Дидактические игры и упражнения по формированию умений звукового и слогового анализа слов, строения предложений для подготовительной группы.
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Колегова Дарина Васильевна

Список игр для подготовительной группы по формированию умений звукового и слухового анализа слов и строения предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_razvitiyu_rechi.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» с Помоздино.

Составитель: Колегова Д.В., 2021 г.

Дидактические игры и упражнения по формированию умений звукового и слогового анализа слов, строения предложений для подготовительной группы.

Игра «Найди свой домик»

Дидактическая задача: закрепления правил написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков.

Игровая задача: помочь буквам найти свои домики.

Игровые правила: Воспитатель раздает детям по одной гласной букве. Выбираются два ведущих. Одному дается фишка синего цвета, обозначающая твердый согласный звук, другому — зеленого цвета (мягкий согласный звук). Ведущими выбираются те дети, которые свободно ориентируются в звуковой структуре слова и прочно усвоили правила написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков. Раздав гласные буквы и выбрав ведущих, воспитатель обращается к детям: «Была хорошая погода, и все гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи и начался проливной дождь. Буквы увидели домики. Один из них был синего цвета — там жил твердый согласный звук, другой — зеленого цвета — в нем жил мягкий согласный звук. Решили буквы спрятаться от дождя в домиках. А чтобы войти в домики, надо вспомнить, после какого согласного звука пишется гласная буква, которую вы держите, и войти в свой домик». Каждый ведущий пропускает в домик только те гласные буквы, которые пишутся после соответствующих согласных звуков. Следовательно, в зеленый домик должны войти дети, у которых буквы я, ю, е, ё, а в синий — буквы а, о, у, ы, э. Воспитатель почти не вмешивается в игру, деликатно выполняя незаметно контролирующую функцию.

Игровые действия: дети вспоминают правило написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков и находят «свои домики».

Материал: карточки с гласными буквами, фишки синего и зеленого цвета.

Результат: Что у тебя не получилось и почему?

Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?

Игра «Назови слова по заданной модели»

Дидактическая задача: закрепление у детей умения ориентироваться в звуковой структуре слова в тот момент, когда дети уже овладели звуковым анализом слов и различают звуки гласные и согласные, знают, что согласные бывают твердые и мягкие.

Игровая задача: отгадывать слова по заданной модели.

Игровые правила: Воспитатель выкладывает на доске модель слова и говорит: «А теперь мы поиграем в новую игру. Я загадала слово. Оно состоит из таких звуков: первый звук —мягкий согласный, второй — гласный, третий — твердый согласный, а последний — снова гласный. (При этом воспитатель ведет указкой по модели, обращая на нее внимание детей.) Угадайте, какое это слово? Чтобы отгадать, вы должны знать, про что я загадала загадку. Вы спросите меня, живое это или нет, и вам сразу станет легче отгадывать: если живое, значит, это или человек, Или животное, или растение, но тогда уже не нужно называть никакие предметы. А если неживое, то, наоборот, нужно узнать, к чему это относится. Спрашивайте!» Кто-нибудь из детей задает вопрос: «Это живое или неживое?» Воспитатель отвечает: «Это живое». И продолжает учить детей: «Вот мы с вами знаем, что я загадала кого-то живого. Что нужно дальше спросить? Живым бывает человек, зверь, рыба, птица. Спрашивайте!» Дети: «Это человек?» Воспитатель отвечает: «Нет, это не человек». Дети: «Это птица?» Воспитатель: «Нет, это не птица. Это живое, но не человек и не птица. Кто еще может быть живым?» Дети: «Это животное?» Воспитатель: «Да, это животное. Вот теперь подумайте, как легче всего узнать, какое это животное? Вы ведь знаете, какие бывают животные, как можно разделить всех животных?» Дети: «Домашние и дикие». Воспитатель: «Очень хорошо! Это дикое животное. Теперь вы уже много знаете про мое слово» и т.д.

Воспитатель постепенно подводит детей к отгадыванию (лиса), учит их задавать вопросы, постепенно ограничивая круг. Учтите, что и здесь есть опасность уйти от звуковой стороны слова, ориентируясь только на смысловые вопросы. Поэтому нужно очень умело проводить эту игру, вовремя обращая внимание детей на модель слова. В приводимом примере воспитателю не нужно с помощью наводящих вопросов уточнять, какое же дикое животное было им задумано; мысленно перебирая животных, дети должны подобрать того, звуковая структура названия которого подходит к выложенной на доске модели. Если дети дают неверные ответы, называют, например, слово волк, воспитатель тут же должен обратить их внимание на модель. В первое время дети будут довольно часто отвлекаться от модели слова, называя слова совсем другой звуковой структуры, ориентируясь только на содержательную сторону. Необходимо мягко, но настойчиво возвращать их к звуковой модели, показывая, что только она поможет детям правильно угадать слово.

Игровые действия: отгадывать слова и сверять их с заданной моделью.

Материал: карточки зеленого, синего и красного цвета.

Результат: Что у тебя не получилось и почему?

Что было самым трудным?

Что было самым интересным?

Игра «Цепочка слов»

Дидактическая задача: учить словообразованию.

Игровая задача: создание «цепочки» из слов.

Игровые правила: Воспитатель выкладывает на доске слово из букв разрезной азбуки и предлагает детям сделать новое слово, изменив, убрав или добавив одну букву. Например, от слова май в соответствии с правилами игры можно получить следующие слова: май — мак — рак — лак — лук — сук — суп — суд — сад — сам — сама — мама — Маша — наша — каша и т.д. Образуя цепочку слов от трехзвуковых слов, дети переходят к четырех-, пяти- и шестизвуковым словам.

Игровые действия: менять из каждого слова по букве и каждый раз получать новое слово.

Материал: карточки с буквами.

Результат: Что у тебя не получилось и почему?

Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?

Вам понравилось?

Упражнение «Закончи строчку».

Цель: упражнять в подборе по смыслу и звучанию   подходящих слов.

Ход: закончи строчку двустишия подходящим по смыслу и звучанию словом.

Очень зелены, густы  

В нашем садике...(кусты).

На столе лежала сайка,

А по лесу бегал ... (зайка).

Зреет красная калина,                          

Соберет ее... (Галина).                      

Лиза пробовала суп.

Заболел у Лизы ... (зуб).

Самолет гудит, поет -                            

Собирается в ... (полет).                    

Как нам хочется суметь

Спать спокойно, не ... (шуметь).

Все бывает: то шалю.                            

То наряды куклам ... (шью).                  

Жил да был веселый гном.

Он в лесу построил ... (дом).

Щиплет травушку коза.                                    

Косит травушку ... (коза).                          

Зазеленели в парке ветки.

И на прогулку вышли ... (детки).

Упражнение «Повтори слова».

Цель: развивать умение различать на слух и произносить сходные по звучанию слова.

Ход: слушай внимательно и повторяй правильно.

 Галка - калька                            Даль - дай

Клоп - хлоп                                 Шалю - шью

Шалость - жалость                     Веер - веял

Зайка - сайка                                Роль - paй

Коля - Толя                                  Кошка- корка

Торт - порт                                   Паста - парта

Почка-дочка                                 Баран-банан

Банк - танк                                    Укол-укор

Пыль - быль                                  Бал – бар.

Упражнение «Запомни и повтори».

Цель: упражнять в умении произносить правильно подряд слова, близкие по звуковому составу.

Ход: запомни слова, которые я скажу, и повтори их в том же порядке.

Лапа              смола           лодка           стекло          ласточка

Лама             скала            ложка           седло            лапочка

Лампа          шкала           кошка           весло            лампочка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у дошкольников

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у дошкольников...

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова

Практика логопедической работы показывает,.что часто на первый план в дошкольном возрасте  выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается  значение формирования  слоговой стр...

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в о...

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в о...

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

Практика логопедической работы показывает,.что часто на первый план в дошкольном возрасте  выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается  значение формирования  слоговой стр...

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у ребенка с ТНР.

Картотека дидактических игр и упражнений для формирования слоговой структуры слова у ребенка с ТНР....

Речевые игры по звуковому и слоговому анализу слов

Звуковой анализ слова - это определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий...