УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи

Кощеева Елена Викторовна

В статье автор рассуждает на тему использования устного народного творчества в активизации речи у детей раннего возраста. Опираясь на личный педагогический опыт, он демонстрирует эффективность использования фольклора в сфере речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

 Кощеева Е.В.

УДК 373.2                  воспитатель первой категории

МАДОУ «Детский сад № 98»

г. Златоуст, РФ

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье автор рассуждает на тему использования устного народного творчества в активизации речи у детей раннего возраста. Опираясь на личный педагогический опыт, он демонстрирует эффективность использования фольклора в сфере речевого развития.

Ключевые слова: устное народное творчество, запуск, активизация речи, речевое развитие, речевой опыт.

Вопрос развития речи детей в наши дни очень актуален в условиях современного ДОУ. Речь – это одна из ведущих способностей человека, дающая ему возможность ощущать себя полноценным субъектом социума. В раннем возрасте речь не менее важна для полноценной жизнедеятельности, чем во взрослой жизни. Ребенку, как и взрослому человеку, речь помогает в реализации своих ведущих потребностей, способствует мягкой социализации, реализует познавательный интерес. Оформляя внутренние мысли в словесную форму, ребёнок получает новые возможности в обогащении собственных знаний, расширяет кругозор, открывает для себя новые горизонты.

Воспитатели сейчас стоят перед огромным выбором классических и инновационных методов работы с речевой сферой детей. Опираясь на индивидуальные потребности детей, их интересы, педагоги склоняются к тем или иным методикам, позволяющим конкретно их воспитанником эффективно развивать речь.

В каждом возрасте перед детьми ставятся определённые речевые задачи. Безусловно, они будут отличаться и у конкретных детей, в зависимости от особенностей развития. Например, основной задачей в раннем возрасте является активизация речи. С момента рождения малыш слышит разнообразную речь. Сначала он реагирует только лишь на знакомые голоса, определённую интонацию, тембр речи, затем начинает понемногу дифференцировать определённые слова и т.д. Всё больше и больше понимая, малыш лишь накапливает опыт, но пока ничего не может сказать. Чем больше ребёнок слышит правильной, качественной речи (с правильной интонацией, ударением в словах, хорошим темпом, чёткими звуками и т.д.), тем богаче будет его пассивный речевой опыт. Этот этап называется предречевое развитие, и он очень важен для становления полноценной, связной речи у ребёнка. Как же пассивный речевой запас ребёнка перевести в активный опыт? Всё начинается с элементарных навыков звукоподражания. Звуки, которые научился воспроизводить малыш, позже  оформляются в полноценные слова.

Одним из эффективных средств активизации речи является устное народное творчество. Богатство русской культуры помогает воспитывать детей всесторонне. Народное творчество даёт нравственную опору, воспитывает в ребёнке чувство эмпатии, учит искренне радоваться за героев, и самое главное – помогает ребёнку произнести его первые слова.

Устное народное творчество включает в себя:

  • былины;
  • сказки;
  • легенды и предания;
  • песни и колыбельные;
  • пословицы и поговорки;
  • загадки;
  • частушки;
  • потешки;
  • небылицы.

Все вышеперечисленные жанры фольклора появляются в жизни малышей практически с рождения. Родители младенцев используют колыбельные, чтобы успокоить детей и погрузить в сон. Потешки, стихи, весёлые народные песни помогают качественно провести с малышом время бодрствования. Когда дети подрастают, в ход идут сказки, небылицы и былины, пословицы и поговорки, частушки и загадки. Устное народное творчество довольно разнообразно и эффективно в любом возрасте, так как различается по уровням сложности.

Имея опыт работы с детьми раннего возраста, нам бы хотелось упомянуть о методе, который помогает им активизировать речевые навыки при помощи фольклора. Многие стишки и потешки русского народного творчества включают в себя элементы повторения «Гуси – гуси! - Га, га, га!», которые легко запоминаются своей рифмой и мелодичностью. Периодически слыша, как взрослые читают стих, ребёнок запоминает ярко выраженные сочетания, повторения. И однажды, когда взрослый делает паузу, специально не дочитывает строчку, малыш сам пытается её завершить, пробуя произнести знакомые сочетания звуков. Это и есть первые предвестники речи. Конечно, сначала звуки нечёткие, возможно просто открывание рта в нужный момент без звукового сопровождения. Но такие моменты очень ценны. Значимый для ребёнка взрослый должен сделать акцент на том, что ребёнок отлично старается, прикладывает усилия, это поставит малыша в ситуацию успеха. Чем больше таких попыток предпримет малыш, тем лучше с каждым разом будет результат.

В период активизации речи ребёнка можно использовать не только потешки, но, например, и песни. Обычно музыкальное народное творчество отличается простотой мотива, понятным текстом. Это и ценно малышам, привлекает их. Дети пробуют напеть что-то. Сначала произнося невнятные звуки, они пробуют просто воспроизвести мелодию, со временем получается произносить простые слова, с каждым разом усложняя собственную работу и поднимаясь на ступень выше.

Многообразный, ценный культурный опыт наших предков влияет на образование детей сегодня. Удивительная проницательность, простота, но при этом насыщенный смысл – всё это характеристики устного народного творчества. Конечно, мы обязаны дорожить нашим культурным богатством, прививая любовь к нему детям с раннего возраста. Если брать во внимание, что это ещё и действенный метод развития и активизации речи у дошкольников раннего возраста, фольклор становится ещё более привлекательным контентом для чтения и изучения малышами.

Список использованных ресурсов:

  1. Аникин, В. П. Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 2009.
  2. Борисенко, М. Г. Развиваем речь малыша. Комплексная методика развития речи детей 2-3 лет. - М.: Литера, 2018.
  3. Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа. - М.: Сюита, 1996.
  4. Лунина, Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры. - М.: Просвещение, 2005.
  5. Маврина, Л. Развитие речи. - М.: Стрекоза, 2015.

© Кощеева Е.В., 2023г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Актуальным  был и остается  вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста

Актуальным  был и остается  вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15337124","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"363","width":"480"}}]]"Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка ,к...

«Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость....

«Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Актуальность исследования. Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историко...

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»

   Использование прибауток, потешек, пословиц, поговорок и других малых жанров фольклора в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребё...