Развитие речи детей через произведения устного народного творчества
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Речь является важнейшим средством развития личности ребёнка и начинает активно формироваться уже в раннем возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.konf_._plotnikova_m.n.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная педагогическая конференция

«Педагогическое мастерство - 2022»

Секция «Актуальные методы познавательного и речевого развития детей
в ходе реализации ФГОС дошкольного образования
(опыт, проблемы, решения)»

Развитие речи детей через произведения устного народного творчества

Автор: Плотникова Марина Николаевна,

воспитатель структурного подразделения
МОУ «Школа № 2 р.п. Новые Бурасы»

р.п. Новые Бурасы

2022

Речь является важнейшим средством развития личности ребёнка и начинает активно формироваться уже в раннем возрасте.

Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащения речи ребенка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи является произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанные веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Актуальность работы моей темы заключается в том, что с помощью устного народного творчества взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение для ребёнка, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.       Сказки, потешки, прибаутки, загадки - первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Развитие речи детей посредством фольклорных произведений, безусловно, не проявляется само собой. В этом важную роль играет воспитатель, умело направляющий этот процесс. Поэтому в работе с детьми я поставила перед собой задачу систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у малышей речевой активности.

Новизна опыта состоит в разнообразии применения методов: планирование тематических дней, использование малых фольклорных форм в различных видах деятельности: игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, труда, режимных моментов. В работе использовались нетрадиционные формы и методы: стимулирующие детей к использованию малых фольклорных форм, создание ситуаций, побуждающих к творческим действиям.

Цель опыта: использование произведений русского народного фольклора, как возможность развития речи детей; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Исходя из цели, я определила следующие задачи:

воспитывать интерес детей к устному народному творчеству;

посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь;

расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора;

развивать умение разыгрывать сказки по ролям;

развивать интерес к народным играм;

учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.

Реализацию поставленных задач по развитию речи детей посредством произведений народного творчества  выбрала следующие направления:

использование фольклорных произведений на занятиях;

- в играх: дидактические игры, игры-забавы, пальчиковые игры, хороводные игры, подвижные народные игры, игры инсценировки;

- чтение сказок и потешек, рассматривание к ним иллюстраций;

- использование фольклора в режимных моментах;

- работа с родителями.

Работая по этому направлению, разработала детско-родительский образовательный проект «Русское устное народное творчество».

Маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (картинками, игрушками). Поэтому в моей группе первоначальное внимание было направлено на обогащение предметно-развивающей среды.   В интерьер группы включила элементы русского фольклора: пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, самодельные куклы, различные виды театров. В группе имеется настольный, пальчиковый театр «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», а также театр рукавичек. Обязательным элементом стал «Уголок ряженья». А также оформила картотеки: «Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста», «Русские народные песенки, потешки, прибаутки, заклички», основанная на фольклорном материале. В книжном уголке имеется подборка книг со сказками и потешками. Дети с удовольствием вместе со мной рассматривают книги, иллюстрации к русским народным потешкам, песенкам, сказкам. Чтобы поддерживать интерес всех детей к книге, задаю вопросы-загадки: «Кто, кто придет?», «Кто, кто найдёт красивые серёжки в ушах у кошки?» или «Кто, кто тушить пожар бежит?».

Расширяя словарь детей через русский народный фольклор, нельзя не отметить познавательное значение словосочетаний из сказок и потешек, по которым можно учить ориентировке в пространстве, давать понятие о временных представлениях, величине: «Вот и люди спят, вот и звери спят», «Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко встало, утро настало», «Маленькая птичка прилетела к нам», «Выросла репка большая». 

Обращая внимание детей на природные явления, через заклички, знакомлю их с могучей силой природы, учу радоваться и солнцу, и дождю и радуге:

А ты радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не давай дождя.

Дай нам солнышка-колоколышка!

Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание. Эту речевую задачу я решаю, используя заклички и колыбельные песни. Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко – закликать:

Солнышко, появись!

Красное, нарядись!

Противоположным свойством обладают колыбельные песни. Само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно, напевно, ласково:

Тише, куры, не шумите.

Моего Ваню не будите.

Для полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора я применяю их в режимных моментах с целью создания благоприятной речевой среды, так как это одно из условий речевого развития детей, а также для создания благоприятной эмоциональной атмосферы.

Широко использую в своей работе загадки. Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают её отличным приёмом дидактического воздействия на детей. Предлагаю загадки в начале занятия, наблюдения, бесед, с целью мотивации на предстоящую деятельность и поддержание интереса.  Использую загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме, в завершении деятельности.

Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицания, вопрос, яркая интонационная мимика. Заучивание и обыгрывание диалогического фольклорного текста помогает детям улавливать интонационную окраску речи. Конкретность сформулированных вопросов вызывает чёткий и простой ответ.  

Ваня — Ванечка!

Куда ходил?

В лесочек.

Что видел?

Пенёчек.

Под пенёчком что?

Грибочек.

Хвать за кузовочек.

В конце третьего года дети начинают понимать юмор. Чаще всего смешным для них бывает то, что выходит за рамки обычных представлений. Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю небылицы, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:

- Где ты, брат Иван?

- В горнице.

- А что делаешь?

- Помогаю Петру.

- А Петр что делает?

- Да на печи лежит

В ходе занятий по фольклору с детьми использую наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации) с помощью которых создается развёрнутая картина действий.

Одним из главных приёмов наглядности является приём инсценирования произведения. Такие инсценировки мы разыгрываем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая – зрители, а потом наоборот. Для инсценировок использую потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети. Игры-инсценировки способствуют развёртыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. Дети  не только проговаривают прибаутки, потешки, но и передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста. Показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, осторожно ходит котик, как музыканты играют на разных музыкальных инструментах. Такие инсценировки – это целая живая картина.

Огромное значение в развитии речи детей младшего дошкольного возраста имеют дидактические игры. Ценность дидактических игр состоит в том, что речевые задачи решаются в игровом действии: формирование звукопроизношения, обогащения словаря, развитие связной речи. Наиболее успешно решаются речевые задачи в играх с использованием фольклорных произведений. Содержание дидактических игр, используемых для улучшения звукопроизношения, различно. Наиболее успешно эта задача решается в таких играх, как «Совушка-сова», «Поезд», «Еду – еду».

Не менее серьёзное значение имеет обогащение словаря. Приобретение достаточного запаса слов на основе конкретных представлений и умение пользоваться ими в своей речи позволяет в дальнейшем овладеть связной речью. Использовала в своей работе такие игры, как «Уложим куклу спать», «Найди игрушку», «Больная кошечка», «Доскажи словечко».

Особое место в работе по развитию речи детей занимают дидактические игры с предметными и сюжетными картинками. Игры с картинками способствуют расширению словарного запаса, формированию обобщенного значения слов, развитию грамматического строя речи, стимулирует активное использование речи («Узнай потешку», «Отгадай загадку»). Рассматривая их вместе с воспитателем, дети узнают персонажей, изображенных на картинке, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше.

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до

детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. Самые любимые игры для детей – это народные подвижные игры, в основе которых содержатся простейшие попевочки. Их ещё называют, игры с приговорами. Например, игра «Салки-догонялки».

Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Нельзя не отметить влияние таких игр на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей.  Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры. Наверное, поэтому дети их так любят.  Играя в игру «Я хитрая лиса», проговаривание потешки дети сопровождают выразительными движениями. Чем чаще дети играли в эту игру, тем сильнее проявлялись эмоции и мимика.

Если в начале, они просто проговаривали текст, то позднее в их речи появился оттенок насмешки, интонационная выразительность.

А также мы очень любим, играть в хороводные игры: «Жили у бабуси»», «Мыши водят хоровод», «Ласковые имена», «Колпачок», «Мы на луг ходили», «Угадай, кто я?», «Ходит Ваня», «Всем Надюша расскажи», «Галя по садочку гуляла», «Карусели», «Пузырь», «Снежок» и др.

 Одним из важнейших направлений в моей деятельности по развитию речи детей является взаимодействие с родителями. Ребенок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в детском саду, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома. Я рекомендую родителям шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи, при этом на родительских собраниях и индивидуальных беседах показываю, как это можно сделать.

Оформляю для них консультации, повышающие уровень знаний родителей о народном фольклоре и дающие практические навыки рассказывания. Например: папки «Пальчиковая гимнастика» (на фольклорном материале); «Русские народные игры для малышей»; проведено собрание на тему «Использование народного фольклора в развитии речи детей». Используемые мною на занятиях с детьми потешки, дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры я предлагаю родителям в виде памяток, буклетов, рекомендаций для закрепления дома. Видя заинтересованность педагога в работе с детьми, получая систематически информацию, касающуюся речевого развития детей, родители тоже становились более активными, начинали осознавать важность речевого развития и помогали в изготовлении дидактического материала, который использовался на занятиях и в свободной игровой деятельности.

Исходя из результатов проведенной работы, я сделала вывод, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности. В результате целенаправленного и систематического использования фольклора на занятиях и в повседневной жизни добилась положительных результатов в работе по данной теме, Дети стали эмоциональнее, активнее, свободно выражают свои просьбы и пожелания. Расширился и обогатился словарный запас детей, речь стала более четкой, внятной. Дети отвечают на простые вопросы, легко общаются друг с другом. Охотно играют вместе, развёртывают небольшие пока сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются использовать их самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей посредством произведений устного народного творчества

В статье говорится о развитии речи детей посредством произведений устного народного творчества алтайцев (на примере Улаганского района).  Статья написана на алтайском языке....

« Развитие речи детей через знакомство с народным творчеством»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие р...

Самообразование по теме:«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений устного народного творчества»

Данный материал содержит план по самообразованию по теме:«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений устного народного творчества» Цель работы: объединить ус...

Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи детей с использованием устного народного творчества

Расширять представление детей о домашних птицах: курице, петухе, цыплятах. Уточнить, что у петушка тоже есть семья.Продолжать учить различать их. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведения...

Самообразование по теме:«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений устного народного творчества»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится в...

Развитие речи детей посредством произведений устного народного творчества

В статье говорится о развитии речи детей посредством произведений устного народного творчества алтайцев (на примере Улаганского района).  Статья написана на алтайском языке....