Мастер-класс для педагогов «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»
методическая разработка по развитию речи

Вовк Марина Анатольевна

 «Сказки злые  и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критические воспринимать окружающее».

Д. Родари

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_karty_proppa.docx464.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ЯСЛИ - САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 398

ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Мастер-класс для педагогов

«Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей   дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Подготовила:       учитель-дефектолог  

Вовк Марина Анатольевна

Цель:

Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредством использования «карт Проппа» при пересказывании сказок или моделировании собственных сказочных историй.

Задачи:

  1. Обогатить опыт практической деятельности, направленный на применение нестандартных технологических приемов в развитии речевого творчества детей дошкольного возраста;
  2. Познакомить педагогов с основными этапами реализации метода В. Я. Проппа, обеспечивающего эффективный результат развития речевого творчества детей дошкольного возраста при пересказывании сказок и составлении собственных сказочных историй.
  3. Вовлечь педагогическую аудиторию в совместную деятельность по использованию практических приемов работы с «картами Проппа».

Материалы:

–        цветы разного цвета;

–        наборы карт В.Я.Проппа;

–        листы формата А3.

Речевое творчество – высшая форма речемыслительной деятельности. Оно определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения. Основные функции воображения - преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений.

В возрасте 5-6 лет у дошкольников, помимо речевой готовности к словесному творчеству, формируются и определенные психологические предпосылки. Известный ученый А. В. Запорожец рассматривает воображение как психический процесс, имеющий в дошкольном возрасте наибольшую пластичность и легко поддающийся педагогическому воздействию, и отмечает важность планомерной, последовательной работы по переводу хаотично возникающих воображаемых образов в «зримую» для ребенка «новую продукцию».

В результате развития речевого творчества дети дошкольного возраста активны в разнообразных словесных играх, направленных на обогащение активного словаря и расширение общего кругозора, самостоятельны и инициативны в творческом выражении своих мыслей, чувств, желаний; владеют устной речью на качественно высоком уровне; имеют прекрасный художественно- литературный вкус.

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно стимулировать процесс развития речи у детей дошкольного возраста.

Условно можно выделить два направления организации педагогической деятельности по решению этой задачи.

Первое направление отражает стихотворное речевое творчество дошкольников. В рамках его реализации традиционно используются речевые игры словесного творчества, активизирующих возможности детей дошкольного возраста проявлять свои творческие способности в сочинение небольших стихотворений. К играм на развитие речевого творчества можно отнести: игры в простые рифмы; рифмованные загадки по принципу

«доскажи словечко»; «слово в рифму»; шарады; логогрифы, метаграммы; анаграммы; омонимы; омографы; путаницы – перевертыши; буриме, синквейны, лимерики.

Второе направление ориентирует на развитие художественно – речевого творчества на основе знакомства с литературными произведениями различных жанров. Одной из таких технологий является наглядное моделирование. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа.

В   практическом пособии по развитию у детей речевого творчества, Дж. Родари «Грамматика фантазии» представлена методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа, которая заключается в пересказе сказок с использованием «карт Проппа».

Джанни Родари отмечает: «…преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребёнка. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей».

Целесообразность отмеченных выше технологических приемов, включая использование «карт Проппа», состоит в том, что ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.

Данные формы организации совместной образовательной деятельности хороши для снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании стихотворных произведений, сказочных героев, их действий и описания мест происходящего.

Использование символичных картинок, которые, как конструктор, структурируют сказочную историю, позволяют ребенку проводить ассоциации с реальными ситуациями своей жизни, познакомить с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя.

Также представленные методики позволяют расширить представления дошкольников о литературных источниках информации, научиться ориентироваться в тематике книг и структуре литературных произведений, оценивать социальные привычки литературных героев.4

Таким образом, систематическое использование в рамках реализации образовательной области «Речевое развитие» технологических приемов и методов по развитию речевого творчества позволяют развивать в ребенке художественный вкус, языковую культуру, творческое и активное отношение к жизни, искусству и литературе. Следовательно, создаются необходимые условия для организации совместной образовательной деятельности, способствующей развитию воображения у воспитанников, которое может реализовываться не только в речевом творчестве, но и других значимых видах детской деятельности.

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу познакомить вас с несколькими технологическими приемами развития речевого творчества детей дошкольного возраста, которые можно гармонично включать в совместную образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста 6 года жизни рамках реализации образовательной области «Речевое развитие».

ФГОС дошкольного образования регламентирует осуществление речевого развития с учетом ряда значимых направлений, где развитие связной речи и речевого творчества, овладение родным языком как средством общения и культуры являются одними из самых важных социально-личностных характеристик достижений ребенка в дошкольном детстве, служащих основой для формирования компетенций, необходимых для развития и обучения на следующей образовательной ступени.

На сегодняшний день существует множество практических приемов и методов, с помощью которых можно стимулировать процесс развития речевого речи у детей дошкольного возраста.

Условно можно выделить два направления организации педагогической деятельности по решению этой задачи.

Первое направление отражает стихотворное речевое творчество дошкольников, активизирующих возможности детей дошкольного возраста проявлять свои творческие способности в сочинение небольших стихотворений.

Второе направление ориентирует на развитие художественно – речевого творчества на основе моделирования собственных литературных произведений.

Теоретическая часть

«Убогость слова – это убогость мысли, а убогость мысли ведет к нравственной, интеллектуальной, эмоциональной, эстетической «толстокожести».

В. А. Сухомлинский

 «Сказки злые  и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критические воспринимать окружающее».

Д. Родари

Сегодня мы с вами вспомним или познакомимся с удивительной методикой развития речевого творчества детей дошкольного возраста, известной в практической педагогике - как метод развития детского воображения, фантазии, словесного творчества Владимира Яковлевича Проппа, впоследствии переработанная сказочником – Джанни Родари.

Методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок.

Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Такие ситуации – это своего рода кубики, из которых можно собрать любую сказку.

«Карты Проппа» – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки. Сказочных ситуаций или функций 28.

Карты Проппа подразумевают несколько этапов работы с ними.

1 этап. Знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения.

Объясняем общую структуру сказки:

-  присказка, зачин (приглашение в сказку);

-  повествование;

-  концовка  сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

2  этап. Проведение «подготовительных игр», которые помогут освоить карты.

«Волшебные имена» -  перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут. Почему Золушку назвали  Золушкой, а Кощея Бессмертного именно Кощеем Бессмертным.  

«Кто на свете всех злее (милее, умнее)?» - выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни. Также можно анализировать и положительных героев.  

«Хороший-плохой» -  в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя. Например, Емеля, его отрицательные качества-он ленивый, положительные -  добрый и отзывчивый.  

«Что в дороге пригодится?» - вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и зарубежных. (Скатерть-самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка.)

«Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.  

3 этап. Происходит знакомство с обозначениями «карт Проппа» (читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт). Для начала используем 4-6 карт, поэтому стоит подбирать потешки или небольшие сказки.

Простой пример на анализе потешки.

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живёт.

Тебе хвостик отгрызёт.

Что мы здесь имеем:

•        Герой – огуречик.

•        Запрет – нельзя ходить на другой конец деревни.

•        Вредитель – мышка.

•        Вредительство – хвостик отгрызёт.

•        Мораль – не послушался – остался без хвоста.

Даже в такой малой фольклорной форме присутствуют сказочные элементы.

Пример на анализе небольшой сказки «Кот, петух и лиса», продемонстрирую   работу с «картами Проппа».

Карты Проппа

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя – петушок оставался дом стеречь.

Карты Проппа

Собирается кот на охоту и говорит петушку:

- Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесет, съест и косточек не оставит.

Карты Проппа

Ушел кот, а Петя – петушок в избушке все прибрал, пол чисто подмел, вскочил на жердочку – сидит, песни поет, кота ждет. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела:  

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко —  Дам тебе горошку. Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла.

-Петушок испугался, закричал: «Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня».

Погнался за лисой что было духу, догнал ее, отнял петушка и принес его домой.

Карты Проппа

С        тех        пор        опять        кот        да        петух        живут        вместе,        а        лиса        уж больше к ним не показывается.

4 этап. Предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на «карты  Проппа».

Сказка  «Красная  Шапочка»

1. Карта –Жили – были.

Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной Шапочкой.

Карты Проппа

2. Карта - Герой покидает дом.

Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла.

Карты Проппа

3. Карта - Запрет.

“Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”,– наказывала ей мама. "Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно".

Карты Проппа

4. Карта - Нарушение запрета.

Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что

идет к бабушке, которая живет на краю        деревни.

Карты Проппа

5. Карта - Враг начинает действовать.

Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку и съел бабушку.

Карты Проппа

6. Карта - Появляется Ложный Герой.

Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку.

Карты Проппа

7. Карта - Разоблачение Ложного Героя.

Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у нее такие большие руки (получила ответ: «чтобы обнимать»), уши (чтобы лучше слышать), глаза (чтобы лучше видеть)…Ответив на последний

вопрос "почему у тебя такие большие зубы" — «чтобы съесть», волк проглотил девочку.

Карты Проппа

8. Карта - Появление друга - помощника. Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник.

Карты Проппа

9. Карта -Враг оказывается поверженным. Охотник вбежал в дом и убил волка.

Карты Проппа

10. Карта - Счастливый конец.

Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом.

Карты Проппа

11. Карта - Мораль.

А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами.

Карты Проппа

5. этап. Сочинение собственной сказки.

На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия и придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Для этого отбираются 5-8 карт.

Практическая часть

Уважаемые коллеги, я вам предлагаю попробовать сочинить свою собственную сказку, с помощью «карт Проппа». Предлагаем на данном этапе использовать 6 – 8 карт.

Для того, чтобы получить наиболее полное представление о данной методике, предлагаю коллегам объединиться в 2 - 3 подгруппы. Каждая подгруппа примет участие в сочинении собственной сказки с использованием выбранных участниками карт.

После завершения процесса сочинения сказок, участники зачитывают получившиеся сказочные истории, делятся впечатлениями, отмечают положительные моменты предлагаемой методики развития речи, определяют сложности, которые возникли в процессе практической деятельности.

Заключение

Результат:

– умение  запоминать последовательность событий;

– выделять основное содержание сказки;

– выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;

– пересказывать знакомые сказки и сочинять сказочные истории

– чувствовать красоту и образность родного языка.

«Методика построения сказочных историй», на мой взгляд, являются очень интересными и эффективными практическими приемами по развитию воображения и речевого творчества детей дошкольного возраста.

Их можно использовать не только как единую технологию по моделированию собственных неповторимых стихотворных и сказочных произведений в старшем дошкольном возрасте, но и как средство для пересказа сказок и подготовки к самостоятельному литературному творчеству в более раннем возрасте.

Систематическое использование в рамках реализации образовательной области «Речевое развитие» представленных технологических приемов по развитию речевого творчества позволяют развивать в ребенке художественный вкус, языковую культуру, творческое и активное отношение к жизни, искусству и литературе. Способствует развитию у детей дошкольного возраста одного из самых важных умений - умения ясно, понятно, красиво говорить. Стимулируют развитие воображения у воспитанников, которое может реализовываться не только в речевом творчестве, но и других значимых видах детской деятельности.

И самое главное, что развитие речевого творчества осуществляется с опорой на самый мудрый источник знаний человека – произведения художественной литературы и устного народного творчества.

Список литературы:

  1. Белобрыкина О. «Речь и общение» - Ярославль: « Академия развития», 1998г – 240с.
  2. Большева Т.Б.        «Учимся по сказке», Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Санкт Петербург, 2005г. – 112с.
  3. Волина В. В. Игры в рифмы. С.-Пб: изд-во Дидактика Плюс, 2007 – 224 с.
  4. Грамматика фантазии / Джанни Родари; пер. с итал. Ю.А. Добровольской - 4-е изд. – М.: Самокат, 2017. – 272с.
  5. Комплексная        образовательная        программа        дошкольного        образования

«ДЕТСТВО»/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогобердзе, О. В. Солнцева и др.- Спб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2016. – 352с.

  1. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие/авт-сост. О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова и др. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 200с.
  2. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996. – 464с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Екб.: Издательский дом «Ажур», 2014. – 23с.

Приложение

Значение карт Проппа

Что такое карты Проппа?, изображение №2

1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов "давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве").

Что такое карты Проппа?, изображение №3

2. Особое обстоятельство ("умер отец", "солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха").

Что такое карты Проппа?, изображение №4

3. Запрет ("не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы").

Что такое карты Проппа?, изображение №5

4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).

Что такое карты Проппа?, изображение №6

5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

Что такое карты Проппа?, изображение №7

6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).

Что такое карты Проппа?, изображение №8

7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).

Что такое карты Проппа?, изображение №9

8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).

Что такое карты Проппа?, изображение №10

9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

Что такое карты Проппа?, изображение №11

10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее "симпатичные" персонажи).

Что такое карты Проппа?, изображение №12

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

Что такое карты Проппа?, изображение №13

12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.

Что такое карты Проппа?, изображение №14

13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).

Что такое карты Проппа?, изображение №15

14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).

Что такое карты Проппа?, изображение №16

15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).

Что такое карты Проппа?, изображение №17

16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).

Что такое карты Проппа?, изображение №18

17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

Что такое карты Проппа?, изображение №19

18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

Что такое карты Проппа?, изображение №20

19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

Что такое карты Проппа?, изображение №21

20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).

Что такое карты Проппа?, изображение №22

21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).

Что такое карты Проппа?, изображение №23

22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

Что такое карты Проппа?, изображение №24

23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).

Что такое карты Проппа?, изображение №25

24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

Что такое карты Проппа?, изображение №26

25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

Что такое карты Проппа?, изображение №27

26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)

Что такое карты Проппа?, изображение №28

27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).

Что такое карты Проппа?, изображение №29

28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «МУЗЫКЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Задачи:Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);создание  условий для  формирования основ музыкаль...

Использование нетрадиционных средств развития речевого творчества детей дошкольного возраста в работе учителя-логопеда

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей. Эффект их применения зависит от профессиональной компетентности пед...

Карты Проппа, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок

В статье кратко рассмотрены особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Описаны особенности карт Проппа как средства развития связной речи, а так же применение карт при мо...

Конспект мастер-класс для педагогов на тему: «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект мастер-класс для педагогов на тему:«Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...

Карты Проппа, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок

Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Это...