Система работы по формированию умений составлять описательные монологи посредством метода моделирования у детей старшего дошкольного возраста
материал по развитию речи (старшая группа)

Апкаликова Юлия Алексеевна

Развитие связной монологической речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности  ребенка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty.docx56.25 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ДС № 3 «Ласточка»

Система работы по формированию умений составлять описательные монологи посредством метода моделирования у детей старшего дошкольного возраста

Выполнили:

Галимова Г.Ф.

Апкаликова Ю.А.

воспитатели группы КН

для детей 7 года жизни «Пчелки»

г.Мегион - 2021

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………...

        1. Теоретическая  часть

1.1 Особенности развития связной речи у дошкольников 6-7 лет

1.2. Влияние моделирования на формирование умений составления описательных монологов  у детей старшего дошкольного возраста

        2. Практическая часть.

2.1. Аналитический этап

2.2. Подготовительный этап

2.3. Основной этап (формирующий)

2.4. Заключительный этап

Литература……………………………………………

Приложение  1. Инструментарий диагностики

Приложение 2. Перспективный план работы

Приложение 3. Конспекты

Приложение 4. Примеры схем.

Введение

Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного   общества, когда взаимодействует с другими его членами, когда происходит усвоение накопленного предыдущими поколениями культурного опыта в рамках отдельно взятой семьи и всей нации, когда осуществляется полноценный обмен этим опытом, когда устанавливаются межличностные контакты.Все это было бы невозможно без речи.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.  Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».                  

Актуальность развития речи дошкольников обусловлена социальным заказом общества  и  федеральными  государственными образовательными стандартами к структуре  общеобразовательной  программы  дошкольного  образования,  в  которых  отражены  целевые ориентиры, которые должны быть сформированы у   дошкольника к  моменту  поступления  в школу: любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками,  способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения, способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

        Развитие связной монологической речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности  ребенка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Л.С. Выготский, 1982; Н.И. Жинкин, 1971;  А.А. Леонтьев, 1974;  Ф.А. Сохин,  1976 и др.).

Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского (1982); А.А. Леонтьева (1974) и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, 1974).

Проблема развития связной речи рассматривалась в трудах классиков отечественной педагогики: К.Д. Ушинского, Е.Н. Тихеевой, А.М. Леушиной, О.С. Ушаковой, М.М. Алексеевой, В.Н. Яшиной. Они считали, что связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Значение развития связной речи выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов обучения. Одним из таких средств является  моделирование.

По мере развития любознательности, познавательных интересов, мышления детей, освоения ими окружающего мира мы все чаще прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т.д. Ребенок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы. К сожалению, на сегодняшний день образная синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

При работе с детьми мы замечаем, что речь у них односложная, с недостаточно развитым словарным запасом. Навык ведения диалога практически отсутствует. Нередко наблюдается отсутствие логического обоснования своих утверждений, навыков культуры речи. Дети часто употребляют нелитературные слова и выражения. Дикция не развита, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижены внимание и работоспособность.

Нам часто приходится слышать от родителей, особенно при подготовке к празднику, что ребенок плохо запоминает стихи, путается в строчках. Но в то же время он великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать серию мультфильма, с достаточно сложно произносимыми словами.

В чем же причина? И почему бы не воспользоваться для реализации и повышения эффективности работы: обучать детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. В этом нам поможет мнемотехника. Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у детей дошкольного возраста. В решении данной проблемы наиболее эффективным является метод мнемотехники. Что и определило выбор темы.

На основании этого была  выстроена система работы по развитию связной монологической речи с применением моделей.

        Цель работы:составлять  описательные монологи посредством метода моделирования у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

1.Определить уровень развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста

2. Разработать систему по формированию умений составлять описательные монологи посредством моделирования.

3. Провести работу  по формированию умений составлять описательные монологи посредством моделирования.

4. Определить эффективность проведенной работы.

        I. Теоретическая часть.

1.1. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием. Среди ученых надо, прежде всего надо назвать М.М. Алексееву, А.М. Бородич, Э.П. Короткову, В.И. Яшину и др.

Развитие речи детей тесно связано с характером их деятельности и общения и развивается в нескольких направлениях. Во-первых, в ходе общения детей друг с другом и взрослыми совершенствуется ее практическое употребление. Во-вторых, речь является основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Важно отметить, что при определенных условиях воспитания к концу дошкольного возраста ребенок не только пользуется речью в повседневной жизни, но уже осознает и ее строение, что имеет немаловажное значение для последующего обучения грамоте.

При наличии нормального созревания и функционирования центральной нервной системы развития у ребенка появляется речь. Но для выполнения важнейшей социальной функции, которую речь несет, одних биологических предпосылок недостаточно. Ее возникновение обусловлено общением ребенкасо взрослым. Далее жизненная практика взаимодействия ребенка с окружающими людьми формирует потребность в общении.

Для развития связной речи важно чтоб она рассматривалась в единстве содержания и формы. Нельзя, чтоб происходило умаление смысловой стороны, это может привести к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т. п.) будет опережать в развитии внутреннюю, логическую сторону. В этом случае у ребенка будет проявляться в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, справляться с правильным употреблением слов, объяснить смысл отдельных слов.

В развитии речи важно все, и поэтому нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи. Ребенок при получении знаний, представлений должен уметь их правильно выразить в речи. В речевой деятельности детей связная речь представляет собой наиболее сложную форму. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

Как форма речи диалог состоит из реплик, цепи речевых реакций. Его осуществление происходит либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь.

Для монологической речи характерна связная речь одного лица, которая несет коммуникативную цель, т.е. сообщение каких-либо фактов действительности. Монолог — это наиболее сложная форма речи, которая служит для целенаправленной передачи информации.

Монологическая речь обладает следующими свойствами: имеет односторонний характер высказывания, произвольность, обусловлена ориентацией содержания на слушателя, для передачи информации ограничено употребление невербальных средств, высказывания произвольны, развернуты, наблюдается логическая последовательность изложения. Особенностью этой формы речи является то, что содержание ее, как правило, заранее задано и предварительно планируется.

Монологическая речь психологически более сложна для детей, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, так как необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т.д. Монолог требует лучшей памяти, более сосредоточенного внимания к содержанию и форме речи. Монологическая речь опирается на логически более последовательное мышление, чем в процессе диалогической речи.

Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понятной слушателям, в ней должны использоваться наиболее полные распространенные предложения, наиболее точный словарь.

Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения человека. Для ребенка это является также средством познания, проверки своих знаний, представлений, оценок.

У детей 6-7 летнего возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня.

Развитие детских предложений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности – умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

Под влиянием совершенствующейся мыслительной деятельности происходят изменения в содержании и форме детской речи. Проявляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарища. Они уже не ограничиваются называнием предмета или явления и неполной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления.

Появляются умение устанавливать некоторые связи, зависимости и закономерные отношения между предметами и явлениями, что находит прямое отражение в монологической речи детей. Развивается умение отобрать нужные знания и найти более или менее целесообразную форму их выражения в связном повествовании. Значительно уменьшается число неполных и простых нераспространенных предложений за счет распространенных осложненных и сложных.

Психологи относят появление монологической речи у детей к пяти годам. Д.М. Эльконин так пишет об этом: "Изменение образа жизни ребенка, формирование новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, переживаний, замыслов. Появляется новая форма речи – сообщение в воде монолога, рассказа о пережитом и виденном….»

Формирование речи ребенка связано с развитием его логического мышления. Кроме того, основой для становления монологической речи является свободное владение словарем и грамматическим строем языка.

Появляется умение довольно последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Однако дети, особенно в старшей группе еще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям еще недостаточно развито. В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью является возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него, усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.

Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведения, предлагаемых для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, то есть развивают их речевые умения.

По содержанию рассказы условно делятся на два вида: фактические и творческие (те, что придуманы самими детьми). Составляя фактический рассказ, ребенок опирается на своё восприятие и память, а придумывая, пользуется главным образом своим творческим воображением.

Содержание фактического рассказа должно точно соответствовать конкретному случаю, основываться на фактах. В этом виде рассказов могут отражаться ощущения, восприятия ребенка (рассказы по восприятию) или представления (рассказы по памяти). Примеры фактических рассказов: описание рассматриваемого растения, игрушки, какого-либо прошедшего события. Этот вид детского рассказа очень ценен, поскольку помогает выявлять детские интересы и воздействовать на них.

При составлении творческих рассказов (рассказов по воображению), основанных на вымышленном материале, дети также используют свой предыдущий опыт, но отдельные сведения ребенок должен объединить теперь новой ситуацией, предложить какое-либо событие.

Известно, что дети семи лет могут по аналогии с прослушанными сказками придумать несложные сказки собственного сочинения, где действующие лица наделяются фантастическими качествами (звери разговаривают, люди превращаются и т. д.).

Дети седьмого года жизни постепенно овладевают структурой связного сюжетного рассказа, выделяют в рассказе завязку, кульминацию, развязку, используют прямую речь. Но содержание творческих рассказов в этом возрасте однообразно, не всегда логично. Развитие самостоятельной практической деятельности детей дошкольного возраста побуждает развитие интеллектуальной практической функции речи: рассуждение, объяснение способов действий, констатация, обдумывание плана предстоящей деятельности и др.

Таким образом, функции речевой деятельности ребенка в онтогенезе развиваются от знаковой (обозначающей, номинативной) и коммуникативной функции общения к планированию и регулированию своих действий. Современный ребенок к старшему дошкольному возрасту должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки; правильно произносить все звуки; иметь словарный запас. И как следствие, к концу дошкольного возраста ребенок овладевает основными формами речи, присущими взрослым.

Итак, к моменту поступления в школу связная речь у детей с нормальным речевым развитием достаточно хорошо развита.

 1.2.Влияние моделирования на формирование умений составления описательных монологов  у детей старшего дошкольного возраста

Проблема развития умения рассказывать у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Н.Ф. Ладыгина. Закономерности речевого развития дошкольников изучались А.Н. Гвоздевым, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым и др.

Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А. Ладыженской, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и др.

Однако, в настоящее время, несмотря на традиционное декларирование, необходимости развития умения рассказывать, у детей старшего дошкольного возраста эта проблема не достаточно исследована в педагогике.

По мнению психологов, педагогов и логопедов, использование метода моделирования облегчает процесс формирования связной речи. В современной научной литературе моделирование рассматривается как исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей.

В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные и практические действия. С этих же позиций моделирование используется в процессе обучения детей составлению рассказов - описаний. Рассказ - описание может быть разной степени сложности. В нем нередко описываются абстрактные свойства и качества предметов, явлений, связи между ними, что вызывает затруднения у дошкольников. Преобладающим видом мышления является наглядно - образное, поэтому очень важно использовать моделирование в процессе формирования связной речи, поскольку наглядность помогает лучше усвоить и запомнить материал. На подходы к изучению умения рассказывать дошкольника оказали влияние исследования, выполненные под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой (Г.А. Кудрина, Л.В. Ворошнина, А.А. Зрожевская, Н.Г. Смольникова, Е.А. Смирнова, Л.Г. Шадрина). В центре внимания этих исследований находится поиск критериев оценки связности речи, и в качестве основного показателя ими выделено умение структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями разных типов связных высказываний, видеть структуру текста, его основные композиционные части, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Таким образом, дошкольник начинает овладевать текстом как определенной моделью.

Рассказывание по зрительному, осязательному или слуховому восприятию носит описательный характер и подводит ребенка к рассуждениям. Дети рассказывают о тех предметах или явлениях, которые воспринимают в данный момент. Содержание текстов, создаваемых детьми, определяют сами предметы и явления, а наглядно воспринимаемые признаки и качества облегчают выбор соответствующих языковых средств. К данному виду рассказывания относятся описания игрушек, картин, натуральных предметов, явлений природы. В рассказывании по восприятию обеспечивается единство сенсорного, умственного и речевого развития.

В исследованиях многих психологов (Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.

        Систему предметно-смысловых отношений можно смоделировать, т.е. представить в виде наглядного графического плана, который будет отражать правила построения как высказывания, так и целого рассказа. Значимость моделирования неоднократно подчёркивалась известным педагогом-психологом Л.С. Выготским.

Остановимся подробнее на использовании наглядного моделирования в формировании связной речи, а именно процесса рассказывания, у детей дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью.

Виды моделирования:

1. Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений).

2. Предметно-схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур, театр-символизация; схемы предлогов).

3. Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).

При обучении детей рассказыванию с использованием моделирования главными выступают следующие методические приемы:

чтение текста, беседы, загадки, малые фольклорные формы, сюрпризы, игры, театры, кроссворды;

  рассказ: по плану-схеме; по опорным вопросам;

  по цепочке, выборочный; по следам демонстрируемого действия; с использованием элементов драматизации; с элементами творчества (языковая трансформация); после деформированного текста;

  упражнения: лексико - грамматические; специально - коррекционные, эмпатические;

  технические средства обучения: аудиозаписи текста, музыкальных фрагментов для развития темы произведения;

моделирование: графические схемы, фланелеграф, иллюстрации произведений, детские рисунки сюжетных фрагментов, детские схемы; иллюстрации рассказа одного ребенка другим (подбором картинок).

Т.А. Ткаченко, автор трудов по использованию моделирования в целях развития связной (описательной) речи старших дошкольников, обратила внимание на факторы, облегчающие процесс становления связной речи – это использование наглядности. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Вторым фактором является создание плана высказывания.

Схемы - модели рассматриваются как основа для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, диких и домашних животных и птицах, временах года, профессиях. Составные части схем отражают основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал, действия с объектами, части объекта).

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:использование наглядного моделирования вызывает интерес, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Необходимо обратить внимание на то, что обучению связной речи должна предшествовать подготовительная работа, направленная на устранение лексико - грамматических недостатков с помощью словарных и грамматических упражнений. Эти упражнения сопровождают рассматривание и предназначены для обогащения словаря названиями признаков, синонимами, антонимами, образными средствами языка, а также для усвоения подчинительных связей между существительными, прилагательными и глаголами, способов словообразования, построения описательных предложений.

        ТкаченкоТатьяна Александровна  предлагает следующий порядок работы по развитию связной речи.

Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям дает образец рассказа взрослый.

Составление рассказа по следам продемонстрированного действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.

Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа взрослого.

Составление рассказа по одной сюжетной картине. Отсутствие образца еще более усложняет задачу по составлению связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки и возможно начало работы над творческим рассказыванием.

Сравнение предметов и объектов с помощью вспомогательных средств (см. Схемы для составления описательных и сравнительных рассказов. «Издательство ГНОМ и Д», 2001).

Описание предметов и объектов с помощью вспомогательных средств.

Представленная система апробировалась, формировалась и уточнялась автором в течение примерно 20 лет. Особенности ее в том, что, последовательно применяя перечисленные этапы обучения, удается формировать связную речь у тех детей, которые изначально не владеют развернутыми смысловыми высказываниями, подменяя их называнием перечня предметов, действий либо набором непоследовательных, грамматически не оформленных фраз.

В методике используются упражнения, которые располагаются в порядке возрастающей сложности с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания.

В старшей и подготовительной группе способы наглядного моделирования включают:

• обозначение предметов при помощи разнообразных заместителей,

• использование и создание разных видов условно-схематического изображения реальных предметов и объектов;

• умение считывать и создавать графическое изображение признаков объектов, относящихся к тому или иному классу, виду, роду (транспорт, растения, животные и т.д.);

• умение ориентироваться в пространстве по его схематическому изображению; 

• умение создавать план реального пространства (план комнаты, участка детского сада, улицы и пр.);

• умение использовать пространственно- временную модель при составлении рассказов;

• самостоятельное создание моделей по собственному замыслу.

Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов»основных частей описательного рассказа.

Таким образом, связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Особым видом связной речи является монолог, который понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких – либо фактах, явлениях окружающей действительности, к которому относится и описательная сторона речи. Моделирование рассматривается как эффективное средство развития связной речи, а схемы - модели рассматриваются как основа для составления описательных рассказов в работе с детьми дошкольного возраста.

II.Практическая часть.

Работа по развитию монологической речи проводилась по этапам:

-аналитический

-подготовительный

-основной

-заключительный.

2.1. Аналитический этап.

Задача: определить уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Для определения уровня сформированности монологической речи была проведена диагностика (приложение1).

Результаты диагностики показали (на начальном этапе)

средний         низкий        высокий

уровень         уровень       уровень

Результаты констатирующей диагностики.

Изучение результатов, полученных, в ходе выполнения заданий дошкольниками позволило определить наиболее распространённые ошибки в связной речи: нарушена связность рассказывания, пропуски нескольких моментов действия, несоблюдение порядка слов. Самым сложным оказалось задание на составление описательного рассказа. Наблюдались такие ошибки как: нарушения закономерной последовательности в описании признаков, прослеживалась смысловая незавершенность микротем, возвращение к ранее произнесённому, отражение признаков предмета в большей степени повествования носит неупорядоченный характер, дефекты в грамматическом оформлении предложений. Отмечалось составление описательного рассказа только при помощи наводящих вопросов, указаний на детали предмета, описание самого предмета не отображали почти всех его значительных качеств и показателей, обычное перечисление отдельных признаков и элементов предмета имели хаотичный характер.

С целью выявления мнения  родителей (законных представителей) о необходимости развития связной речи у детей нами было проведено анкетирование по теме «Развитие связной речи у дошкольников».

В анкетировании участвовали 15 родителей воспитанников.

Результаты анкетирования  показали следующее:

- родители отмечают важность развития связной речи у детей. Считают, что в детском саду созданы условия для речевого развития ребёнка. Дома читают книги, покупают журналы, рассуждают, играют вместе с детьми. Но в то же время, родители  ссылаются на нехватку времени, занятость на работе. Родители нуждаются в помощи по проблеме речевого развития ребёнка.

2.2 Подготовительный этап

Задачи:

- разработать систему по формированию умений составлять описательные рассказы с использованием моделей.

- создать единое образовательное пространство

- пополнить развивающую среду необходимым дидактическим материалом.

Был составлен перспективный план,с которым мы ознакомили родителей.

Подготовили РППС: дидактические игры «Четвёртый лишний», «Опиши предмет», «Опиши картинку»…; оформили альбомы; картотеку словесных игр; изготовили алгоритмы по составлению описательных и сравнительных рассказов. Особое место при обучении детей рассказыванию мы уделяли наглядности.

Использовали модели разнообразных видов: предметные, предметно-схематические, схематические. Проводили занятия, игры и упражнения, подготавливающие детей к составлению описательных монологов с использованием моделей. Дошкольники овладели способами замещения реальных компонентов объекта условными обозначениями.

Фронтальные занятия строились на основе тематического планирования по лексическим темам недели.

Также мы организовали уголок по развитию речи.

Большое внимание уделялось взаимосвязи с родителями. Проводились консультации, беседы, родительское собрание, размещалась информация в уголке для родителей. Предлагалось родителям совместно с детьми подготовить сообщения на лексическую тему недели. Например: «Животные жарких стран», «Обитатели подводного мира» и т.д.

Для повышения уровня речевой активности детей были разработаны консультации для родителей, где предоставлен теоретический и практический материал по развитию речи, который помогает заинтересовать и совместными усилиями добиться плодотворной работы в данном направлении, так как развитие речи детей не должно идти стихийно. Родители могут вести параллельный образовательный процесс дома в соответствии с возрастными задачами.

Осознанное включение родителей в совместный с педагогами образовательный процесс позволит значительно повысить уровень речевого развития детей.

Итак, применение метода моделирования связного высказывания позволило нам более успешно обучить детей составлению описательных рассказов, повысить интерес к данному виду деятельности и добиться значительных результатов.

2.3. Основной этап – формирующий

        Задача:провести работу по формированию  умений составлять описательные монологи у детей старшего дошкольного с использованием моделирования.

Работа по развитию монологической речи по средствам метода моделирования с использованием авторской технологии Ткаченко Т.А. условно была разделена на несколько блоков:

1. Блок.О предметах и объектах (игрушки, мебель);

2.Блок.Составление описательных рассказов о временах года.

3. Блок. Описательный монолог по картине

1 Блок. О предметах и объектах (игрушки, мебель)(сравнительные описательные монологи).

Описание  - особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определённой последовательности. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.

Использовали модели разнообразных видов: предметные, предметно-схематические, схематические. Проводили занятия, игры и упражнения, подготавливающие детей к описанию описательных монологов с использованием моделей. Дошкольники овладели способами замещения реальных компонентов объекта условными обозначениями.

В качестве символов – заместителей использовали схематическое изображение напоминающие замещаемый предмет. В играх «Угадай-ка», «Выбери персонажей»- закреплялись навыки действий замещения. Дети по условным обозначениям отгадывали, о каком предмете идёт речь, подбирали к ним условные заместители, а затем с их помощью перечисляли его признаки.

Далее мы формировали навыки составления описания предметов, начиная от простого описания, с помощью вопросов взрослого. Например, при составлении рассказа- описания «Животные жарких стран», была использована схема, отражающая основные части рассказа – описания: перечисление признаков внешнего вида, где живёт, чем питается, как защищается от врагов, детёныши животного.

Применяли упражнения на узнавание предмета по его описанию, сравнение предметов по основным признакам, игры: «Угадай, о чём сказала?», «Загадки», «Семейный гардероб», «Мои игрушки» и др., а также умение составлять описательный рассказ в дидактической игре «Магазин», где каждый ребёнок должен был «купить» себе игрушку, самостоятельно  описать внешний вид,  характерные особенности, но не называть её. Далее  в игру вводилась схема  Т. А. Ткаченко для составления рассказов о предметах. Они представляет собой лист картона, разделенный на квадраты по количеству признаков, о которых надо рассказать.  В каждом квадрате изображен символ, указывающий детям на последовательность изложения:

 цветовые пятна (цвет предмета);

 геометрические фигуры (форма предмета);

 два мяча разной величины (размер предмета);

 образцы ткани, фольги, дерева (материал, из которого изготовлен предмет);

 пирамидка с разобранными кольцами (части предмета);

 рука (действия с предметом).

и рассказ составлялся поэтому плану: какого цвета игрушка, какой формы, какого размера, из чего сделана, какие детали характерны для неё, как с ней можно играть, необходимо также было высказать своё отношение.

Т.А. Ткаченко предлагает использовать различные схемы для описания разных групп предметов.

При проведении упражнений на сравнение предметов предварительно уточнялись понятия формы, цвета и других отличительных признаков. Вначале упражняли в сравнении однотипных предметов, отличающихся каким – либо одним признаком, например пирамидок различного цвета, но одинаковой формы и величины; затем сравниваются предметы, относящиеся к одной типологической группе (овощи, фрукты и т.д.). В дальнейшем перешли к сравнению предметов разных групп, но имеющих один – два общих признака (помидор, арбуз, мяч и т.д.). В этом нам помогли следующие игровые упражнения: «Похожие и разные», «Найди 10 отличий», «Твоё – чужое», «Различное в похожем» и др.

При обучении детей описанию игрушек, натуральных предметов и объектов использовали схематические модели. С их помощью развивали у детей умение выделять и называть объект описания, составлять описание путём перечисления признаков, свойств и качеств объекта в определённой последовательности. Использовали модели не только для составления описательного рассказа одного предмета, но и для параллельного сравнительного описания двух объектов. После составления описания составляли сюжетный рассказ, включив в него описываемые предметы. Начало рассказа придумывали мы, как бы задавая сюжетную линию, которую развивали потом дети.

2 Блок -Составление описательных рассказов о временах года.

При описании времён года в качестве элементов модели служили предметные картинки с изображением: солнца, неба, земли, деревьев, людей, зверей, птиц. Карточки по одной выставлялись на наборном полотне, коллективно обсуждалось их значение, отбиралось содержание, определялась последовательность изложения.Из этих маленьких схем, расположенных одна под другой, и составлялись мнемодорожки, по которым дети составляли описательный рассказ (например, о зиме или весне). Данные мнемодорожки служили своеобразным зрительным планом для создания монологов, которые помогали детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Разбирая последовательно каждую модель, мы с детьми выслушивали отдельные ответы, обсуждения. Затем соединялись фразы в целое повествование. Преимущество этого приёма в том, что активны все дети. Они наглядно представляют себе, что значит составить описательный рассказ. На некоторых занятиях использовали составление рассказа по частям. Рассказы становились полнее.

         Применили дидактическую игру «Писатель», ребенку предлагали изобразить знаменитого писателя, который придумал «рассказ» или «сказку» о времени года, в зависимости от изучаемого материала.  Затем кто-либо из детей рассказывал подготовленное им по опорной схеме описание картинки.

           Предлагали игру «Самый главный». Разыграли ситуацию  о том, как поспорили времена года кто из них самый главный. Рассмотрев картинки описать, используя схему от первого лица и заканчивая словами «Я самая(ое) главная (ое) время года!». В конце игры сделали вывод о том, что все участники спора нужны, и все они главные, среди них нет более или менее важных.

 Также детям предлагался образец рассказа составленного совместно, а затем каждый ребёнок самостоятельно составлял рассказ по модели.

3 Блок -Описательный монолог по картине.

При обучении детей составлению рассказов-описаний, мы пользуемся схемами Т.А.Ткаченко, которые берём за основу, но изменяем и совершенствуем их.

При описании картины дети часто ограничиваются простым перечислением объектов картины, не выделяя при этом главные и второстепенные признаки. Расположенные в определенном порядке модели помогут ребенку последовательно описать картину.

Использовали не только сюжетные картины, но и серии сюжетных картин для составления рассказа с завязкой, кульминацией, развязкой. Учили детей видеть не только то, что изображено на переднем плане, но и задний план картины в деталях в настоящий момент, но и то, что предшествовало, и последующие события. Сначала рассматривали картину, беседовали по ней, затем составляли план рассказа совместно. Как образец предлагали сильному ребёнку составить рассказ.

        Использовали картинки с проблемными ситуациями.Каждый сюжет имеет различные варианты толкования, поэтому, используя одну картину, можносоставить несколько рассказов.
В качестве основного вспомогательного средства для речевых упражнений мы использоваливопросы.

Особенно сложным показалось составление рассказывания по пейзажной картинке. Если при составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строилась в несколько этапов:

- выделение значимых объектов картины;

- рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

- определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

- объединение мини-рассказов в единый сюжет.

В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по картине была работа с пособием “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагали картину с ограниченным количеством пейзажных объектов (река, кочки, туча, кустарник; или дом, огород, дерево и т.п.) и мелкие изображения живых предметов – “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине использовали следующиеприемы:

- придумывание названия к картине или серии картин". Придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту - эпизоду);

- фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.  Работа над каждым из фрагментов проводили аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.

-  Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины ("Кто самый внимательный?", "Кто лучше запомнил?" и т.д.).

-  Придумывание продолжения к действию, изображенному на картине (их серии).

- Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок. Игра-упражнение "Угадай-ка" (по вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине, но закрытого экраном фрагмента).

При этом обращали внимание на то, чтобы речь детейбыла содержательной, развёрнутой, логичной, последовательной, связной, грамотной, точной, чёткой.

Используя в своей работе наглядное моделирование, учили детей анализировать, делать сравнения, формулировать и высказывать суждения.

Применение данной методики  способствует развитию у детей  не только умения составления описательных рассказов, но и  развития связной речи в целом, а также способствует обогащению словарного запаса.

2.4.Заключительный этап.

На заключительном этапе для определения эффективности разработанной системы была проведена контрольная диагностика, которая показала, что использование наглядного моделирования в системе работы дал положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей

средний        низкий          высокий

уровень         уровень        уровень

Из всего выше сказанного  можно сказать: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе работы с детьми дошкольного возраста.Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения, речевая активность повысилась, научились составлять рассказы. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

      Как показал опыт нашей работы, введение в занятия по обучению рассказыванию различных заданий творческого характера, использование картинно-графических схем, игровых и компьютерных технологий  значительно способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей.

Поэтому проделанная работа доказывает актуальность данной темы. С детьми нужно продолжать работу над формированием связной речи не только в условиях детского сада, но и дома.  Своевременная работа – это важнейшее условие полноценного речевого и общего психического развития.

Вывод.

Таким образом, связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Особым видом связной речи является монолог, который понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких – либо фактах, явлениях окружающей действительности, к которому относится и описательная сторона речи. Моделирование рассматривается как эффективное средство развития связной речи, а схемы - модели рассматриваются как основа для составления описательных рассказов в работе с детьми дошкольного возраста.

          Систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием мнемотехники, дидактических игр и упражнений, занимательного материала,  наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников,  дает свои результаты. Связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам, словарный запас детей  из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе.

Литература

1.Бородич, A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие для студентов / А.М.Бородич. — М.: Просвещение, 1981. – 256 с.

2.Давыдова, Т.Г., Возная, В.М.    Использование опорных схем в работе с детьми.  Справочник старшего воспитателя  2008г.  № 1. с.36.

3.Коноваленко В.В. Развитие связной речи. М.: 2000.

4.Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

5.Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 1988., стр.73.

6.Ткаченко, Т. Использование схем в составлении описательных рассказов.  //  Дошкольное воспитание. – 1990. № 10. С.26.

7.Ушакова О. С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию основных видов движений через организацию подвижных игр у детей старшего дошкольного возраста".

В настоящее время в педагогической практике используется большое количество методик, однако не каждый специалист может разобраться в их технологии, да и не каждому ребенку под силу освоить ту или иную...

Домашние задания составлены в соотвествиии с примерным планированием для детей старшего дошкольного возраста с ОНР для формирования лексико - грамматических категорий.(Зима)

Домашние задания  составлены в соотвествиии с  примерным планированием для детей старшего дошкольного возраста с ОНР для формирования лексико - грамматических категорий....

Опыт работы по теме "Формирование навыков звуко - буквенного анализа слова посредством развивающих игр у детей старшего дошкольного возраста"

Обращение к теме развивающих игр как средству формирования навыков звукобуквенного анализа слова дошкольников, несмотря на многочисленные исследования, вызвано практической необходимостью: трудностью ...

Консультация для воспитателей: «Игровое моделирование на песке как метод познания для детей старшего дошкольного возраста»

В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре....

Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством метода наглядного моделирования.

В данной методической работе демонстрирую эффективное использование метода наглядного моделирования в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Обобщение опыта работы «Формирование коммуникативных навыков посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Одним из основных направлений, развития коммуникативной компетентности является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить у ребенка выразительность речи, повысить ...

Методические рекомендации «Формирование представлений о родном крае посредством виртуальной экскурсии у детей старшего дошкольного возраста»

Методические рекомендации «Формирование представлений о родном крае посредством виртуальной экскурсии у детей старшего дошкольного возраста»...