Игры на липучках и круги Луллия – как средство познавательно-речевого развития дошкольников.
статья по развитию речи

Мельниченко Елена Сергеевна

Работая в детском саду и понимая, что воспитанники нуждаются в модификации способов подачи учебного материала с целью более успешного освоения образовательной программы, мы в своей повседневной работе используем различные нетрадиционные игры и пособия, в том числе и изготовленные своими руками. Нам, педагогам часто приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет к желаемому результату. Именно этот факт ведёт к поиску инновационных приёмов работы, новых универсальных пособий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на липучках и круги Луллия –

как средство познавательно-речевого развития дошкольников.

1 слайд Работая в детском саду и понимая, что воспитанники нуждаются в модификации способов подачи учебного материала с целью более успешного освоения образовательной программы, мы в своей повседневной работе используем различные нетрадиционные игры и пособия, в том числе и изготовленные своими руками. Нам, педагогам часто приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет к желаемому результату. Именно этот факт ведёт к поиску инновационных приёмов работы, новых универсальных пособий. 

2 слайд Удачной формой для этого является использование игровых пособий многофункционального назначения, о которых хотелось бы вам рассказать – круги Луллия и развивающие игры на липучках.

  1. Пособие «Круги Луллия», создано на основе ТРИЗ технологии.

3 слайд Основная цель работы с данными пособиями – развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.

Пособия позволяют решать задачи:

развивать познавательную активность; мелкую моторику и координацию движений рук.

формировать элементарные математические представления;

совершенствовать грамматический строй речи;

развивать внимание детей;

развивать навыки воображения;

обогащение активного и пассивного словаря;

развитие связной речи;

4 слайд Круги Луллия бывают двух видов: горизонтальные и вертикальные. Мы используем горизонтальные пособия закрытого типа и по типу пирамидки.

5 слайд Технология работы с кругами заключается в том, что ребенок, раскручивая кольца, объясняет сочетание картинок, которые попадают под стрелочкой, либо в свободный сектор.

6 слайд Мы используем данные пособия практически с детьми всех возрастов, во всех видах детской деятельности не только на занятиях и в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка, но и в самостоятельной деятельности детей.

7 слайд Игры с кругами Луллия мы подбираем по двум направлениям:

1. Уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание – РЗ);

2. Упражнения на развитие воображения, фантазии и творчества (фантастическое задание – ФЗ).

8 слайд Можно выделить этапы участия педагога в играх с «кругами»:

•        воспитатель непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно;

•        воспитатель косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;

•        воспитатель осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе коррекционной работы.

 9 слайд Нельзя не отметить универсальность игрового материала. Используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

Вариантов игр множество. Всё зависит от возраста, поставленных задач, пройденного детьми материала.

10 слайд В копилке мы имеем такие игры как «Чей детеныш», «Времена года», «Кто где живет», «Найди тень», «Букварик», круги «Расскажи сказку» ( Заюшкина избушка, Волк и семеро козлят, Три медведя, Красная шапочка, Гуси-лебеди). Эти волшебные круги мы изготовили взяв за основу круги Луллия.

Современная дидактическая игра, как отмечают исследователи, должна раздвинуть рамки традиционности. Для того чтобы синтезировать элементы познавательного игрового и учебного взаимодействия детей, нужны новые игры. К инновационной ступени в игровой деятельности, как раз можно отнести игры на липучках. Следуя тенденциям, именно эти игры се5йчас очень популярны

11 слайд Каждая игра, будь то классификация или решение задач, выполняет одно из важных действий – развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи ребенка, и для развития речи липучки – отличный вариант. Для того, чтобы открепить картинку, надо приложить усилие, сам звук, тоже очень привлекает детей, и наглядный яркий материал не оставит никого равнодушным

12 слайд В набор входит игровое поле, на фоне которого будут разыгрываться события сказки и съемные элементы, которые крепятся к фону на липучки.

13 слайд Использование данного игрового пособия облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность работы. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Картинки из одной игры можно отлеплять и использовать их в других играх. Благодаря использованию игр на липучках, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде для детей дошкольного возраста.

Игры данной методической разработки можно использовать в различных видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, при организации индивидуальной работы с ребёнком, самостоятельной деятельности детей.

14 слайд Преимущества развивающих игр на липучках:

первое и самое главное – детям это нравится. Дети могут часами с увлечением прилеплять и снова отлеплять яркие картинки. Процесс приклеивания завораживает, а интерес – в разы повышает результативность!

наглядность, реалистичность, красочность - помогает привлекать внимание и удерживать его на протяжении всего занятия.

игра вовлекает и ребёнка, и взрослого, побуждает их взаимодействовать, совместно творить.

незаметно для маленького ученика происходит развитие моторики, сенсорики, речи, звуковой культуры, фонетики, развитие сенсорных эталонов и речи, математические представления и ознакомление с окружающим миром, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы.

простота и доступность игр. Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь.

На данный момент у нас уже имеются такие альбомы по сказкам «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Рукавичка», «Репка», «Лиса и Журавль», «У солнышка в гостях», «Зимовье зверей», «Айболит» и др. Ребёнок учится составлять короткие описания, используя образные слова и выражения, передавать содержание сказки, рассуждать.

А также альбомы «Времена года», Чей детеныш», «Найди свое место», «Транспорт», «Кто за кем», «Животные Африки», «Мой дом», «9 мая. День Победы», «Кто где спрятался».

15 слайд Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяют игры с кругами Луллия и игры на липучках. Они создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее настроение, радость.

Результаты этих игр можно заметить сразу. Работа с данными пособиями помогает научить детей не только получать знания об окружающем мире, но и уметь их использовать, искать и находить, опираясь на эти знания В ответах детей можно увидеть постепенный переход от односложных предложений к развернутым текстам, в которых ребенок сам произносит имена признаков, самостоятельно создает воображаемые ситуации, с удовольствием формулирует и решает проблемы.

Видеофрагменты 

  1. Видеофрагмент квест-игры «В поисках золотого ключика» Задание: придумай фантастическую историю с помощью волшебных кругов (круги Луллия)

Цель: обучение детей составлению фантастических историй, используя коллективный способ составления рассказа с помощью кругов Луллия .

  1. Видеофрагмент игры с липучками Профессии: транспорт

Цель: расширение представлений об особенностях и назначении транспортных средств и профессий, связанных с управлением машинами. Развитие речевых навыков, умения логически мыслить и воспринимать информацию на слух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Круги Луллия» как средство развития речевых компетентностей дошкольников

Развитие речи  с помощью ТРИЗ-технологии "Круги Луллия" - презентация...

"Круги Луллия как средство интеллектуального и речевого развития дошкольников"

Круги Луллия как средство интеллектуального и речевого развития дошкольников...

"Волшебные кольца Луллия"как средство познавательно-речевого развития дошкольника"

Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании. Такой известный методический прием, как ...

методическая разработка ""Круги Луллий - как средство развития музыкальных способностей дошкольников".

данное методическое пособие содержит в себе актуальность данного пособия, ее изготовление и приминения в образовательном процессе....

Обобщение опыта работы по теме "«Круги Луллия как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников»

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент и...

Круги Луллия – эффективное средство в развитии речи дошкольников.

Круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников, в том числе...

2020-2024г. Презентация опыта работы по теме: «Круги Луллия, как средство развития элементарных математических представлений у старших дошкольников»

Математика для дошкольников довольно непростая наука, которая может вызвать трудности во время  обучения. Далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точн...