Консультация. «Современные технологии для развития речи дошкольников». 2019 г.
консультация по развитию речи

Васильчук Ирина Алексеевна

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы…, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» Л. С. Выготский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Прогимназия № 108 г. Улан-Удэ

Консультация.

«Современные технологии для развития речи дошкольников».

Составила: воспитатель

«МАОУ Прогимназия 108» г. Улан-Удэ

Васильчук И.А.

Г. Улан-Удэ 2019г.

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы…, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» Л. С. Выготский

  • Сенситивным периодом развития всех психических процессов является дошкольный возраст. Однако современный мир и его технические «игрушки» подменяют ребенку необходимость получения познавательной информации из общения со сверстниками, взрослыми, из любимых детских книг. Ребенок легко осваивает технический язык, но при этом живая речь утрачивает свою значимость, эмоциональность. Следовательно, единственным выходом из сложившейся проблемы является необходимость максимального обогащения речи детей в условиях ДОУ.
  • Технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.

На современном этапе в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, а так же с введением Федерального государственного образовательного стандарта традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию. Изучение элементов культуры речи общей системе обучения и воспитания влияет на духовный мир ребенка и способствует решению коммуникативных задач в детском коллективе. Ф.Сохин, обобщая взгляды лингвистов и психологов, подчеркивал, что без речевого общения невозможное полноценное развитие ребенка.

В настоящее время перед педагогами поставлены цели в решении следующих задач по развитию речи дошкольников.

Развитие связной речи дошкольников и речевого творчества детей;

1. Технологии развития артикуляционной моторики:

  • комплексы самомассажа «Веселые щечки»;
  • точечный массаж;
  • артикуляционная гимнастика с использованием «Артикуляционного куба».

2. Технологии развития мелкой моторики:

  • кинезиотерапия (игротренинг);
  • литотерапия (камешки «Марблс»);
  • арт-терапия: пескотерапия, нетрадиционные формы изобразительной деятельности;

3. Технологии развития фонематического слуха.

  • музыкотерапия;
  • темпоритмический тренинг;
  • фонематическая гимнастика.

4. Технологии формирования речевого дыхания

  • элементы технологии биологической обратной связи (диафрагмально-релаксационный тип дыхания);
  • дыхательные тренажеры.

5. Технологии развития лексико-грамматических компонентов и связной речи:

  • синквейн-технология;
  • сказкотерапия;

А теперь вспомним современные технологии речевого развития детей.

Здоровьесберегающие технологии—это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровье-сберегающих образовательных технологий - обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения, и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Важно понимать, что здоровье—это состояние полного физического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физического дефекта.

Здоровьесберегающие технологии—это

цветоттерапия

музыкотерапия

игротерапия

фитотерапия

песочная терапия

аромотерапия

витаминотерапия

физиотерапия

релаксация

психогимнастика

воздушные ванны

дыхательная гимнастика

закаливание

профилактика плоскостопия

профилактика нарушения

осанки

массаж и самомассаж

гимнастика пробуждения.

 Азбука общения

Цели технологии:

формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений, эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям; создание опыта адекватного поведения в обществе и подготовки ребенка к жизни.

Основные авторы технологии Людмила Михайловна Шипицына, Оксана Владимировна Защиринская (соавторы Алла Воронова, Татьяна Нилова).

Использование Технологии «Азбука общения»

позволяет  развить навыки межличностного взаимодействия детей от 3 до 6 лет со сверстниками и взрослыми.

Результатом внедрения технологии «Азбука общения» стало понимание и принятие идеи - Научись детей любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья! Если ты не понимаешь другого человека - у тебя будут проблемы. Центральная идея- это установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами.

Для решения названных задач используются следующие формы  образовательной деятельности:

развивающие игры (словесные, сюжетно-ролевые, театрализованные);

- этюды, импровизации;

- наблюдения, прогулки, экскурсии;

- моделирование и анализ ситуаций общения;

- сочинение историй и др.

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ

(АВТОР Г. С. АЛЬТШУЛЛЕР)

Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ — область знаний о механизмах развития технических систем и методах решения изобретательских задач.

Автором технологии ТРИЗ является советский (российский) изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер, который был убеждён в возможности выявить из опыта предшественников устойчиво повторяющиеся приёмы успешных изобретений и возможности обучить этой технике всех заинтересованных и способных к обучению.

На основе его выводов создали свое методическое пособие  «Технологии развития связной речи дошкольников» Татьяна Александровна Сидорчук и Николай Николаевич Хоменко, внедрив в это пособие и технологии РТВ.

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ-РТВ

(АВТОРЫ: Н. Н. ХОМЕНКО, Т. А. СИДОРЧУК)

Также хочется отметить, что наиболее эффективными являются технологии развития речи детей, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и РТВ (развитие творческого воображения)

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы,  разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышлениетехнология позволяет естественным образом осуществить личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС дошкольного образования.

Основные этапы методики ТРИЗ

1. Поиск сути

Перед детьми ставится проблема (вопрос, который надо решить.) И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.

2. «Тайна двойного». На этом этапе мы выявляем противоречие: хорошо-плохо

Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь

3. Разрешение этих противоречий (при помощи игр и сказок).

Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.

Следующая технология, на которую мне хотелось бы обратить ваше внимание – это синквейн. Синквейн - нерифмованное стихотворение из 5 строк, которое могут составить абсолютно все. В этом его огромный плюс в плане поддержания самооценки ребенка. Детям синквейн помогает реализовать свои интеллектуальные возможности, пополнить словарный запас для составления краткого пересказа; помогает развить речь и мышление посредством игрового приема

МНЕМОТЕХНИКА - (греч.) – «искусство запоминания» - это система  методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Данная система методов способствует:

развитию разных видов памяти

(слуховой, зрительной, двигательной, тактильной);

мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников.

Методы мнемотехники очень действенны при обучении детей пересказу произведений художественной литературы, при заучивании стихов. 

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста рекомендовано использовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, ёлочка- зелёная.  Детям старшего возраста предлагаем схемы в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.  Мнемотехнику используем в виде мнемоквадратов, мнемотаблиц, мнемодорожек. Мнемотаблицы составляем к русским народным сказкам, загадкам, считалкам, стихам.

Лингвистические игры

«Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т. д.).

«Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т. д.).

«Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т. д.).

«Чем похожи и чем отличаются?» (кит – кот; кот-крот; кот-ток и т. д.).

«Антидействие» (карандаш – ластик, грязь – вода, дождь – зонт, голод – пища и т. д.).

«Кто кем будет?» (мальчик – мужчиной, жёлудь – дубом, семечка – подсолнухом и т. д.).

«Кто кем был» (лошадь – жеребёнком, стол – деревом и т. д.).

«Чем был, чем стал» (глина – горшок, ткань – платье и т. д.).

«Что умеет делать?» (ножницы – резать, свитер – греть и т. д.).

Использование лингвистических игр, представленных в этой технологии, позволяет развивать различные виды речевой активности, каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.

Технология проектной деятельности

В России реализовывался А.С. Макаренко.

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Технология интегрированного обучения

Способствует развитию потенциала самих воспитанников, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей

Интеграция дает возможность для самореализации,самовыражения, творчества педагога,  раскрытия его способностей. Она может проходить по следующим направлениям:

  • музыка+ познавательное развитие (ФЭМП);
  • речевое развитие (развитие речи, обучение грамоте) + познавательное развитие (ФЦКМ) + музыка;
  • речевое развитие (развитие речи)+ музыка +художественно-эстетическое развитие (рисование) + художественная литература;
  • познавательное развитие (экспериментально-исследовательская деятельность, ознакомление с окружающим) + художественно-эстетическое развитие;
  • (аппликация) речевое развитие (обучение грамоте, развитие речи), и т.д.

Детям не даются готовые знания, их учат «добывать» самостоятельно, путем экспериментально-исследовательской деятельности. Вместе с воспитателем они ставят интересные эксперименты ,узнают о свойствах

предметов, выражают в речи практические действия и воплощают художественно-творческий образ в рисовании.

ВЫВОД:

Правила для смелых и упорных педагогов:

Планируйте работу по развитию речи не иногда, не часто, а очень часто.

Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети.

Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Используемая литература:

  1. Акименко, В.М. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие [Текст] / В.М. Акименко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 105с
  2. Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии [Текст]
  3. Гин, А.А. Приемы педагогической техники [Текст] / А. Гин. – М.: Вита-Пресс, 2003. – 122с
  4. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С.А. Миронова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 192с
  5. Фадеева, Ю.А., Пичугина, Г.А. Творим и говорим [Текст] / Ю.А. Фадеева, Г.А. Пичугина. – М.: ТЦ «Сфера», 2012. – 64с.
  6. Л.В. Филиппова Сказка как источник творчества детей. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 288с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Актуальность проблемы речевого развити. Использование современных технологий для развития речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. ...

"Использование современных технологий в развитии речи дошкольников"

Практический материал, рекомендации по работе с детьми  по развитию речи....

Доклад на педсовете «Современные технологии для развития речи дошкольников».

В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей для развития связной речи....

Доклад на метод объединение "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность. Традиционные ф...