Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: «Насекомые и пауки» возрастная группа: старшая
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Хасанова Гульчачак Рафаэлевна

 Задачи:

 Образовательные. обобщить полученные знания детей по теме «Насекомые», учить детей образовывать слова при помощи суффиксов, образовывать множественное число существительных, согласовывать существительные с числительным, использовать глаголы, прилагательные, составлять притяжательные прилагательные от названий насекомых, использовать в речи предлоги около, по, под, на, над.

 Развивающие. Развитие длительного плав­ного выдоха, диалогической речи, фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, ловкости.

 Воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4

с. Кандры муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Речевое развитие»

Раздел  «Развитие речи»

Тема:   «Насекомые и пауки»

возрастная группа:  старшая

Выполнил:

воспитатель Хасанова Г.Р.

 Конспект ООД по развитие речи в старшей группе

Тема: «Насекомые и пауки»

 Задачи:

 Образовательные. обобщить полученные знания детей по теме «Насекомые», учить детей образовывать слова при помощи суффиксов, образовывать множественное число существительных, согласовывать существительные с числительным, использовать глаголы, прилагательные, составлять притяжательные прилагательные от названий насекомых, использовать в речи предлоги около, по, под, на, над.

 Развивающие. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, ловкости.

 Воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Магнитная доска, коврограф, модуль с висящими на нем бумажными бабочками, альбом «Мир природы. Животные»,  мяч, предметные картинки с изображениями бабочек, жуков, осы, усов жука,  

Предварительная работа. Рассматривание насекомых во время прогулки, беседа о них, расширение словаря. Чтение сказки К. Чуковского «Тараканище», рассказов К. Ушинского «Пчелки на разведках», В. Зотова «Божья коровка», «Кузнечик».    

Интеграция областей: Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Ход 

Вводная часть:

Приветствие:   Собрались все дети в круг,

                        я твой друг, и ты мой друг.                                                                                        Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.                                       Скажем: здравствуйте!

Воспитатель:  Весна в разгаре. Цветет черемуха. Проснулись насекомые. Сегодня мы с вами и будем говорить о насекомых, выясним, что вам известно об их внешнем виде и образе жизни. Посмотрите, какие красивые бабочки прилетели к нам на занятие. Подуйте на них, чтобы они закружились в воздухе. Как вы будете дуть?

Дети. Нужно набрать воздуха через нос и подуть на бабочку, не надувая щек, вытянув губы трубочкой.

  Воспитатель.  Правильно. Выполняйте упражнение.

Дети по очереди выполняют упражнение по 4—5 раз по команде  воспитателя.

  1. Основная часть.

 Рассматривание картины С. К. Артюшенко «Насекомые и пауки» и беседа по ней

 Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом, и ставит на мольберт картину.

  Воспитатель.  Расскажите, каких насекомых вы видите на картине, что они делают. Составьте предложения сразу о двух насекомых.  

1 р е б е н о к. Разноцветная бабочка вьется над веткой липы, а желтая бабочка кружится над цветком клевера.

2ребенок. Мохнатый шмель собирает нектар с цветка клевера, а пчела хочет взять нектар из цветка ландыша.

3ребенок. Зеленый кузнечик сидит на одном листке ландыша, а муравьи ползут по другому листку.

4-й ребенок. Длинноногая водомерка бежит по воде, а жук-плавунец ныряет в воду. (И т. п.)

 Воспитатель убирает картину и предлагает детям перейти к столу.

2. Игра с мячом «Закончи предложение».  

Воспитатель приглашает детей пройти на ковер, предлагает им встать в круг и берет в руки мяч.

  Давайте поиграем в знакомую вам игру с мячом «Закончи предложение».

Воспитатель.  Майский жук большой, а божья коровка...

1ребенок. ...маленькая.

Воспитатель.  У майского жука крылья короткие, а у стрекозы...

2ребенок. ...длинные.

Воспитатель.   У жука усы толстые, а у бабочки...

3-й ребенок. ...тонкие.

Воспитатель.  У шмеля спина широкая, а у водомерки...

4-й ребенок. ...узкая.

 Воспитатель оценивает работу детей и убирает мяч. Проводится пальчиковая игра «Пчела»
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
(делают маховые движения кистями рук)
А за нею шмель-шмелек -
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
(загибаем пальцы, начиная с большого).
  Как фонарики глаза.
(делаем кружки из пальцев, подносим к глазам),
Пожужжали, полетали (машем ладошками),
  От усталости упали (роняем ладони на стол).

3. Игра «Один – много»

Кузнечик – много кузнечиков

Муравей – много муравьёв

Гусеница – много гусениц

Комар – много комаров

Стрекоза – много стрекоз

Пчела – много пчёл

Жук – много жуков

Бабочка – много бабочек

Муха – много мух

Воспитатель: Молодцы!

Физминутка  Бабочка.                                      

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

 4.Игра «Подбери признаки»

Воспитатель.  Бабочка – 

Дети.  Красивая, разноцветная, порхающая, восхитительная, легкокрылая…

Воспитатель.  Муха –

Дети.  Вредная, надоедливая, противная

Воспитатель.  Пчела –

Дети.   Желтая, трудолюбивая, полезная

Воспитатель.  Кузнечик –

Дети.   Зелёный, стремительный, быстрый, музыкальный.

Воспитатель.  Муравей –

Дети.  Шустрый, быстрый, работящий.

Воспитатель.  Гусеница –

Дети.  Медлительная, прожорливая, неприятная.

Воспитатель.  Комар –

Дети.  Звонкий, надоедливый.

 

5.Игра «Сосчитай» 

Воспитатель.  Посчитай, сколько бабочек?

Ребенок.  Одна бабочка, две бабочки, пять бабочек.

Воспитатель.  Посчитай, сколько гусениц?

 Ребенок.  Одна гусеница, две гусеницы, пять гусениц.

Воспитатель.  Посчитай, сколько комаров?  

Ребенок.  Один комар, два комара, пять комаров.

Воспитатель.  Посчитай, сколько шмелей?

Ребенок.  Один шмель, два шмеля, пять шмелей.

   

6..Проговаривание чистоговорок

Вей-вей – это муравей

Овка-овка – божья коровка

Чок-чок-чок – вот и паучок

За-за-за – прилетела стрекоза

Очка-очка – это бабочка

Чик-чик – зелёный кузнечик

са-са-са – прилетела к нам оса

7.. Игра «Назови части тела насекомых»

 Воспитатель.  Ножки чьи?

Ребенок.   пчелиные

Воспитатель.  Крыло чьё?

Ребенок.  жучиное

Воспитатель.  Усик чей?

Ребенок.   стрекозиный

Воспитатель.  Брюшко чьё?

Ребенок.  муравьиное

 

8. Работа с раздаточным материалом

Воспитатель: Насекомые целый день на лугу любят веселиться, порхать, летать, кружиться, а когда они устают, то отдыхают на цветке. У вас в корзиночках находятся насекомые, внимательно слушайте, где каждое насекомое решило отдохнуть:

• Муравей бежит по… (стеблю цветка)

• Божья коровка ползёт по… (листу)

• Пчела спряталась под… (лепестком цветка)

• Гусеница сидит на… (цветке)

• Бабочка порхает над (цветком)

• Жук сидит под (цветком)

• Стрекоза летает около (цветка)

  1. Заключительная часть.

Воспитатель:  О чем мы сегодня говорили?

Дети. О насекомых.

Молодцы мы с вами, ребята, со всеми заданиями справились,   Какие задания мы выполняли,  

Дети: Называли насекомых ласково, считали их и т.д.

Воспитатель: Да, дети и все это мы делали с вами играючи:

Игры не простые,
Умные такие.
Те, кто в них играют,
Насекомых не обижают.
А нам же друзья, на прощанье,
Осталось сказать: « До свиданья!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема «Дети играют» Возрастная группа младшая № 2

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема «Дети играют» Возрастная группа м...

Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область: «Речевое развитие» Раздел: «Развитие речи» Тема: «Путешествие в сказку» возрастная группа: младшая группа

Ознакомление детей со звуком "О" и обучение чёткой правильной артикуляции, развивать речевое дыхание, тренируя детей в произношении звука длительно и на одном выдохе....

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Ежи» Возрастная группа: старшая

развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», закрепить употребление предлогов в речи, формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием,...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: Рассказывание по картине «Кошка с котятами» Возрастная группа: старшая

Учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку. Учить отмечать и называть различие и сходство меж...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Речевое развитие» Раздел: «Развитие речи» Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине» Возрастная группа: старшая №2

Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине».Цель: составление описательного рассказа по сюжетной картине.Обучающие задачи: закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна&raq...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: «Грибы» возрастная группа: старшая

Задачи: Образовательные.  Закрепление представ­лений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение и расширение и активизация словаря по теме «Лес» (лес, гриб, ножка, ...