Конспект занятия по речевому развитию "Весенние волшебники"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Интеграция областей: познавательное развитие, развитие речи, художественное творчество.
Цель занятия: развитие речи детей через использование мнемотехники, расширение представлений об окружающем мире, активизация полученных знаний через творческую составляющую.
Образовательные задачи занятия: совершенствование навыка составления рассказа по таблице, продолжить и закрепить формирование понятий «время года», «весна», продолжить формирование умения проводить логические связи между сезонными явлениями и изменениями в живой природе.
Развивающие задачи: развитие связной речи, внимания, слухового восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Воспитательные задачи: формирование доброжелательности, инициативности, развитие чувства справедливости, воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: магнитная доска, наглядный материал по теме «Весна», компьютер, мнемотаблица "Весна" (слайд), слайд с мнемотаблицей о жизненном цикле бабочек, аудиозапись весенней мелодии или пения птиц, раздаточный материал (1 альбомный лист с наклееным кругом с печатным точечным заданием - заготовкой каждому ребенку), карандаши, колпачки волшебников, с написанными на них именами детей, одноразовые тарелочки с окрашенным в светло-зелёный цвет рисом и тремя видами макаронных изделий (рожки, спиральки и бантики), бабочки , распечатанные на принтере ( в натуральную величину) для наклеивания в итоге на работы детей, колонка - мини для включения записи пения птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesennie_volshebniki.docx | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия " Весенние волшебники"
с использованием мнемотехники для старшей группы
Интеграция областей: познавательное развитие, развитие речи, художественное творчество.
Цель занятия: развитие речи детей через использование мнемотехники, расширение представлений об окружающем мире, активизация полученных знаний через творческую составляющую.
Образовательные задачи занятия: совершенствование навыка составления рассказа по таблице, продолжить и закрепить формирование понятий «время года», «весна», продолжить формирование умения проводить логические связи между сезонными явлениями и изменениями в живой природе.
Развивающие задачи: развитие связной речи, внимания, слухового восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Воспитательные задачи: формирование доброжелательности, инициативности, развитие чувства справедливости, воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: магнитная доска, наглядный материал по теме «Весна», компьютер, мнемотаблица "Весна" (слайд), слайд с мнемотаблицей о жизненном цикле бабочек, аудиозапись весенней мелодии или пения птиц, раздаточный материал (1 альбомный лист с наклееным кругом с печатным точечным заданием - заготовкой каждому ребенку), карандаши, колпачки волшебников, с написанными на них именами детей, одноразовые тарелочки с окрашенным в светло-зелёный цвет рисом и тремя видами макаронных изделий (рожки, спиральки и бантики), бабочки , распечатанные на принтере ( в натуральную величину) для наклеивания в итоге на работы детей, колонка - мини для включения записи пения птиц.
Ход занятия:
В: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся. Гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок стало сразу светлее и теплее.
Садятся на стулья. Давайте закроем глаза, сделаем глубокий вдох - выдох, вдох - выдох.
Включаем звуки весеннего пения птиц.
- Ребята, послушайте , пожалуйста, стихотворение:
Светает рано по утрам,
проталины и тут и там,
ручей шумит, как водопад,
скворцы к скворечнику летят,
звучат под крышами капели,
медведь с еловой встал постели,
всех солнышко тепло ласкает,
кто время года это знает?
(Ответы детей)
- Ребята, сегодня мы с вами будем самыми настоящими весенними волшебниками, а нужно это для того, чтобы помочь весне скорее прийти в наши края, ведь все вы этого хотите, правда?
- Для этого нужно стать весенними волшебниками и тогда, что бы мы ни делали, весна непременно услышит и поспешит к нам в края! А нам всего лишь нужно ей напомнить, какая она прекрасная. Давайте сделаем это. Согласны?
Тогда, колпачки волшебников нужно вам раздать! Колпачок получит тот, кто верно мне ответит на вопрос "Без чего не может быть весны?".
Весна не может быть без.... (яркого солнца)
Весна не может быть без... (луж)
Весна не может быть без...(грозы)
Весна не может быть без... (проталин)
Весна не может быть без...(капели)
Весна не может быть без... (подснежников)
Весна не может быть без.... (дождей)
Весна не может быть без... (ручейков)
Весна не может быть без... (теплой погоды)
и т.д.
Работа с мнемотаблицей, составление группового рассказа
- Молодцы. А теперь посмотрите на доску. (Мнемотаблица "Весна" отображается на мультимедийном экране, либо воспитатель развешивает на магнитной доске 6 распечатанных рисунков мнемотаблицы)
Составление рассказа (работа со всей группой детей).
- На доске нарисованы предметы, к ним надо подобрать «красивые» слова. Они нам будут нужны при составлении рассказа. Постарайтесь, пожалуйста, отвечайте полным предложением.
Рис.1. Изображено солнце, облако.
- Что это?
- Солнце весной какое? Как оно греет?
- Небо весной какое?
- По небу плывут облака. Какие они?
Рис. 2. Дерево с почками, ручей.
- Что весной происходит с деревьями?
- Снег тает и по земле бегут ручейки. Какие они? (веселые, звонкие…)
- Что делают ручейки? (Текут, журчат, звенят…)
Рис. 3. Проталинка, подснежник, травка.
- Солнышко пригревает и на земле появляются… (проталинки)
- Что на них вырастает? (Подснежники.)
- Какие они? (Маленькие, голубые, первые, хрупкие, редкие…)
Рис.4. Птицы.
- Кто прилетает из теплых краёв?
- Почему птицы улетают осенью?( нет насекомых, нечем питаться)
- Что делают птицы весной? (строят, вьют, лепят, чирикают…)
Рис. 5 Медведь и медвежонок.
- Просыпаются звери. Что они делают? (Выползают, выбегают, прыгают, бегают, линяют…)
Рис. 6. Бабочка. Кто ещё просыпается весной? (насекомые)
Ребята, мы с вами разобрали все наши картинки и теперь, глядя на них, нам нужно составить рассказ. Давайте я вам попробую составить свой рассказ, вы меня послушайте, а затем попробуете сами.
Наступила весна. Солнышко стало ярче и теплее пригревать. Небо весной ясное, светлое. Весной на деревьях распускаются первые клейкие листочки. Тает снег и по земле бегут веселые ручейки. Прямо из - под снега расцветают подснежники. Прилетают первые птицы с юга и вьют гнезда. В лесу просыпаются звери. Белки и зайцы меняют цвет шубки. Весной начинают просыпаться насекомые.
Воспитатель предлагает детям (1-2) составить свой рассказ по мнемотаблице.
- Ребята, какие вы молодцы, я чувствую, что на улице даже потеплело от ваших рассказов!
Динамическая пауза с психогимнастикой
Чтобы весне стало ещё веселее, предлагаю вам изобразить приметы весны вместе со мной.
(Исполнение психологической гимнастики под стихотворение):
Солнышко сияет (поднимаем руки вверх)
В небе синева (машем из стороны в сторону поднятыми руками)
Почки набухают (складываем ладони вместе)
И растёт трава (Ладошки повернуты от себя, пальцы растопырены - несколько раз из кулачков разжимают)
Ручеёк струится (изображают руками волны)
Выспался медведь (" потирают" глаза кулачками)
Прилетели птицы (взмахи руками)
Песни стали петь (изображают ладонью клювики птиц)
И тепло уж скоро
К нам придёт опять (покачивания и махи ладонями на уровне груди)
Будут над травою
Бабочки порхать ( изображают бабочку сложенными вместе ладонями)
Творческая часть занятия. Выполнение практического задания, создание мнемотаблицы своими руками
- Отлично! Дорогие волшебники, а сейчас я предлагаю продолжить наше волшебство. Кто же еще начинает летать в воздухе весной? Пусть не так высоко в небесах, как это делают птицы, но не менее радостно? (насекомые) Ребята, каких насекомых вы можете назвать? (ответы детей)
Давайте - ка, дорогие волшебники, напомним весне и о бабочках, пусть сделается тепло и они начнут порхать на улице, это будет очень радостно! Согласны?
(Показывается слайд с изображением этапов трансформации бабочки - яйца, гусеница, личинка, взрослая особь, либо выставляется картинка).
- Бабочки - насекомые с полным превращением, так как личинка (гусеница) полностью отличается от взрослой особи. Их жизненный цикл состоит из 4 стадий:
- может быть, кто-то скажет, как называется самая первая стадия жизни бабочки? ( яйцо);
- следующая стадия развития бабочки называется..... личинка (гусеница),
- затем наступает очередь ... куколки, в которую превращаются только те гусеницы, которые хорошо кушали. Что кушают гусеницы? А что кушают птицы? (гусениц)
- и, наконец, наступает очередь красавицы - бабочки - взрослого насекомого. Чем питается бабочка? (нектаром цветов)
-Для того, чтобы красавица весна ничего не забыла, ведь у неё так много дел, нужно уследить за многими изменениями в природе, мы с вами сегодня будем делать волшебные напоминания, которые можно прикрепить так, чтобы весна их могла увидеть в окно. И можно будет рассказать о бабочках своим друзьям в группе и родителям дома.
- Для работы нам понадобятся вот такие листы ( показываются листы с заданием) и всё то, что вы найдёте на столе - карандаши, и даже макароны с рисом. Рассмотрите хорошо то, что есть у вас на столе. Что вы видите? (ответы детей)
Располагайтесь вокруг стола и возьмите карандаш того цвета, который вам нравится больше всего.
- Ребята, вы помните, как называется первая стадия жизни бабочки? (ответы детей). Найдите цифру "1" и закрасьте её любым цветом, какой вам нравится.
- Как вы считаете, что из того, что расположено на тарелочках, более всего напоминает яйца бабочки? (рис) Открепите защитную плёнку с клейкого скотча и прикрепите на него рисинки близко друг к другу, как это делают бабочки (выполнение задания детьми).
- Теперь давайте отыщем и обведём цифру "2". Вспомните, кто вылупляется из яичек ? (гусеничка). Чем должна заниматься гусеничка, чтобы вырасти? Обведите для неё травку и солнышко, найдите на тарелочке макаронное изделие, похожее на гусеничку (макаронинка - спиралька). Давайте найдём для неё место на траве, прикрепим туда нашу макаронинку.
- Следующий номер нашего задания какой? ("3"). Во что превращается гусеница ? (В куколку). Пожалуйста, обведите цифру "3" и раскрасьте новый листочек, на который мы прикрепим куколку , какая макаронинка подходит по форме для этого (рожок).
- Скажите мне, пожалуйста, каков будет номер следующего этапа, когда из куколки появится...кто? Правильно, бабочка! И мы закрашиваем цифру "4", можно нарисовать цветочек, ведь бабочки очень любят нектар цветов! Последняя макаронинка очень напоминает бабочку, приклейте её так, чтобы она порхала в воздухе.
Заключительный этап. Рефлексия.
- Ребята, какие чудесные работы получились у вас! Словно повеяло весной! Вот и прилетели на ваши работы бабочки, но скоро весна пришлёт и настоящих! Вы - настоящие волшебники и ваше волшебство обязательно поможет весне! Надеюсь, что ваши работы помогут вам рассказать товарищам в группе о бабочках.
Благодарю вас за отличное занятие !
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему:«Маленькие волшебники».
Задачи: Создание теплой дружеской обстановки, доверительных отношений; Развитие детского творчества, фантазии, воображения; Снятие эмоционального напряжения....
Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»
Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...
Конспект занятия по экологии «Воздух волшебник» для детей средней группы
Цель: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах, его значении для людей, животных, растений....
...конспекты занятий по речевому развитию для 1 младшей группыплан-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем став...
Конспект занятия на тему «Мы волшебники» для детей старшего дошкольного возраста.
: формирование эмоционального отношения к действительности. форммировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве; поощрять стремление ребенка совершать добрые п...