Конспект открытого занятия по развитию фонематического слуха и восприятия.Презентация к занятию "Мир звуков"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия по развитию фонематического слуха и восприятия  в старшей-подготовительной группе

 «В мире звуков»

 

Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия.

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствовать навыки различения неречевых звуков;
  • учить внимательно слушать речь, различать слова в потоке речи;
  • учить подбирать рифмы к словам;
  • закрепить умение различать слова, близкие по звуковому составу;
  • закрепить умение выделять первый звук в слове;
  •  закрепить правильное звукопроизношение.

Развивающие:

  • развивать слуховое внимание;
  • развивать навыки звукового анализа через подбор слов, картинок с заданным звуком;
  • развивать навыки ориентации в пространстве при помощи предлогов «перед», «за», «между», «возле».
  • развивать наблюдательность, мышление, внимание.

Воспитательные:

  • учить навыкам самоконтроля и самокоррекции;
  • учить навыкам коллективной и индивидуальной работы;
  •  воспитывать в детях желание помогать друг другу.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

администрации Ханты-Мансийского района

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского района «Детский сад «Сказка»

п. Горноправдинск»

Конспект открытого занятия по развитию фонематического слуха и восприятия 

 на тему: «В мире звуков»

(старшая – подготовительная группа)

                                                    Подготовила учитель-логопед:

                                                                    Абдукаримова Г.М.

п. Горноправдинск

2023

Конспект открытого занятия по развитию фонематического слуха и восприятия  в старшей-подготовительной группе

 «В мире звуков»

Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия.

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствовать навыки различения неречевых звуков;
  • учить внимательно слушать речь, различать слова в потоке речи;
  • учить подбирать рифмы к словам;
  • закрепить умение различать слова, близкие по звуковому составу;
  • закрепить умение выделять первый звук в слове;
  •  закрепить правильное звукопроизношение.

Развивающие:

  • развивать слуховое внимание;
  • развивать навыки звукового анализа через подбор слов, картинок с заданным звуком;
  • развивать навыки ориентации в пространстве при помощи предлогов «перед», «за», «между», «возле».
  • развивать наблюдательность, мышление, внимание.

Воспитательные:

  • учить навыкам самоконтроля и самокоррекции;
  • учить навыкам коллективной и индивидуальной работы;
  •  воспитывать в детях желание помогать друг другу.

Материал и оборудование: аудиозапись со звуками, картинка скрипичного ключа, ободки на голову с изображением паровоза и вагонов, стойки с названиями станций; разноцветные конверты с записками-заданиями, карточки - картинки для игры «Звуковые круги», красный и синий обруч, колокольчик, повязка для глаз, ноутбук.

 Методы и приемы:  

Игровые: воображаемая ситуация

Наглядный: карточки с картинками, картинки - символы гласные и согласные звуки, ИКТ.  

Практические: Игра «Звуконаблюдения», игра «Поэт», подвижная игра «Колокольчик», «Звуковые круги».

Словесные: взаимодействие в диалоге (вопросы-ответы), словесные игры:  

«Ням-Буль».

Длительность занятия – 30 мин.

Характеристика подгруппы детей: подгруппа детей старшей - подготовительной группы, имеющих речевое заключение ФФНР и ОНР 3 уровня (6 детей)

Ход занятия:

I этап

Организационный (введение в ситуацию)

Педагог создает атмосферу психологической комфортности.

Включается аудиозапись со спокойной музыкой.

Дети входят в кабинет

– Ребята давайте сейчас необычно поздороваемся друг с другом. Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте и выполняйте то, о чем я буду говорить.

Скажем «здравствуйте» руками,

Скажем «здравствуйте» глазами,

Скажем «здравствуйте» мы ртом

Станет радостно кругом.

- Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите вокруг – как стало радостно от наших улыбок!  

Дети: Берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, подмигивают, говорят «здравствуйте».

Создаю мотивацию:

Логопед демонстрирует детям скрипичный ключ и задает вопрос «Ребята, как вы думаете, дверь в какую страну открывает этот необычный волшебный ключ?».

Дети: Высказывают предположения.

-Ребята, этот ключ открывает двери волшебной страны звуков, куда я вам сегодня предлагаю отправиться. Вы согласны?

-Тогда ребята приглашаю вас в волшебный поезд, на котором мы отправимся в страну звуков.

- Я буду паровозом, а вы вагончики. Первый вагончик тот, в чьем имени первый звук С, второй – в чьем имени первый звук Р, третий-в чьем имени первый звук Д, четвертый – в чьем имени первый звук В, а последние вагончики , те в чьем имени первый звук П

Дети: Выполняют задания и строятся друг за другом.

 Звучит звук движущегося поезда, то быстро, то медленно

Дети: Движутся быстро или медленно в соответствии с музыкой.

II этап

Основной

  • Ребята, страна звуков хранит множество тайн, давайте попробуем найти ответы на все вопросы.
  • Ребята, закройте глаза и послушайте, что слышно вокруг.

Логопед предлагает детям послушать звуки за окном: звук завывания ветра, звук проезжающей машины, пение птиц, звук шагающего человека по улице, звук разговаривающих людей, лай собак (включаются звуки)

Дети: Высказывают свои версии.

  • А что нам помогло услышать звуки вокруг? …  

Дети: Наши уши.

    Нам помогли уши. Мир полон звуков. Звуки окружают нас повсюду. Звуки могут издавать предметы, люди, птицы, животные

    Детям предлагается отправиться на станции, где их ожидают конверты с записками-заданиями.

    Первая станция куда отправляются дети называется станция «Звуконаблюдения», они строятся друг за другом.

   Звучит звук движущегося поезда.

-Сейчас вы услышите различные звуки, попробуйте догадаться, что это за звуки.

Игра «Звуконаблюдения»

Логопед включает разные звуки: звук ложки в стакане, звук моющейся посуды, звук забивания молотком, звуковая заставка компьютера, скрип двери, звук тикающих часов, звук пылесоса, звук свиста закипающего чайника, звук стиральной машинки, звук чистки зубов, звук мяуканья кошки.

  • А теперь ребята попробуйте догадаться, в каком месте можно услышать все эти звуки?

Дети: Дома или в квартире.

- А сейчас наш поезд отправляется на следующую станцию под названием «Поэтическая» (Дети строятся друг за другом)

    Звучит звук движущегося поезда.

-Ребята, а сейчас в стране звуков нам предстоит превратиться в поэтов. Посмотрите на экран, мы будем подбирать рифму к словам. А знаете ли вы, что такое рифма? (ответы детей)

Логопед: Действительно, рифма – это слова, которые звучат похоже. Найти рифму слову – это искусство, и у настоящего поэта процесс поиска рифмы к какому-либо слову занимает достаточно длительное время, но я думаю, вы легко справитесь с этим заданием.  

Показ слайдов. Выбор правильных картинок.

Игра “Поэт”.

Логопед:  читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагаете ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные... (перина, подушка, рубашка).

Без ключа, ты мне поверь,

Не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу).

Две сестрички, две лисички

Отыскали где-то... (спички, щетку, ложку)

Говорила мышка мышке:

До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки)

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую... (лису, белку)

Опустела мостовая,

И уехали... (автобусы, трамваи, такси)

Катя Лену просит дать

Краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу)

Дети: называют подходящую картинку из предложенных вариантов.

  • Снова наш поезд отправляется по стране звуков.  Слушайте меня внимательно. Ратмир встань между Даниилом и Софией, Полина встань перед Даниилом, Валерия встань за Даниилом, Слава встань возле Софии.

Дети: Внимательно слушая. Выстраиваются друг за другом.

  Наш поезд отправляется дальше на станцию под названием «Динамическая»

  Звучит звук движущегося поезда

-Ребята, сейчас мы с вами немного поиграем.

Динамическая пауза «Колокольчик»

  • Встаем с вами в круг, а ребёнок встает в середину круга и закрывает глаза, передаем колокольчик друг другу под музыку, когда музыка стихнет, тот у кого колокольчик остался в руках-звонит в него. Ребёнок должен указать направление, откуда доносится звон. Затем этот человек зовет водящего по имени. Водящий должен угадать, кто его зовет.
  • Ребята хочу поиграть с вами еще в одну игру:

«Ням-Буль»

Слушайте меня внимательно,

Напитки пьют, еду едят

Хотят того иль не хотят.

Выпить котлету у вас не получится,

А чтобы съесть сок- долго с вилкою мучаться.

«НЯМ» скажешь, если вдруг пищу заметил «БУЛЬ» скажешь, если напиток приметил.

  • Что скажите, если услышите название еды?

Ням.

 -А если название напитка?

Буль.

Спагетти, Бифштексы, компот,

Чай, кофе, пюре, бутерброд,

Салат, молоко, винегрет, Печенье, коктейли, омлет,

Квас, пельмени, лимонад,

Сок, жаркое, шоколад.

  • Ну что ж ребята, в нашей прекрасной стране звуков, где вы уже прекрасно ориентируетесь, нам осталось выполнить последнее задание.  

Наш поезд отправляется дальше на станцию под названием «Гласные и согласные»

Звучит звук движущегося поезда

Игра «Звуковые круги»

  • Перед вами два круга красный и синий

В красный круг мы будем складывать картинки, в которых первый звук гласный.

Логопед: Давайте вспомним, гласный звук, это какой?

Дети: Гласный звук можно пропеть с открытым ртом, не встречая преграды.

А в синий круг-картинки, в которых первый звук-согласный.

Логопед: А согласный звук, это какой?

Дети: Согласный звук не поется, во рту есть преграда.

Пока музыка играет, вы собираете картинки. На старт, внимание, марш.

После того как музыка закончилась, проверяем правильность выполнения вместе с детьми.

 - Ну а теперь ребята, наш поезд отправляется на последнюю станцию под названием «Заключительная» (Дети строятся друг за другом)

   Звучит звук движущегося поезда

III этап

Заключительный

– Ребята, вы большие молодцы. Выполнили в стране звуков все задания. Какое задание было самым сложным? Какое самым веселым?  Какое вам понравилось больше всего?

Дети: Ответы детей.

 -  Мне очень понравилось быть рядом с вами и наблюдать, как ловко вы со всем справляетесь.

  Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебную страну «Звуков». А теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад, но чтобы вернуться назад, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова:

(Дети произносят волшебные слова)

Хлопни, топни

Вокруг себя обернись

в детском саду окажись!

Звучит волшебная музыка. На экране появляется изображение детского садика .

-  Вот мы с вами и вернулись в детский сад!

- А еще ребята я приготовила для вас сюрприз, попробуете по звуку догадаться что это? (в волшебном мешочке фантики от конфет)

 Дети: в предвкушении угадывают, что их ждет конфета.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи: «Путешествие в страну гласных звуков»

Цель занятия: закрепить знания детей о гласных звуках.Задачи:Закрепление чёткой артикуляции гласных звуков [а],  [у],  [и];правила о гласных звуках.Развитие фонематического слуха, памяти и в...

Занятие по развитию фонематического слуха для детей подготовительной группы. Тема: Звук (С).

Цели:закрепить навыки четкого различения и произношения звука (с) в слогах, словах;выделять звук ( с ) в начале, середине, конце слова;деление слов на слоги;упражнение в образовании уменьшительно &nda...

Занятие по развитию фонематического слуха для детей подготовительной логопедической группы тема: Звук [с]. Буква «с»

Занятие по развитию фонематического слухадля детей подготовительной логопедической группытема: Звук [с]. Буква «с»...

Занятие по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста" Путешествие в страну волшебных звуков"

Цель занятие по развитию фонематического восприятия  у детей дошкольного возвраста :научить детей распознавать звуки и выделять их.определять место звука в названии предмета....

Методическая разработка конспекта открытого занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [Ч]»

Часто возникает вопрос как у воспитателя,так и уродителей:"Как привлечь ребёнка к занятию?". Так вот, в  занятии  должен быть сюрпризый момент-это появление какого-либо персонажа. ...