладошки, ёж» • Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук: «Цепочки», «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки», «Соединение одноимённых пальцев», «Пианист», «Пальчики кивают», «Горошки»,

Слайд 16

• Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга: «Ладонь – кулак», «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки» , • Упражнения с различными предметами : «Упражнение с мячом-ёжиком», «Упражнение с прищепками», «Упражнение с эспандерами», «Упражнение с пробками», « Узловка », «Упражнение с чётками», «Упражнение с бусами», «Упражнение со счётными палочками», « Комканье платка», «Горох и фасоль», «Все узлы переберу», «Волшебные орешки», • Гимнастика для пальцев: «Щелчки», «Потягивание за кончики пальцев» • Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением. Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, где нечем занять ребёнка).

Слайд 17

Этапы разучивания пальчиковых игр: - Взрослый сначала показывает игру ребенку сам; - Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка; - Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст; - Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст; - Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Слайд 18

Методические рекомендации по проведению пальчиковых игр: • Перед началом упражнений нужно разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. • Все упражнения выполнять вместе с ребенком , демонстрируя собственную увлеченность игрой. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. • Перед игрой обсудите с ребенком ее содержание , при этом отрабатывая нужные движения, комбинации пальцев и жесты . Это позволит подготовить ребенка правильно выполнять упражнения. • Нельзя принуждать ребенка к игре , если он не хочет. Задания должны приносить ребенку радость , не допускайте скуки и переутомления. • Не следует ставить сразу перед ребенком несколько задач . Например, показывать движения пальцами и произносить текст одновременно. • Всегда поощряйте ребенка за его старания в игре и никогда не ругайте, если что-то у него не получается. • Играть в пальчиковые игры нужно каждый день , только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.

Слайд 19

Театрализованные игры

Слайд 20

Игры с крупами

Слайд 21

Игры на дидактическом столе с подсветкой

Слайд 22

Пальчиковые игры

Слайд 23

Игры с шариками Су- джок и грецкими орехами

Слайд 24

Игры с тактильными карточками

Слайд 25

Игры с прищепками

Слайд 26

Игры с водой - аквагимнастика

Слайд 28

Лэпбук « Пальчиковые игры»

Слайд 29

Цель лэпбука : улучшить качества речи, повысить речевую активность , с помощью развития мелкой моторики . Задачи : Сформировать речевые навыки у детей. Развивать мышление, воображение, внимание, усидчивость и мелкую моторику. Развивать интерес к художественной литературе, обогащать словарный запас детей. Развивать желание выполнять совместные игровые задания.

Слайд 30

Лэпбук включает различные виды пальчиковых игр ,способствующих формированию речевых навыков у детей, улучшению качества речи ,развитию мелкой моторики. В лэпбук входят игры : - Пальчиковые игры по сказкам (« Курочка Ряба », « Теремок», « Колобок»); - Пальчиковая гимнастика по потешкам («Как у нашего кота», «Водичка-водичка», «Наши уточки с утра»..); -Пальчиковые игры « Времена года». - Пальчиковые игры со стихами( Из цикла А.Барто « Игрушки») - Пальчиковые игры в воде( «Дождь», «Киска», «Рыбки»,Маленькая лодочка»..), -Пальчиковые игры с мячиками Су-джок по лексическим темам. -Пальчиковые игры с кинетическим песком. -Дидактическая игра « Прищепочки ». - Дидактическая игра « Пройди пальчиком по дорожке». - Дидактическая игра « Тактильные карточки» .

Слайд 31

Результат: В результате использования лэпбука в работе по речевому развитию детей раннего возраста ,расширяется не только словарный запас детей, но и знания об окружающем мире, появляется желание повторять и проговаривать стихи, потешки , играть в пальчиковый театр, рассказывая сказки, играть с прищепками, с мячиками су-джок , играть с водой и песком. Благодаря проделанной работе у детей повысилась речевая активность, развивается мелкая моторика , что способствует дальнейшему развитию речевой активности детей раннего возраста.

Слайд 32

Диагностика речевого развития детей раннего возраста по методике Е.М. Мастюковой , А.Г. Московкиной. Уровень развития Подготовительный этап(сентябрь)% Заключительный этап (май)% Высокий 30 50 Выше среднего 25 30 Средний 35 15 Низкий 10 5

Слайд 33

Результаты диагностики речевого развития детей раннего возраста

Слайд 34

В результате опыта работы по теме « Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста» удалось достичь положительных результатов. Результаты работы показывают , что целенаправленная, систематическая и планомерная организация совместной деятельности взрослого с детьми по развитию речи , через систему пальчиковых игр, упражнений, через создание предметно- развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями, привела к росту развития моторики рук и речи детей раннего возраста. У детей улучшилось звукопроизношение ,обогатился словарный запас ,речь стала эмоциональной и выразительной. Развилось внимание, воображение. У детей вырос интерес к пальчиковым играм. Дети стали более активнее, и общительнее. Планирую дальше продолжать работу в данном направлении. Обогащать РППС нетрадиционными играми и пособиями . Использовать в работе инновационные технологии, с использованием ИКТ .

Слайд 35

Адресная направленность Опыт работы по развитию речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр может быть использован воспитателями дошкольных образовательных организаций, музыкальными руководителями, психологами, логопедами, а так же родителями.

Слайд 36

Литература: Анищенко. Е.С Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенко – М.: Астрель , 2006 г. Узорова.О.В , Нефедова. Е.А Пальчиковая гимнастика / О.В.Узорова , Е.А.Нефедова – М.: Астрель , 2004 г. ,Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»; - Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»; Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - Спб .:«ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010 - 64с., ил.

Слайд 37

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщённый опыт работы "Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста"

Описание опыта работы по теме. Театрализованные, дидактические, сюжетные игры для малышей, развиивающие их активный и пассивный словарь...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Они отмечают наличие связи между с...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста»

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт мал...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста

quot;Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста". Цель: изучить способы, методы и приёмы через пальчиковые игры раннего возраста, объединить усилия педагогов и ...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...