Конспект по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»

Конспект по развитию речи в старшей группе

«Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж»

Описание: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=f77bc7538f1e732819f76d430cbd0bd39002861d-8310669-images-thumbs&n=13

                                                                           Воспитатель: Бурнайкина М.В.

Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

1.Образовательные:

- познакомить со сказкой А. Н. Толстого «Еж»;

- учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты;

- учить составлять простые предложения, самостоятельно опираясь на картинки-схемы;

- закрепить знания детей о русских народных сказках («Крылатый, мохнатый да масляный»«Заяц – хвастун»«Хаврошечка»«Царевна – лягушка», сказках других народов («Айога»«Как лисичка бычка обидела», сказках русских писателей «Серебряное копытце» П. П. Бажова, «Рифмы» Б. В. Шергина;

- закреплять представления детей о жанровых особенностях сказки, ее отличиях от рассказа;

2. Развивающие:

- расширять кругозор детей;

- развивать умение отгадывать загадки;

- упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных имен к определенному имени;

- продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение, понимать его смысл, умение отвечать на поставленные воспитателем вопросы;

- совершенствовать связную речь;

- расширять словарный запас;

- развивать творчество, фантазию, воображение;

- развивать зрительную память, мышление, координацию движений;

- совершенствовать интонационную выразительность речи;

3.Воспитательные:

- воспитывать культуру речевого общения; воспитывать любовь к животным.

- формировать интерес у детей к ООД;

- формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении речевых задач;

- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Предварительная работа: чтение русских народных сказках, сказок других народов, сказок русских писателей, чтение художественной литературы о животных, рассматривание картинок с изображением диких и домашних животных и их детенышей, беседы о диких и домашних животных и их детенышах, отгадывание загадок, лепка, аппликация, рисование, настольно – печатные, дидактические и подвижные игры.

Словарная работа: еж, клубком свернуться, задрав хвост, боднуть норовить, растопырить.

Методы и приемы:

1)игровые: игровая мотивация, физкультминутка, дидактическая игра

2)словесные: беседы, чтение художественной литературы, объяснения, индивидуальные и хоровые повторения

3)наглядные: рассматривание книг, иллюстраций, картинок, графических схем

4)практические: работа с опорными схемами

Оборудование: книги со сказками «Заяц – хвастун», «Хаврошечка»«Царевна – лягушка», «Как лисичка бычка обидела»«Серебряное копытце» П. П. Бажова,  портрет писателя А. Н. Толстого, книга со сказкой А. Н. Толстого «Еж», иллюстрации к сказке А. Н. Толстого «Еж», графические схемы к сказке А. Н. Толстого «Еж», мольберт.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Какое у вас сегодня настроение 

Дети: ответы детей.

Воспитатель: У меня тоже сегодня хорошее, радостное настроение. Давайте поиграем в игру.

Игра «Встали дружно все мы в круг».

Встали дружно все мы в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель:  Давайте мы улыбнёмся, и подарим своё настроение всем, кто нас окружает.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся на выставку. А на какую выставку, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Есть листок, есть корешок.

А не куст и не цветок.

Нету лап, нету рук.

А приходит в дом как друг.

На колени к маме ляжет,

Обо всём тебе расскажет.

Дети: Книга.

Воспитатель:  Правильно. Это книга. Я приглашаю вас на книжную выставку.

Рассматривание книг А. Н. Толстого.

Воспитатель: Какие книги вы видите на этой выставке.

Дети: «Заяц – хвастун», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка», «Как лисичка бычка обидела», «Серебряное копытце» П. П. Бажова и т. д.)

Воспитатель: К какому литературному жанру относятся все эти произведения? 

Дети: сказки.

Воспитатель: Но мы с вами читали не только сказки, но и рассказы. А кто мне скажет: Чем отличается сказка от рассказа?

Дети: В сказке много волшебных предметов, и существ, а в рассказе их нет.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой, а написал ее русский писатель А. Н. Толстого. (Показ портрета)

Но чтобы узнать про кого сказка, вам придётся отгадать загадку:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много

А ниток ни одной. 

Дети: Ёжик.

Воспитатель: Молодцы, ребята, это действительно ёжик. (Показ картины с изображением ежа).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему этих животных так называют? 

Дети: ответы детей.

Воспитатель: По мнению некоторых исследователей, в слове «ёж» прослеживается индоевропейский корень, означающий «колоть». В связи с чем, под словом «еж» понимается буквально «колючий».

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Придумай ласковое слово». Как вы ласково назовете ежа? 

Дети: Ежонок, ежик, ежатки, ежичек и т. д.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Воспитатель: Представьте, что встретились однажды ёж и телёнок, которые никогда раньше не видели друг друга. Интересно, что подумал ёж. С кем сравнил незнакомого ему огромного зверя?

Воспитатель: А что подумал телёнок, увидев ежа?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, чем закончилась эта встреча?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А сейчас я вам прочитаю сказку Алексея Николаевича Толстого, которая называется «Ёж»(Показ книги)

Чтение сказки.

Теленок увидел ежа и говорит:

– Я тебя съем!

Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался,клубком свернулся и фыркнул:

– Попробуй.

Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

– Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.

– Еж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.

А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:

– Я огромного зверя победил, должно быть, льва!

И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.

– У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.

Беседа по содержанию.

Воспитатель: Ребята, вы внимательно слушали сказку? 

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Давайте с вами побеседуем по содержанию этой сказки. Только отвечать нужно полным предложением

Воспитатель: Скажите, про кого эта сказка? 

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Кто кого увидел в сказке? 

Дети: Теленок увидел ежа. 

(Показ картинки с изображением теленка и ежа).

Воспитатель: Что теленок сказал ежу?

 Дети: Я тебя съем. А еж испугался, клубком свернулся.

Воспитатель: А что значит выражение «клубком свернулся»? 

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Выражение «клубком свернулся» означает: скататься, скрутится в клубок.

Воспитатель: А почему так делают некоторые звери? 

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Потому что чего- то боятся, от испуга.

Воспитатель: Что ответил еж теленку?

Дети: Еж фыркнул «Попробуй». Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит.

Воспитатель: Как вы понимаете выражение «задрав хвост»? 

Дети: ответы детей.

Воспитатель: «Задрав хвост» значит поднять кверху.

Воспитатель: А что значит слово «норовит»? 

Дети: ответы детей.

Воспитатель: «Норовит» значит настойчиво стремиться сделать что-нибудь – настойчиво стремиться боднуть рогами. Вообще, быки бодаются, потому что хотят показать свое преимущество над соперником.

Воспитатель: И что же сделал теленок?

Дети: Растопырил передние ноги и лизнул ежа.

 (Показ картинки).

Воспитатель: Что значит «растопырил»? 

Дети: ответы детей.

Воспитатель: «Растопырить» значит неуклюже расставить в стороны, раздвинуть. Теленок неуклюже расставил передние ноги.

Воспитатель: Что сказал он матери? 

(Показ картинки

Дети: Еж меня за язык укусил. Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.

Воспитатель: Куда в это время покатился еж?

Дети: А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе: «Я огромного зверя победил, должно быть, льва!»

Воспитатель: Почему он так сказал?

Дети: Потому что он не знал, что это был теленок, и он был намного больше его ежа.

Воспитатель: И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. Что это значит? 

Дети: Что про его храбрость стало известно всем зверям.

Воспитатель: А на самом деле еж проявил свою храбрость или нет?

Дети: Нет. Он тоже испугался теленка и свернулся в клубок. И даже, наверное, не понял, почему теленок закричал и убежал.

Воспитатель: А что говорили звери про него?

Дети: У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.

Воспитатель: Почему они это говорили шепотом со страху?

Дети: Потому что они думали, что он действительно победил настоящего льва.

Воспитатель: Давайте еще раз повторим конец сказки: И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за тёмный лес.

Воспитатель: А давайте произнесём последнюю строчку шёпотом

«У нас ёж-богатырь!»

Воспитатель: Сложим ладошки рупором и произнесём ещё раз: «У нас ёж-богатырь!»

Воспитатель: А сейчас давайте с вами превратимся в ежей и поиграем.

Физкультминутка «Ёжик».

По сухой лесной дорожке – Топ – топ – топ – топочут ножки. (Ритмично семенить на месте.)

Ходит, бродит вдоль дорожек весь в иголках серый ёжик. (Ходить вправо – влево.)

Ищет ягодки, грибочки для сыночка и для дочки. (Наклоны вниз.)

Если подкрадётся волк – превратиться ёж в клубок. (Присесть и сгруппироваться в комочек.)

Ощетинит ёж иголки – не достанется он волку. (Сидя комочком, кружиться на месте.)

Ёж не тронет никого, (Встать, встряхнуться.)

Но и ты не тронь его! (Погрозить назидательно пальчиком.)

Повторное чтение сказки.

Воспитатель: Я вам прочитаю сказку еще раз, вы слушайте внимательно, потом мы будем рассказывать. А читать сказку я буду с опорой на схемы.

Пересказ сказки с опорой на графические схемы.

Воспитатель: Ребята, пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, сказку можно пересказать втроем, даже вчетвером. Сначала надо рассказать о встрече теленка и ежа, потом как теленок лизнул ежа. А потом?

Дети: Как теленок убежал рассказывать корове – матери жаловаться.

Воспитатель: Потом?

Дети: Как еж рассказал ежихе, что он победил огромного зверя, возможно даже льва.

Воспитатель: И чем завершить пересказ?

Дети: Что пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. И все звери со страху шепотом говорили: «У нас еж – богатырь».

Пересказ сказки с опорой на графические схемы (по цепочке по частям).

Воспитатель: Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 4 детей к мольберту, потом еще 4 детей)

Воспитатель: А как бы ты озаглавил эту сказку?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а давайте придумаем свою концовку сказки. (Имя ребенка) как бы ты закончил сказку? (выслушать 3-4 детей)

Воспитатель: С какой сказкой вы сегодня познакомились?

Дети: «Еж».

Воспитатель: Кто написал эту сказку? 

Дети: Алексей Николаевич Толстой.

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из сказки?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали? 

Дети: клубком свернулся, задрав хвост, боднуть норовит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Пересказ сказки А.Н. Толстого "Еж"

Учить детей пересказывать сказки, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность. Закрепить знания детей о диких и домашних животных и их детёнышах. Учить составл...

Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе «Пересказ сказки Алексея Николаевича Толстого "Еж"»

обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы. Пересказ сказки Л. Н Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку»

Конспект НОД по развитию речи  способствует  формированию умения детей  пересказывать литературный текст....