Кинезиология, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Маслакова Юлия Геннадьевна

Коррекция речевых нарушений методами кинезиологии у детей дошкольного возраста, путём развития межполушарного взаимодействия, которое способствует активизации мыслительной и речевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Кинезиология, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи

Содержание проекта:

Автор проекта:

Маслакова Юлия Геннадьевна, учитель-логопед.

Вид проекта: логопедический игровой  проект

Тип проекта: долгосрочный

Срок реализации: октябрь-апрель

База реализации проекта: МБОУ «ДС «Березка»

Участники проекта: учитель-логопед, дети подготовительной к школе группе, воспитатели группы, родители воспитанников.

Актуальность.

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимать информацию на слух или глазами, т.е в последнее время отмечается увеличение количества детей с фонетико-фонематическими нарушениями в речи, а также с общим недоразвитием речи.

Для преодоления у таких детей нарушений, а так же предупреждения развития патологических состояний необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Н.С.Лейтеса, П.Н.Анохина, И.М.Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны даёт возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребёнка через тренировку тонких движений пальцев рук. И. П. Павлов писал: «развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обеих полушариях даёт человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».

Цель проекта:

Коррекция речевых нарушений методами кинезиологии у детей дошкольного возраста, путём развития межполушарного взаимодействия, которое способствует активизации мыслительной и речевой деятельности.

Гипотеза:

Если в работе с детьми, имеющими речевые нарушения использовать кинезиологические методы, то ускоряется процесс и качество коррекционного воздействия.

Задачи проекта:

•  развитие межполушарного взаимодействия;

•  синхронизация работы полушарий;

•  снятие эмоциональной напряженности;

•  развитие мелкой моторики;

•  развитие памяти, внимания;

•  коррекция речевых нарушений;

•  создание банка диагностического и методического инструментария для педагогов и родителей.

         Этапы реализации проекта.

Этапы реализации проекта

1 этап:

Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме

Изготовление комплекса кинезиологических упражнений;

Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики рук и координации движений рук

Разработка консультаций для родителей (папки-передвижки, карточки, справочники)

2 этап основной:

Работа выстраивалась в двух направлениях:

Проведение коррекционно-развивающих кинезиологических занятий;

С родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»

3 этап – заключительный:

- мониторинг уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук

- разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики рук.

-обобщение педагогического опыта по теме: «Кинезиологические упражнения – эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи».

психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.

  Участники проекта:

  • дети, посещающие компенсирующую группу с ОНР, и дети с общеобразовательной группы МБДОУ «ДС «Березка», возраст 6-7 лет
  • учитель-логопед
  • Воспитатель группы компенсирующей направленности
  • родители воспитанников.

Срок реализации проекта: октябрь-апрель

Предполагаемый результат:

  • Снижается тревожность, дети становятся спокойнее и увереннее.
  • Повышается мотивация к обучению.
  • Развивается устная речь.
  • Формируется логическое мышление.
  • Улучшаются коммуникативные навыки.
  • Улучшение речи.

Методы и приемы:

Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.

Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

  • Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
  • Массаж – воздействует на биологически активные точки.
  • Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Система деятельности по кинезиотерапии ориентирована на дидактические принципы воспитания и развития.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:

         - Кинезиологическая гимнастика проводятся утром, длительностью 5-15 мин.;

- Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;

         - Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков.

- От детей требуется точное выполнение движений и приемов;

Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели на каждый комплекс.

Продукты проектной деятельности:

Материал для консультирования родителей (карточки, справочник);

Проведение семинара – практикума для родителей: «Коррекция произношения методом кинезиологии».

Изготовление комплекса кинезиологических упражнений;

Оформление папки – передвижки: «Кинезиологические упражнения».

            Методическое обеспечение:

1. П. Деннисон, Г. Деннисон «Программа «Гимнастика ума». Пер. С.М.Масгутовой, Москва, 1997 г.

2.В. Любимова «Кинезиология, или природная мудрость тела», «Невский проспект», Санкт – Петербург, 2005г.

3. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

4.Шанина Г.Е. Учебное пособие «Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков», Москва, 2001 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Развитие речи детей с общим недоразвитием речи посредством использования экспонатов мини-музея Народных промыслов

В статье представлен опыт работы по использованию игр и игровых упражнений на развитие лексико-грамматических категогий в условиях мини-музея ДОУ. Данные игры и игровые упражнения успешно могут быть и...

Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи

Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи...

Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...

Проект "Игра в кроссенс, как средство развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи".

Проект реализуется в старшей группе компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи. Рабочая программа, составленная с учетом рекомендаций Н.В Нищевой, имеет раздел коррекционно-развивающей ...

Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи

Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....

Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи

Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....

СТАТЬЯ "АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА С БИОНЕРГОПЛАСТИКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

Данная статья посвящена изучению артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой как средства для развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи....