КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ТЕМА: «ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА (В ОБРАБОТКЕ М. БУЛАТОВА)»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сафьянова Анастасия Алексеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №29 «У Лукоморья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по развитию речи

(старшая группа)

 

 

 

ТЕМА: «ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА

(В ОБРАБОТКЕ М. БУЛАТОВА)»

 

 

 

 

                                                                                                            Выполнила:

                                                                                                            Сафьянова А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Саяногорск

 

 

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ТЕМА: «ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА

(В ОБРАБОТКЕ М. БУЛАТОВА)»

Цель: создание условий для знакомства с русской народной сказкой. Показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.

 Задачи:

1) способствовать формированию представлений о русской культуре и народных традициях;

2) закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа.

3) уточнить представление детей о том, что значит «уметь дружить».

Методы и приемы:

Словесный метод: беседа по произведению, загадки

Наглядный метод: иллюстрации из сказки

Ход занятия

I. Вводная часть

1.1. Введение в тему

Я рада видеть вас таких красивых!

Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. Пусть она сопровождает вас на протяжении всего нашего общения. Улыбнемся и пожелаем друг другу радостного настроения.

Воспитатель показывает книги со сказками.

Воспитатель: Мы сегодня будем говорить о сказке. Что такое сказка? Откуда к нам пришли сказки? Какие бывают сказки?

Дети отвечают (Авторские – придумал и написал автор, а русские народные придумал народ много лет назад и рассказал их такими словами, которые живут только в русских народных сказках. Сказка - это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего на свете не бывает).

1.2. Мотивация деятельности детей

Воспитатель: Я принесла волшебную коробочку, в ней спряталась сказка, о которой мы сегодня будем говорить, а как она называется, вы скажите сами, но сначала надо отгадать загадки.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают

Средь болот жила царевна, но зелёною была.

Вы же знаете наверно - рукодельницей слыла.

Я скажу тебе на ушко, что царевна та (Лягушка)

Работать умела красиво и ловко, В деле любом, проявляя сноровку.

Хлеб пекла и скатерть ткала, Шила рубашку, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла. Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая)

Я в семействе не один, Третий, неудачный сын,

Каждый, кто со мной знаком, Называет дураком.

Не согласен я никак - Не дурак я, а добряк. (Иван - царевич)

Я — богатый, всемогущий, Очень стройный, страшно злющий,

Смерти вовсе не боюсь. Угадайте, как зовусь? (Кощей Бессмертный)

В ступе летаю, Следы заметаю.

Без чудес старушке Скучно жить в избушке. (Баба Яга)

К лесу передом стоит И кривой трубой дымит.

Там Яга - лесная бабка - На печи зевает сладко. (Избушка на курьих ножках)

Воспитатель показывает иллюстрации, дети называют сказку

Воспитатель: Ребята, приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в этот волшебный сказочный мир.

II. Основная часть:

2.1. Актуализация ранее приобретенных знаний.

Воспитатель: В нашем книжном уголке есть много разных сказок. И сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Царевна лягушка» в обработке М. Булатова.

2.2. Открытие (сообщение и приятие) нового знания. Чтение сказки «Царевна-лягушка». К каждому из эпизодов, представляется иллюстрация из презентации.

2.3. Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания.

Воспитатель: Мы с вами познакомились с замечательной сказкой. Давайте немного отдохнем.

 

Сказки слушать я люблю, (поочерёдно подставлять ладонь к правому и левому уху)

Маму вечером молю: (ладони сложить перед грудью)

Почитай мне эти сказки, (ладони вместе, то закрываются, то открываются)

Я потом закрою глазки, (ладони сложить под щёчку)

Будет сниться мне во сне,

Будто на лихом коне (попрыгать)

Я скачу на бой с Кощеем (попрыгать)

Или с трёхголовым Змеем. (сделать «очки» из большого и указательного пальца)

Побеждаю в сказке зло, (выставить кулак, а другой рукой забрать к себе)

Людям делаю добро.

Все ребята это знают – (похлопать друг другу по рукам)

Сказки в жизни помогают:

Быть нам честными всегда (сделать крест из рук на груди)

Не бояться никогда, (покачать головой)

Слабым помогать в пути (взяться за руки)

К людям с добротой идти. (поднять руки вверх и пошагать на месте)

1. Почему произведение так называется?

2. О чем вы узнали?

3. Что автор хотел нам рассказать этим произведением?

4. Что произошло?

5. Почему Иван женился на лягушке?

6. Что было бы, если никто из зверей не помог Ивану Царевичу?

Воспитатель: Предлагаю вам сыграть в игру «Вспомни и произнеси»

Попробуйте произнести таким голосом и тоном, каким вы думаете, говорили персонажи этой сказки.

Девочкам

• Что сказала лягушка, когда Иван-Царевич попросил её отдать ей стрелу. («Возьми меня замуж Иван-царевич, жалеть не будешь!»)

• Что сказала Василиса Премудрая Ивану царевичу, когда увидела, что он сжёг лягушечью кожу. («Ах, Иван-Царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще только три дня подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай. Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного»)

• Что говорила лягушка, когда Иван-царевич грустный приходил от царя, который давал задание для невесток? («Не тужи, Иван-Царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее»)

• Как Баба Яга рассказала Ивану-царевичу о смерти Кощея Бессмертного. («Его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук весит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный как свой глаз бережет»)

Мальчикам

• Что сказал царь сыновьям, когда они спросили: «За кого же нам, батюшка, посвататься?» («А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь»)

• Что сказал Иван-царевич гостям, на пиру, когда они услышали стук да гром? («Не пугайтесь, это моя лягушонка в коробчонке едет»)

• Что сказал Иван-царевич избушке на курьих ножках, когда её увидел? («Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом!»)

• Что сказал медведь Ивану-царевичу, когда тот хотел выстрелить в него? (Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я тебе пригожусь»).

III. Заключительная часть

3.1. Анализ и самоанализ деятельности детей.

Воспитатель: С каким произведением мы с вами познакомились? Почему оно так называется? Что вы расскажете родителям? Что мы сделали, чтобы вспомнить всю сказку? Что вам сегодня понравилось? Что было трудно? (ответы детей)

Многие из вас и раньше слышали эту сказку, но и сейчас наверняка с удовольствием ее прослушали. Замечательная волшебная сказка. «В ней русский дух… в ней Русью пахнет!»

Только в русских сказках живут Иван-царевич, Василиса Премудрая, Кощей Бессмертный; стоит избушка на курьих ножках с Бабой-ягой; А чтобы злое колдовство победить, надо быть упорным, сильным и добрым.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_tsarevna_lyagushka.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №29 «У Лукоморья»

Конспект занятия по развитию речи

(старшая группа)

ТЕМА: «ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА

(В ОБРАБОТКЕ М. БУЛАТОВА)»

                                                                                                         Выполнила:

                                                                                                         Сафьянова А.А.

г. Саяногорск

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ТЕМА: «ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА

(В ОБРАБОТКЕ М. БУЛАТОВА)»

Цель: создание условий для знакомства с русской народной сказкой. Показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.

 Задачи:

1) способствовать формированию представлений о русской культуре и народных традициях;

2) закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа.

3) уточнить представление детей о том, что значит «уметь дружить».

Методы и приемы:

Словесный метод: беседа по произведению, загадки

Наглядный метод: иллюстрации из сказки

Ход занятия

I. Вводная часть

1.1. Введение в тему

Я рада видеть вас таких красивых!

Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. Пусть она сопровождает вас на протяжении всего нашего общения. Улыбнемся и пожелаем друг другу радостного настроения.

Воспитатель показывает книги со сказками.

Воспитатель: Мы сегодня будем говорить о сказке. Что такое сказка? Откуда к нам пришли сказки? Какие бывают сказки?

Дети отвечают (Авторские – придумал и написал автор, а русские народные придумал народ много лет назад и рассказал их такими словами, которые живут только в русских народных сказках. Сказка - это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего на свете не бывает).

1.2. Мотивация деятельности детей

Воспитатель: Я принесла волшебную коробочку, в ней спряталась сказка, о которой мы сегодня будем говорить, а как она называется, вы скажите сами, но сначала надо отгадать загадки.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают

Средь болот жила царевна, но зелёною была.

Вы же знаете наверно - рукодельницей слыла.

Я скажу тебе на ушко, что царевна та (Лягушка)

Работать умела красиво и ловко, В деле любом, проявляя сноровку.

Хлеб пекла и скатерть ткала, Шила рубашку, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла. Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая)

Я в семействе не один, Третий, неудачный сын,

Каждый, кто со мной знаком, Называет дураком.

Не согласен я никак - Не дурак я, а добряк. (Иван - царевич)

Я — богатый, всемогущий, Очень стройный, страшно злющий,

Смерти вовсе не боюсь. Угадайте, как зовусь? (Кощей Бессмертный)

В ступе летаю, Следы заметаю.

Без чудес старушке Скучно жить в избушке. (Баба Яга)

К лесу передом стоит И кривой трубой дымит.

Там Яга - лесная бабка - На печи зевает сладко. (Избушка на курьих ножках)

Воспитатель показывает иллюстрации, дети называют сказку

Воспитатель: Ребята, приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в этот волшебный сказочный мир.

II. Основная часть:

2.1. Актуализация ранее приобретенных знаний.

Воспитатель: В нашем книжном уголке есть много разных сказок. И сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Царевна лягушка» в обработке М. Булатова.

2.2. Открытие (сообщение и приятие) нового знания. Чтение сказки «Царевна-лягушка». К каждому из эпизодов, представляется иллюстрация из презентации.

2.3. Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания.

Воспитатель: Мы с вами познакомились с замечательной сказкой. Давайте немного отдохнем.

Сказки слушать я люблю, (поочерёдно подставлять ладонь к правому и левому уху)

Маму вечером молю: (ладони сложить перед грудью)

Почитай мне эти сказки, (ладони вместе, то закрываются, то открываются)

Я потом закрою глазки, (ладони сложить под щёчку)

Будет сниться мне во сне,

Будто на лихом коне (попрыгать)

Я скачу на бой с Кощеем (попрыгать)

Или с трёхголовым Змеем. (сделать «очки» из большого и указательного пальца)

Побеждаю в сказке зло, (выставить кулак, а другой рукой забрать к себе)

Людям делаю добро.

Все ребята это знают – (похлопать друг другу по рукам)

Сказки в жизни помогают:

Быть нам честными всегда (сделать крест из рук на груди)

Не бояться никогда, (покачать головой)

Слабым помогать в пути (взяться за руки)

К людям с добротой идти. (поднять руки вверх и пошагать на месте)

1. Почему произведение так называется?

2. О чем вы узнали?

3. Что автор хотел нам рассказать этим произведением?

4. Что произошло?

5. Почему Иван женился на лягушке?

6. Что было бы, если никто из зверей не помог Ивану Царевичу?

Воспитатель: Предлагаю вам сыграть в игру «Вспомни и произнеси»

Попробуйте произнести таким голосом и тоном, каким вы думаете, говорили персонажи этой сказки.

Девочкам

• Что сказала лягушка, когда Иван-Царевич попросил её отдать ей стрелу. («Возьми меня замуж Иван-царевич, жалеть не будешь!»)

• Что сказала Василиса Премудрая Ивану царевичу, когда увидела, что он сжёг лягушечью кожу. («Ах, Иван-Царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще только три дня подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай. Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного»)

• Что говорила лягушка, когда Иван-царевич грустный приходил от царя, который давал задание для невесток? («Не тужи, Иван-Царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее»)

• Как Баба Яга рассказала Ивану-царевичу о смерти Кощея Бессмертного. («Его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук весит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный как свой глаз бережет»)

Мальчикам

• Что сказал царь сыновьям, когда они спросили: «За кого же нам, батюшка, посвататься?» («А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь»)

• Что сказал Иван-царевич гостям, на пиру, когда они услышали стук да гром? («Не пугайтесь, это моя лягушонка в коробчонке едет»)

• Что сказал Иван-царевич избушке на курьих ножках, когда её увидел? («Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом!»)

• Что сказал медведь Ивану-царевичу, когда тот хотел выстрелить в него? (Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я тебе пригожусь»).

III. Заключительная часть

3.1. Анализ и самоанализ деятельности детей.

Воспитатель: С каким произведением мы с вами познакомились? Почему оно так называется? Что вы расскажете родителям? Что мы сделали, чтобы вспомнить всю сказку? Что вам сегодня понравилось? Что было трудно? (ответы детей)

Многие из вас и раньше слышали эту сказку, но и сейчас наверняка с удовольствием ее прослушали. Замечательная волшебная сказка. «В ней русский дух… в ней Русью пахнет!»

Только в русских сказках живут Иван-царевич, Василиса Премудрая, Кощей Бессмертный; стоит избушка на курьих ножках с Бабой-ягой; А чтобы злое колдовство победить, надо быть упорным, сильным и добрым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по восприятию художественной литературы. Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» (в обработке А.Н. Толстова) для детей старшего дошкольного возраста.

Группа: старшаяЦель: развитие интереса детей к русским народным сказкамЗадачи:Образовательные:¾   Формировать умение различать литературные жанры;¾   Формировать  умение анали...

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Познакомить детей с новой сказкой,учить следить за развитием действия,сопереживать героям....

Конспект занятия по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

Задачи:познакомить  детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения;учить детей участвовать в бесе...

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди» в обработке М. Булатова. Младшая группа.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди» в обработке М. Булатова. Младшая группа.Провела Седова О. А. 24.11.2022.Литература. В. В. Гербова. Раз...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Чтение русской народной сказки "Царевна - лягушка (в обр. М. Булатова)"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Чтение русской народной сказки "Царевна - лягушка (в обр. М. Булатова)"...

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди» в обработке М. Булатова. Младшая группа.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди» в обработке М. Булатова. Младшая группа....